28 марта 1944 года в рамках Одесской наступательной операции войска 3-го Украинского фронта под командованием генерала армии Родиона Яковлевича Малиновского был освобожден город Николаев. В ходе освобождения города командование Красной армии провело уникальную операцию – в тыл противника высадился отряд десантников, который смог перерезать коммуникации противника и, сдерживал в течение нескольких дней десятикратно превосходящего противника.
Окружённый с трёх сторон Бугским лиманом и рекой Ингул, Николаев был превращён немцами в неприступную крепость. С намерением отвлечь силы противника с фронта, и тем самым облегчить взятие города наступавшими войсками командование 28-й армии приняло решение высадить в порту десант. Для проведения этой операции из состава 384-го отдельного батальона морской пехоты вызвались добровольцами 55 военнослужащих, В отряд также вошли 10 саперов, два связиста и проводник из числа местных рыбаков. Командиром десантного отряда был назначен старший лейтенант Константин Федорович Ольшанский.
В штормовую погоду 24 марта 170 десантников начали погрузку на плавсредства, в качестве которых использовались неуправляемые морские понтоны. После того как один из понтонов перевернулся, операцию пришлось приостановить. Удалось найти 7 рыбацких лодок, на которых 26 марта 1944 года в 4 часа 15 минут морские пехотинцы скрытно высадились в торговом порту. Десантники сняли часовых, и заняв несколько зданий, организовали круговую оборону в районе элеватора. Следует сказать, что преодоление пятнадцати километров до точки высадки заняло более пяти часов. Из-за этой задержки сапёры, окончив разминирование, не смогли вернуться в своё расположение до рассвета и вместе с лоцманом остались в составе отряда. Связисты передали радиограмму об успешном начале выполнения боевой задачи.
В городе началась паника. Решив, что в порту высажена целая армия и опасаясь окружения, враг начал поспешный отход из города, уничтожая все, что оказалось на его пути.
В боях за город воины десантники совершили героический подвиг. Краснофлотец Валентин Ходырев потеряв кисть левой руки, ценой собственной жизни связкой гранат уничтожил вражеский танк. Снайпер Георгий Дермановский, когда враги ворвались в обороняемое им здание, зубами вцепился в горло немецкому офицеру. Матрос А. Мамедов, подожжённый неприятельским огнемётчиком, огненным факелом прорвался к отряду немцев и взорвал гранату, унеся с собой жизни нескольких вражеских солдат. Разведчик Юрий Лисицин, после гибели радистов отправленный Ольшанским с донесением, подорвавшись на мине и потеряв ступню, ползком добрался до расположения армии и передал приказ командира – нанести по порту удар с воздуха. Вызвав огонь на себя, старший лейтенант Ольшанский был сражён вражеской пулей.
В ночь на 28 марта 1944 года 61-я гвардейская и 243-я стрелковая дивизии из состава 6-й армии форсировали реку Ингул и с севера ворвались в город Николаев. Одновременно с востока в город вошли части 5-й ударной армии. С юга в город вступили войска 28-й армии и 2-й гвардейский механизированный корпус.
Жители Николаева с великой радостью встречали своих освободителей. Каждый дом для воина Красной армии был открыт как для самого желанного гостя: его приход означал конец тем зверствам и унижениям, которыми подвергались горожане от немецко-фашистских захватчиков.
Больше двух с половиной лет хозяйничали в этом городе немецко-фашистские оккупанты. За это время, и особенно перед своим бегством из города, немцы превратили целые кварталы в груды развалин. Был уничтожен городской театр, 7 школ, здания техникума и пединститута, а также крупные предприятия, учреждения и больницы. За время оккупации немцы расстреляли здесь около 23 000 советских граждан. Однако объявленная оккупационными властями отправка в Германию всего мужского населения Николаева в возрасте от 14 до 60 лет была сорвана. Очевидцы рассказывают, что месяца за три до своего ухода гитлеровцы пытались замести следы своих преступлений. Они стали отрывать могилы и вытаскивать трупы. Целые штабеля трупов фашисты обливали мазутом и жгли.
В официальном донесении командира батальона майора Котанова Ф. Е. говорилось: «Отряд старшего лейтенанта Ольшанского за двое суток отразил 18 атак противника, вывел из строя свыше 700 гитлеровцев, уничтожил несколько танков и пушек противника, посеял панику в тылу врага, помешал уничтожению порта и элеватора».
Следует сказать, что Немцы до конца были уверены, что ведут бой с крупным десантом. Пленный обер-лейтенант Рудольф Шварц давал показания: «Командование Николаевского гарнизона было весьма обеспокоено тем, что за столь короткий срок был разгромлен почти целый батальон. Нам казалось непонятным, каким образом такие большие силы русских прошли на территорию порта».
Николаевский десант выполнил поставленную задачу. Его героические действия вошли в историю Великой Отечественной войны как образец воинской доблести подразделения.
Родина высоко оценила славный подвиг отважных воинов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 года все 55 моряков-десантников, в том числе А.Д.Абдулмеджидов, А, Ф. Головлев, В.И.Кипенко, Г.И.Ковтун, М.В.Коновалов, А.С.Лютый, А.К.Мамедов, К.Ф.Ольшанский, Е.М.Павлов, А.М.Хайрутдинов, М.К.Хакимов были удостоены звания Герой Советского Союза. В 1965 г. это высокое звание посмертно было присвоено местному рыбаку проводнику отряда А.И.Андрееву.
Необходимо добавить, что имена нескольких героев, принимавших участие в десанте, неизвестны до сих пор. Причина в том, что 7 апреля 1944 года подорвался на мине и затонул сейнер «Дельфин», на котором везли штабные документы, имена 10 сапёров и 2 радистов остались неизвестными, а наградные листы на присвоение им звания Героев Советского Союза были заполнены именами других бойцов, отличившихся при взятии Николаева.
Освобождение города Николаева 28 марта 1944 года Москва отметила орудийным салютом двадцатью артиллерийскими залпами из 224 орудий.
384-му отдельному батальону морской пехоты приказом Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина присвоено почётное наименование «Николаевский».
Полковник Г.Цобехия
Курсант А.Бухарова
Военный университет Минобороны РФ