16 марта 2019 года исполняется 160 лет со дня рождения талантливого русского инженера, изобретателя радио Александра Степановича Попова (1859–1906).
В фонде Президентской библиотеки помимо раритетных изданий о научном поиске и жизненном пути учёного можно найти и «Памятную табличку радиотехнического кронштадского порта, открытую по инициативе А. С. Попова (Санкт-Петербург, г. Кронштадт)» (2014).
…Отец Александра, приходской священник церкви посёлка Туринский рудник Пермской губернии, поддерживал в сыне рано проявившуюся страсть к изобретательству, в результате которой десятилетний мальчик смастерил гальваническую батарейку из бутылок с отбитым горлышком, соорудив тем самым самодельный электрический звонок, которым гордилась вся семья Поповых. «Любимым его занятием, – писал детский товарищ Попова А. Дерябин, – в котором и я принимал участие в качестве ассистента, была постройка разного рода двигателей, устроенных большей частью при помощи текущей воды. Нами сооружались на ручьях мельницы с двигающимися колесами, подъёмные машины, ведёрками вытаскивающие землю из „шахт“, вырытых иногда на два-три аршина в глубину. И во всем этом „машиностроительстве“ он был большой искусник». При этом Александр, по воспоминаниям близких, чуть не до 11 лет оставался неграмотным. Проявляя интерес к техническим чудесам, он был равнодушен к сухим непонятным значкам, именуемым буквами. Но когда необходимость заставила, он овладел грамотой за полтора месяца.
В семье Поповых было семеро детей, денег на обучение в гимназии не было. Поэтому Александра по семейной традиции отправили учиться в духовное училище, а затем и в семинарию, где помимо Священного Писания и курса богословия преподавали русскую словесность, латынь, греческий, французский и немецкий языки, математику, гражданскую историю, логику, психологию, философию и достаточно обширный курс физики.
В 1877 году Александру на базе полученных в семинарии знаний удалось успешно сдать вступительные экзамены на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. К этому времени он точно определил область знаний, которая интересовала его больше всего. Это был практически неизученный феномен электричества.
Придумав первый в мире радиоприёмник, Александр Степанович создал надёжную простую радиоаппаратуру, сразу же нашедшую практическое применение. Появилась возможность от лабораторных опытов перейти к практическому осуществлению связи без проводов. Будучи блестящим физиком-теоретиком, Попов вместе с тем с первых же шагов своей научной деятельности проявлял интерес к технике, к использованию научных достижений для решения прикладных технических задач, активно внедряя их в развивающуюся российскую промышленность. С присущей ему целеустремлённостью он стал оснащать радиостанциями корабли русского Военно-Морского Флота, лично занимался проектированием аппаратуры, её испытаниями и совершенствованием, обучением офицеров и радистов.
7 мая 1895 года Попов доложил о своём открытии на заседании Русского физико-химического общества. В истории этот день навсегда отмечен как дата изобретения радио. Однако это открытие прошло почти незамеченным: морское ведомство предполагало использовать ноу-хау Попова в военных целях, разработку засекретили.
Тем временем в Европе стали появляться сенсационные публикации об изобретении радиотелеграфа итальянцем Маркони. 2 сентября 1896 года ему удалось передать радиограмму на расстояние три километра. Промышленники и военные принялись вкладывать огромные деньги в развитие нового вида связи.
Существуют документы, свидетельствующие о попытках Маркони и возглавляемой им английской фирмы всячески скрыть факт присвоения себе чести изобретения радиопередатчика и даже самого радио. Но благодаря книге В. К. Лебединского «Изобретение беспроволочного телеграфа» из фонда Президентской библиотеки мы имеем возможность передать вопрос о приоритете изобретения зарубежным коллегам Александра Попова: «Предоставим дать характеристику первоначальной работы Маркони иностранцам: Икклз (Англия): „Маркони изменил излучатель Гертца таким же образом, как Попов изменил резонатор; он удлинил одну его половину и поставил вертикально“».
Пьерар (Франция), Неспер (Германия), наконец, сам Флеминг, сотрудник Маркони, описав схему Попова 1895 г., говорит: «Здесь, следовательно, мы имеем не только явное зарождение идеи телеграфирования при помощи гертцовых волн, но уже и осуществление его, хотя и в зачаточной форме». «Шум, поднявшийся вокруг опытов Маркони, имел для работы Попова то следствие, что на неё была отпущена от правительства небольшая сумма в 300 руб.».
И, наконец, главное: «Вопрос о безусловном приоритете русского профессора в Европе замяли потому, потому, что А. С. по причине засекреченности его работы не опубликовал в 1896 г. своего передатчика, снабжённого антенной».
…После изобретения радиосвязи Александром Степановичем Поповым петербургского учёного пригласили в Америку с целью наладить с его помощью производство радиостанций. Предложили в качестве подъёмных неслыханные деньги. Ответ Попова, который опубликован в книге профессора В. К. Лебединского «Изобретение беспроволочного телеграфа» (1925), цифровая копия которой имеется в электронном читальном зале Президентской библиотеки, поразил работодателей, привыкших всё мерить рублём: «Я – русский человек и все свои знания, весь свой труд, все мои достижения имею право отдавать только моей родине… И если не современники, то, может быть, потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей родине и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи».
Корконосенко Наталья Федоровна
Источник: Президентская библиотека