С началом нового, 1916 года Кавказская армия вплотную подошла к казавшейся неприступной «кавказской твердыни». Стратегически взятие Эрзерума означало примерно то же самое, что и взятие Перемышля на Юго-Западном фронте русской армии: нельзя было продолжать наступление, выходить на равнины Анатолии, имея в тылу мощную крепость с многочисленным гарнизоном. Юденич, снова проявляя нестандартность оперативного мышления, решает взять крепость без длительной осады, что называется «с ходу».
Османская империя рассчитывала вернуть все территории, потерянные страной в предыдущих войнах с Россией. Общая обстановка на всех турецких фронтах складывалась чрезвычайно неблагоприятно для Кавказской армии, которой приходилось надеяться на свои силы. В то же время турецкая армия должна была к весне удвоиться прибытием свежих и сильных галлиполийских корпусов, окрыленных только что одержанными блестящими победами над англо-французами. Исходя из общей обстановки, командующий Кавказской армией генерал Николай Николаевич Юденич принял решение перейти в наступление, несмотря на начавшиеся зимние холода и снегопад, уничтожить живую силу 3-й турецкой армии. Наступление было назначено на рождественские праздники, когда противник меньше всего мог этого ожидать.
Чтобы скрыть готовившийся удар, штаб Кавказской армии дезинформировал противника, распустив слухи о подготовке широкомасштабного наступления весной 1916 года в Иране, где генерал Баратов только-только закончил успешную Хамаданскую операцию. Турки поверили ложным сведениям. За неделю до начала операции новый командарм 3-й армии Махмуд-Киамиль-паша уехал в Стамбул, а его немецкий начальник штаба находился в отпуске в Германии. Временное командование армией принял битый в Алашкертской долине летом 1915 года Абдул-Керим-паша. Турки, укрепляясь, готовились к зимовке и мирной передышке вплоть до весны.
В такой благоприятной ситуации генерал Юденич решительно запросил Августейщего главнокомандующего, заявив, что всю ответственность он готов принять на себя. Вторая половина января 1916 года прошла в подготовке к штурму Эрзерума. Штурм был назначен на 8 часов вечера 29 января. Когда собранные в штабе армии старшие начальники узнали, что штурм назначен на 29-е, они пришли в изумление и стали просить отсрочки хотя бы на неделю. Генерал Юденич, выслушав их, спокойно сказал: «Вы просите отсрочки – отлично! Согласен с вашими доводами и даю вам отсрочку: вместо 8 часов штурм начнется в 8 часов 5 минут…». Следует подчеркнуть, что боевые действие предстояло вести в условиях высокогорья и при двух, а местами и шестиметровом снежном покрове в горах. Однако к считавшемуся крайне рискованном наступлению войска были неплохо подготовлены и экипированы. Солдаты имели усиленный паек, специальную теплую обувь и одежду, темные защитные очки. Был принят ряд профилактических мер, позволявших избежать обморожений. Помимо чисто стратегических расчетов Юденич прекрасно чувствовал обстановку, сложившуюся в те дни на Кавказском фронте. А она была в то время еще весьма далека от того хаоса и развала, которые охватят полки и дивизии всего лишь через год. Не испытавшая пагубного влияния «окопного сидения» Кавказская армия готова была идти вперед, у армии был порыв, и именно его чувствовал командующий, когда принимал решение об атаке неприступного Эрзерума.
Взяв на себя всю ответственность за последствия операции, Юденич начал штурм. 29 января 1916 года после мощной артиллерийской подготовки, ночью, в сильную метель и мороз, штурмовые отряды пошли на приступ. Юденич приказал вести атаку круглые сутки, без перерыва. Сам он с небольшим конвоем и штабными офицерами разместился прямо на передовой. Несмотря на потери штурмовавших, отчаянное сопротивление турецкого гарнизона было сломлено, и уже к утру 3 февраля Эрзерум выкинул белый флаг. В ходе операции турецкие войска потеряли до 20 тыс. человек из них не менее 8 тыс. пленными, 9 знамен и 315 орудий. За время наступления русские войска продвинулись вглубь турецкой территории еще на 70 — 100 километров, создав благоприятные условия для взятия Трапезунда.
Через неделю в Эрзерум прибыл Великий Князь Николай Николаевич. Подойдя к выстроенным войскам, он снял с головы папаху, повернулся к Юденичу и поклонился ему до земли, а затем обернулся к войскам и крикнул: Герою Эрзерума генералу Юденичу- ура! Дружное «ура!» огласило захваченную турецкую крепость. 8 февраля 1916 года Великий князь Николай Николаевич телеграфом сообщил Императору Николаю II свое мнение о генерале Юдениче: «Заслуга его велика перед Вами и Россиею. Господь Бог с поразительной ясностью являл нам особую помощь. Но, с другой стороны — все, что от человека зависимо, было сделано. Деве-Бойна и Эрзерум пали благодаря искусному маневру в сочетании со штурмом по местности, признанной непроходимой. По трудности во всех отношениях и по результатам, взятие Эрзерума, по своему значению, не менее важно, чем операции, за которые генерал-адъютант Иванов и генерал-адъютант Рузский были удостоены пожалованием им ордена Святого Георгия 2-йстепени. Моя священная обязанность доложить об этом Вашему Императорскому Величеству. Просить не имею права. Ген. адъютант Николай. Эрзерум, 8 февраля 1916 г.».
Ответная телеграмма гласила: «Очень благодарю за письмо. Ожидал твоего почина. Награждаю Командующего Кавказской Армией генерала Юденича орденом Святого Георгия 2-й степени. Николай». Официальное сообщение, отредактированное генералом Алексеевым, пришло 16 февраля 1916 г. : «Государь Император, в 15-й день сего февраля, Всемилостивейше изволил пожаловать командующему Кавказской Армиею Генералу от Инфантерии Николаю Юденичу, орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия, 2-й степени, в воздаяние отличного выполнения при исключительной обстановке боевой операции, завершившейся взятием штурмом Деве-Бойнской позиции и крепости Эрзерум».
Следует обратить внимание на то, что во время первой мировой войны орден Святого Георгия 2-й степени вручался до этого всего четыре раза. Первым был награжден главнокомандующий Юго-Западного фронта генерал Н.И.Иванов 1914году, в том же году главнокомандующий Северо-Западным фронтом генерал от инфантерии Н.В.Рузский и маршал Франции Ж.Жофр, за победу на Марне. В следующий раз орден был вручен в марте 1915 года, Верховному главнокомандующему великому князю Николаю Николаевичу. Н.Н.Юденич стал, пятим кавалером этой награды времен Первой мировой войны.
Взятие Эрзерума и вообще вся наступательная операция русских зимой произвела во всем мире сильное впечатление и вызвала со стороны Турции посылку против кавказской армии подкреплений со всех фронтов. Благодаря этому была остановлена турецкая операция в сторону Суэцкого канала и Египта, а английская экспедиционная армия в Месопотамии получила большую свободу действий. Эрзерумская операция, закончилась победой русских, полным расстройством 3-й турецкой армии и захватом всех ее запасов.
Литература:
- 1. Е.В.Масловский Мировая война на Кавказском фронте Париж, 1933.
- 2. А.А. Керсновский История русской армии «Голос». М.: 1994.
- 3. В.Бондаренко Герои первой мировой «Молодая гвардия». М.: 2013.
Габриэль Цобехия
Комментарий НА "ГЕРОЙ ЭРЗЕРУМА"