Иностранная интервенция начала XVII века угрожала независимому существованию Российского государства и населяющих его народов. Отдельные очаги сопротивления сливались в могучее народное движение за освобождение Родины, охватив уже в 1619 – 1910 гг. города Кострому, Кинешму, Галич, Н. Новгород, Владимир, Суздаль, Ярославль, Вологду и другие, где отряды крестьян и горожан все более решительно и единодушно давали отпор захватчикам.
Ситуация в стране приняла угрожающий характер, когда в сентябре 1610 г., семибоярщина впустила поляков в Москву. С этого момента реальная власть в столице оказалась в руках польского гарнизона. Вопрос встал следующим образом: либо Семибоярщина и поляки окончательно доведут страну до полного распада, либо в обществе найдется достаточное число патриотов, способных подняться на защиту Родины.
В сентябре 1611 г. в Нижнем Новгороде началось формирование ополчения, которое сыграло решающую роль в освобождении Москвы от поляков.
Один из руководителей освободительной борьбы русского народа против польских и шведских интервентов Кузьма Минин — посадский человек, торговец мясом и рыбой из Нижнего Новгорода, был особенно уважаем рядовыми гражданами своей округи за честность. Достоверные биографические сведения о нем относятся к началу сентября 1611 г., когда по призыву патриарха Гермогена избранный земским старостой Кузьма Минин обратился к посадским людям с призывом к всенародному восстанию против польских феодалов. Минин подал согражданам пример, пожертвовав на дело ополчения все свои сбережения. Сборы, собранные по его инициативе с горожан и сельчан, дали первые денежные поступления на нужды ополчения. Народ понимал, что деньги нужны на святое дело: речь шла о том, быть или не быть России. Помимо организационно-хозяйственных функций, Кузьма Минин в эту пору занимался также и дипломатической деятельностью, вел переговоры о единстве действий с руководителями казачества и южнорусского дворянства.
Другой национальный герой князь Д. М. Пожарский происходил из рода князей Стародубских. При дворе Бориса Годунова он служил стольником, а затем поддерживал Василия Шуйского. В 1609 г. ликвидировал шайки разбойников в районе Москвы, годом позже был назначен воеводой в Зарайске, где организовал сопротивление польским интервентам. Серьезно раненный в боях с поляками в 1611 г. в Москве, он был вывезен оттуда в Троице-Сергиев монастырь, после чего удалился для лечения в свою родовую вотчину в суздальском уезде. Именно туда к Пожарскому явились послы Минина с просьбой возглавить Нижегородское ополчение. Встав во главе ополчения, объединившего патриотические силы на завершающем этапе борьбы с интервентами, Пожарский в своем лице тогда совместил всю верховную власть России.
Огромную роль в общерусском деле сыграл патриарх Гермоген, открыто и смело выступил он против оккупантов ещё в дни мартовского восстания 1611 года. Патриарх отказался выполнить требования польских завоевателей, выйти и приказать первому ополчению отступить от Москвы. За это оккупанты заточили его в подземелье Чудова монастыря, подвергли пыткам. Находясь в заточении, патриарх Гермоген стал рассылать по городам грамоты с призывом к православным русским людям подняться на борьбу против захватчиков-католиков. Это патриаршее послание зажгло сердца людей, и когда Минин бросил клич, Русь встала на борьбу благодаря призыву Гермогена! Под воздействием грамот Гермогена патриоты сошлись на том, что первоочередной задачей является освобождение столицы и созыв Земского собора для избрания нового Царя. Поляки, узнав об этом, перестали кормить заточника. 17 февраля 1612 года Патриарх Гермоген скончался от голода и холода, приняв на себя мученический венец. Он отдал себя в жертву во имя того, чтобы Русь осталась православной, свергла ненавистных пришельцев, желавших сначала разорить её, а затем насильно обратить в католичество. Подвиг Святейшего патриарха Гермогена — победа в духовной битве над врагами, залог будущей ратной победы!
Свой достойный вклад в грядущую победу внес старец Борисоглебского монастыря, затворник Иринарх Ростовский. Узнав, что ополчение Пожарского не решается идти на Москву из-за возникших разногласий, Иринарх послал князю Дмитрию Михайловичу благословение и просфору, а также велел передать, чтобы тот без страха шёл освобождать столицу. По пути в Москву Минин и Пожарский прибыли в Борисоглебский монастырь, чтобы лично получить благословение старца. Иринарх благословил их и дал им в помощь свой крест.
Как то знаменитый польский воевода пан Сапега явился к Иринарху спрашивать о вере, преподобный Иринарх откровенно сказал ему: «Возвратись в свою землю, полно тебе в России воевать! Если же не уйдёшь или опять придёшь в Россию и не послушаешь слова Божия, то будешь убит в России». Бесстрашие старца настолько поразило Сапегу, что тот дал монастырю милостыню. Однако, предсказанию старца Сапега не послушался — вскоре он был убит под Москвой.
В начале весны 1612 года второе ополчение, которое насчитывало 10 тыс. человек выступило из Нижнего Новгорода и направилось по направлению Балахна – Юрьевец – Решма – Кинешма – Кострома – Ярославль, где был образован временный «Совет всея Земли» – правительственный орган. Ополчение постоянно пополнялось людьми, вооружением, припасами. В июле Минин и Пожарский повели свои отряды к Москве, куда спешило на выручку осажденных поляков 12-тысячное войско гетмана Я. Ходкевича. Основную массу отряда составляли запорожские казаки, среди них были также немцы, литовцы и поляки.
Пожарский расположил ополчение таким образом, чтобы не допустить соединения войска Ходкевича с поляками в Кремле. Главные силы ополченцев стали в районе Арбатских, Тверских и Никитских ворот, небольшие отряды прикрыли Петровские ворота. Вскоре Трубецкой и Заруцкий вступили в переговоры с Мининым и Пожарским о согласованности действий. В ночь на 22 августа 1612 г. поляки перешли Москву-реку у Новодевичьего монастыря и начали сосредоточиваться в районе Чертольских ворот. Пожарский спешно перебросил сюда сильный конный отряд, а пешие войска расположил за Земляным валом. Утром воинство Ходкевича атаковало русские позиции. Упорный бой продолжался около 7 часов. Имея превосходство, поляки оттеснили защитников города к стенам Белого города. Осажденные в Кремле поляки предприняли вылазку, но она была отражена заранее выделенным для этой цели отрядом. В ходе сражения русские воины проявили массовый героизм, а их вожди – высокое полководческое мастерство и личную храбрость.
Однако положение ополченцев становилось все тяжелее. В это время с другого берега Москвы-реки во фланг польских войск ударили пятьсот предусмотрительно поставленных тут в резерве Пожарским воинов и часть казаков Трубецкого. Этот удар оказался неожиданным для уверовавших в победу поляков, те были вынуждены в полном расстройстве отойти на Воробьевы горы.
После суточной передышки армия Ходкевича возобновило наступление. Полякам вновь удалось потеснить ополченцев. Пожарский с трудом удерживал неприятелей, бросив в дело последние резервы. Исход второго сражения решил неожиданный удар воинов под командованием Минина. Уже в сумерках отряд Минина переправился через реку в районе Крымского моста и атаковал неприятелей с фланга. Одновременно оборонявшиеся из последних сил ударили по врагу с фронта. Поляки бежали, бросив артиллерию и обозы, а через несколько дней отошли к Можайску. Это предопределило судьбу интервентов, блокированных в Кремле. Следует заметить, что при взятии Москвы войсками Минина и Пожарского оборону Кремля в 1612 году держали 3000 поляков и немцев. Двухмесячная блокада привела к сильнейшему голоду. 22 октября были начаты переговоры, 25 октября поляки, засевшие в Кремле, выпустили всех заложников, а на следующий день капитулировали на условиях сохранения жизни.
В это время совершил свой подвиг Иван Сусанин, костромской крестьянин. По одной из версий, он завел в болото на погибель вражеский отряд. По другой – умер от пыток за то, что не показал место, где скрывался будущий царь.
Освобождение Москвы создало условия для восстановления российской государственности, послужило мощным толчком к дальнейшему развитию освободительного движения против интервентов по всей стране. На трон в 1613 г. был избран Михаил Федорович Романов. С приходом к власти династии Романовых начинается возрождение религиозно-нравственных традиций и социально-политических основ Московского царства.
Российский народ высоко оценил патриотическую и организаторскую инициативу Минина и Пожарского по изгнанию с русской земли польских интервентов и при их жизни воздавал патриотам Отечества хвалу и честь.
Благодарные потомки открыли в столице России памятник. На его гранитном постаменте бронзовыми буквами начертано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия, лета 1818 г.». При открытии памятника великий русский мыслитель В. Г. Белинский сказал: «Может быть, время сокрушит эту бронзу, но священные имена их не исчезнут в океане вечности… Они всегда будут воспламенять любовь к Родине в сердцах своих потомков. Завидный удел! Счастливая участь!».
Таким образом, героическая борьба народных масс против иноземных захватчиков в начале XVII века завершилась победой. Ценою многих жертв народ отстоял независимость Родины.
Габриель Цобехия
Людмила Константинова
Военный университет МО РФ
Литература:
1. История России и мировые цивилизации. М., 2005.
2. Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 2006.
3. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций. Минск, 2003.
4. Платонов С.Ф. Смутное время. М., 2000.
5. Рыбаков Б.А. Мир истории: Начальные века русской истории. М.: Молодая гвардия, 2005.
6. Скрынников Р.Г. Три Лжедмитрия. М.: АСТ, 2003.
Комментарий НА "Народные массы против иноземных захватчиков"