Перевезти нельзя, оставить! Будущее Центрального музея Военно-воздушных сил в Монино.

Вид с высоты птичьего полёта на Центральный музей ВВС.Вид с высоты птичьего полёта на Центральный музей ВВС.
Начальник Центрального музея Военно-воздушных сил Александр Владимирович Гончаров.

Начальник Центрального музея Военно-воздушных сил Александр Владимирович Гончаров.

28 ноября 2018 года исполнилось 60 лет филиалу Центрального музея Вооружённых Сил Российской Федерации (г. Москва) – Центральному музею Военно-воздушных сил (р.п. Монино Московской обл.).

Герб Монино

Герб Монино

Именно в этот день в 1958 году появился приказ главнокомандующего Военно-воздушными силами СССР № 209 «О создании Музея-выставки авиационной техники ВВС при Краснознаменной Военно-воздушной академии», с которого и началась история музея.

На основании этого приказа был составлен и утверждён штат музея, разработанный в монинской Военно-воздушной академии, в составе: начальника, его заместителя, одного экскурсовода, трёх научных сотрудников и стольких же смотрителей залов. Начались энергичный ремонт помещений и одновременно приём экспонатов, а также создание экспозиций. Первым начальником музея был назначен майор Константин Петрович Данилин. 23 февраля 1960 года Музей-выставка авиационной техники ВВС (с 1971 года – Музей ВВС) был открыт для посетителей, имея в наличии 586 единиц хранения, из них – 14 самолётов.

Сегодня общий фонд музея составляют более 60 тыс. единиц хранения. Основой его экспозиции является коллекция подлинников – самолётов, вертолётов, планеров, двигателей, вооружения, личных вещей выдающихся авиаторов и документов. Она насчитывает около двухсот экспонатов летательных аппаратов, причём многие из них являются уникальными, сохранились в единственном экземпляре и имеют сертификат памятников науки и техники. Например, такие как махолёт В.Б. Татлина «Летатлин», французский аэроплан «Фарман-IV», английский истребитель Сопвич «Триплан», французский бомбардировщик-разведчик «Вуазен-III», первый советский цельнометаллический самолёт для перевозки пассажиров и почты АНТ-2, советский истребитель Лa-7, на котором летал трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб, советский стратегический бомбардировщик М-50, ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец Т-4 (Су-100) и другие. По богатству коллекции монинский музей не имеет аналогов в стране и по праву считается одним из ведущих авиационных музеев мира.

В феврале 2000 года начальником Музея ВВС был назначен полковник Александр Владимирович Гончаров и является им в настоящее время, правда, уйдя в запас с военной службы. В 2001 году музей получил статус федерального государственного учреждения культуры и стал называться Центральным музеем Военно-воздушных сил.

Такие сюжеты – не редкость для Центрального музея ВВС. Преемственность поколений авиаторов – одна из составляющих его успешной деятельности.

Такие сюжеты – не редкость для Центрального музея ВВС. Преемственность поколений авиаторов – одна из составляющих его успешной деятельности.

Ежегодно музей посещают от 150 до 200 тысяч экскурсантов не только из России, но и из-за рубежа. В честь государственных праздников Российской Федерации в музее проводятся уроки мужества и ежегодные дни открытых дверей, носящие социально значимый характер и позволяющие воочию познакомить граждан с выдающимися историческими достижениями отечественной авиации. С 2005 года при музее работает волонтёрская организация, объединяющая патриотически настроенных представителей самых разных поколений со всей территории России. В 2012 году Центральный музей ВВС стал филиалом Центрального музея Вооружённых Сил Российской Федерации.

Нелёгок, но благороден труд волонтёров Центрального музея ВВС.

Нелёгок, но благороден труд волонтёров Центрального музея ВВС.

В Центральном музее ВВС накоплен огромный опыт музейной и научной работы, в т.ч. методика проведения экскурсий, обеспечения сохранности и реставрации экспонатов. Идёт строительство новых ангаров и залов. На сегодняшний день имеются значительные свободные площади для расширения экспозиции, сохранился грунтовый аэродром.

Проведение уроков мужества – одна из традиций музея ещё с советских времён.

Проведение уроков мужества – одна из традиций музея ещё с советских времён.

Относительно недавно в музее торжественно проходили выпуски офицеров из монинской Военно-воздушной академии.

Относительно недавно в музее торжественно проходили выпуски офицеров из монинской Военно-воздушной академии.

Таким образом, Центральный музей ВВС сейчас является национальным достоянием нашей страны и действующим центром военно-патриотического воспитания подрастающего поколения России.

Кадеты Московской областной общеобразовательной школы-интерната с первоначальной лётной подготовкой имени трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина частые гости музея.

Кадеты Московской областной общеобразовательной школы-интерната с первоначальной лётной подготовкой имени трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина частые гости музея.

Казалось бы, что всё просто замечательно. В настоящее время монинский музей опять на слуху, но не в связи с шестидесятилетием со дня создания, а в связи с грядущим переездом в парк «Патриот» – военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооружённых сил РФ, находящийся в подмосковной Кубинке. Страсти разгорелись по этому поводу нешуточные. Есть как сторонники перемещения музея в Кубинку, где он станет одним из кластеров родов и видов Вооружённых Сил, так и ярые противники. Впрочем, соответствующее положительное решение уже принято министром обороны Сергеем Шойгу. Однако действительно ли этот переезд так необходим?

Решение о перемещении Центрального музея ВВС из Монино в Кубинку было принято в военном ведомстве еще в 2016 году. Уже тогда это вызвало возмущение местных жителей и ветеранов. Высказывались против него и представители ряда авиационных конструкторских бюро, которые шефствуют над «своими» экспонатами. Мотивация была такой: самолёты не выдержат переезда и будут уничтожены, а Монино потеряет десятилетиями «намоленное» авиационное место. И тогда переезд приостановили. Но это была не победа «монинцев», а всего лишь временная задержка.

Советский ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец времён холодной войны Т-4 (Су-100).

Советский ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец времён холодной войны Т-4 (Су-100).

И действительно, 2 ноября 2018 года была опубликована копия дорожной карты по переносу экспозиции из Монино в парк «Патриот», которую министр обороны Сергей Шойгу подписал 15 октября текущего года. Согласно этому документу, Минобороны до конца 2018 года планирует закончить экспертизу самолётов и вертолётов в музее и решить вопрос с их страхованием, а землю под музеем передать в муниципальную собственность. Предполагается, что в течение 2019 года состоится юридический перенос Центрального музея ВВС в парк «Патриот», а до апреля 2020 года перевезут и все экспонаты. Открытие новой экспозиции запланировано на второй квартал того же года.

Дорожная карта

Собственно, вопрос по музею в Монино можно считать закрытым, но противники переноса продолжают настаивать на своей позиции.

«Самолёты в Монино прилетели своим ходом. В разные времена. Легендарные самолёты легендарных асов. Теперь их будут резать и проводить макетную сборку в шестидесяти километрах от Москвы. А как вы их по-другому перебазируете? – говорит мой друг известный военный журналист (ВГТРК), уроженец и житель Монино Александр Валерьевич Сладков. – Из боевых машин, уже в «Патриоте», сделают чучела. За наши с вами огромные деньги. Всю экспозицию в «Патриоте» не примут. Уникальный фонд (документы, личные вещи знаменитых пилотов и конструкторов, редчайшая коллекция авиационных двигателей) – это всё куда пойдет?»

Советский стратегический бомбардировщик времён холодной войны М-50.

Советский стратегический бомбардировщик времён холодной войны М-50.

Логика, считаю, железная. Хотите создавать новое – создавайте. Но не ломайте народное. Хотите помочь? Дайте развитие Центральному музею ВВС на его историческом месте! Отремонтируйте исторический боевой аэродром, с которого взлетали советские бомбардировщики, чтобы бить по фашистской нечисти. Сделайте летающими часть экспонатов музея, которые будут осуществлять демонстрационные полёты с монинского аэродрома, как, например, в Музее военной авиации (Military Aviation Museum), расположенном в Соединённых Штатах Америки на небольшом частном аэродроме рядом с аэропортом Вирджиния-Бич. В музее представлена одна из самых больших частных коллекций авиационной техники времён Первой и Второй мировых войн из Великобритании, Германии, России (Советского Союза), Соединенных Штатов Америки и Японии с 1910 года до начала 1950-х годов. Возьмите и создайте, в конце концов, авиационный филиал «Патриота» на «намоленной» авиационной монинской земле, как морской в Кронштадте или Севастополе!

Каждый год в дни открытых дверей в музее очень многолюдно.

Каждый год в дни открытых дверей в музее очень многолюдно.

Таким образом, из всего вышесказанного относительно переезда Центрального музея ВВС из Монино в кубинский парк «Патриот» следует один единственный правильный и по смыслу здравый вывод – перевезти нельзя, оставить!

С.В. Крылов

 

Сведения об авторе. Крылов Семён Владимирович, полковник запаса, кандидат исторических наук, доцент.