Противолодочный крейсер с авиационным вооружением «КИЕВ». Так написано на отлитой из бронзы и отполированной до золотистого блеска памятной доске, висевшей при входе в офицерскую кают-компанию авианосца «Киев». Советский Союз был могучей державой и к его ВМФ страны НАТО относились настороженно. Понять с какой силой мы сталкивались, и насколько опасным было противостояние не просто. Человеческий ум в железе создал уникальные корабли — вертолетоносцы и авианосцы, самые современные палубные вертолеты и самолеты.
Разработка «Киева» шла по проекту 1123, но с усиленным вооружением и увеличенной дальностью плавания, еще до вступления в строй ПКР «Москва». Корабль планировали заложить на нулевом стапеле ЧСЗ в феврале 1968 года. Однако демонстрация самолета Як-36 летом 1967 года в городе Домодедове вызвала необходимость откорректировать этот проект под самолеты вертикального взлета и посадки. Тяжелый авианесущий крейсер «Киев», технический проект 1143, шифр «Кречет». Это первый корабль с самолетами на борту. «Киев» был спроектирован Невским ПКБ, проект утвержден 30 апреля 1970 года. Главным конструктором был Аркадий Васильевич Маринич. Строительство корабля для самолета вертикального взлета и посадки вызывало разноречивые мнения, но надежда с меньшими затратами, чем у вероятного противника, создать авианесущий корабль была заманчива и адмирал флота С.Г. Горшков, в то время командующего ВМФ, устраивала, а личный контроль гарантировал выполнение работ в установленные сроки.
Корабль заложен на Черноморском судостроительном заводе 21 июля 1970 года. Старший строитель В.Н. Корчагин. Главным строителем и ответственным сдатчиком был И.И. Винник.
26 декабря 1972 года состоялся спуск крейсера на воду, который посвятили 50-летию образования СССР. Швартовые испытания начались 15 октября 1974 года. 15 апреля 1975 год на корабле был торжественно поднят Военно-морской флаг. В строительстве «Киева» принимал участие и экипаж, который начал заселяться на корабль в феврале 1975 года. Первым командиром был назначен капитан 1-го ранга Юрий Георгиевич Соколов.
17 апреля в присутствии ГК ВМФ С.Г. Горшкова, в сопровождении буксиров, крейсер отошел от заводского причала и взял курс на Севастополь, для проведения заводских и государственных испытаний. 18 мая 1975 года на рейде Бельбек, близ Севастополя, на палубу «Киева», стоящего на якорях, впервые совершил посадку самолет Як-З6М, пилотируемый летчиком-испытателем ЛИИ МАП О.Г. Кононенко. Затем произвел посадку летчик-испытатель НИИ ВВС полковник В.П. Хомяков. 19 мая на ТАКР прибыл МО СССР А.А. Гречко и С.Г. Горшков и Олег Кононенко продемонстрировал возможности Яка.
Полет выполнялся в сложных метеорологических условиях (СМУ), при низкой облачности и плохой видимости, еще с не введенной в строй системой посадки «Привод-СВ».
Подойдя к ВПП под углом 30-45 градусов, О. Кононенко мягко посадил самолет на палубу. Выбежали сотни людей, подхватили летчика прямо из кабины, пронесли на руках по всей палубе и поставили прямо перед Министром Обороны. Олег в МСК, высокий, стройный, стоял и докладывал о выполнении полетного задания. Так Як-36 стал первым в мире корабельным самолетом вертикального взлета и посадки, выполнившим полет с корабля, значительно опередив английский «Sea Harrier».
15 декабря 1975 года полковник Ф.Г. Матковский, первый из строевых летчиков, посадил Як-З6М на «Киев», а в апреле на крейсер перебазировался уже весь полк.
В создании авианосца «Киев» принимали участие более 300 НИИ, КБ и различных предприятий со всех концов СССР. Ежедневно на борту строящегося корабля одновременно находилось около 1500 рабочих, не считая прикомандированных специалистов. В строительстве корабля были задействованы представители более 800 специальностей. Строился авианосец «Киев» на Черноморском судостроительном заводе в городе Николаеве. В его строительстве активное участие принимали бригады Леонида Павловича Трищенко, Валентина Григорьевича Ткаченко. Эти инженеры поддерживали на участке строжайшую дисциплину, требующуюся для соблюдения установленных сроков сборки и испытаний систем. Они знали все и про всех. Виртуозами своего дела были бригадиры высшего разряда: М.В. Дерябин, А.А. Пернатый, С.М. Самоткан, С.Д. Сасс, В.И. Сброжек, В.И. Пшеничников, В.А. Морозов, Б.Д. Игнатов.
«Киев» строился 5 лет, 5 месяцев и 5 дней. 15 июня 1976 года корабль был включен в состав Северного Флота. Появление в составе советского ВМФ авианосца «Киев» положило начало становлению и развитию самолетов палубной авиации. За участие в строительстве ТАКР «Киев» главный конструктор А. В. Маринич и главный строитель И.И. Винник получили в 1977 году звание Героя Социалистического Труда, а всего было вручено восемь Золотых звезд Героя. На ЧСЗ это звание получил и бригадир монтажного цеха Н.Я. Король.
Иван Иосифович Винник — на ЧСЗ прошел должности от помощника мастера до заместителя директора по производству. Своим трудолюбием, неисчерпаемой энергией, феноменальной памятью, музыкальным слухом отношением к делу и к людям, он завоевал, громадный авторитет на заводе, и в министерстве, и у военных моряков, и у летчиков, и у тысяч предприятий по всему Советскому Союзу. Ивана Иосифовича знали все. Он всегда с улыбкой на лице, открыт для общения и любого вопроса. Никогда не оскорбит, не обругает, даже если человек виноват, а вот спросить мог и принять меры тоже. Его роль в создании авианесущего флота страны была решающей. «Я считаю, что Иван Иосифович Винник — это наш судостроительный маршал Жуков и принадлежит он не заводу, а всей стране. С одинаковым успехом он решал стратегические, оперативные и тактические задачи создания авианесущих кораблей. Проигранных сражений за ним не было. Он собрал работоспособный и дружный коллектив строителей. Техника, созданием которой он руководил, невероятно сложна, поэтому здесь, как нигде, нужен системный подход. Именно этим он и занимался». Так писал об Иване Иосифовиче Винник директор ЧСЗ Ю. И. Макаров в своей книге «Авианосец». К этой характеристике можно еще добавить, что это человек от Бога, создававший 52 года корабли для флота. Его жизнь связана с флотом. Даже сейчас перешагнув, 80-ти летний рубеж Иван Иосифович каждый год, в последнее воскресенье июля, в день ВМФ вывешивает на флагштоке дачи настоящий корабельный флаг. Родился 22 июня на Полтавщине. Прошел войну, голод, разруху. С красным дипломом окончил Харьковский судостроительный техникум и был направлен на ЧСЗ, где был назначен помощником мастера. Строил подводные лодки, полгода пробыл на них в море, 7-8 часов в день, находясь под водой. Потом строил траулеры. С 1963 года, в 34 года, начальник цеха. Строгий блюститель порядка. Заместитель ответственного сдатчика вертолетеносца «Москва». Главный строитель авианесущих крейсеров «Ленинград», «Киев», «Минск», судна космической службы «Академик Сергей Королев». Под его руководством построены авианосцы: «Новороссийск», «Баку», «Адмирал Кузнецов». Под его пристальным вниманием строился атомный авианосец «Варяг» и закладывался «Ульяновск». Какие бы должности не занимал Иван Иосифович, то ли главного строителя, то ли заместителя директора, все было под его контролем. Герой Социалистического Труда. Сейчас Иван Иосифович живет в городе Николаеве. Находится на заслуженном отдыхе. Основное время проводит на своем дачном участке, где имеется 12 сортов винограда, розы, морковь, лук, чеснок и много другой зелени. Он полон сил и энергии. Счастья и здоровья Вам, Иван Иосифович.
Авианосец «Киев» — это корабль более совершенного класса, с увеличенным числом экипажа, состава авиагруппы (АГ), усиленным вооружением, улучшенными мореходными качествами и условиями для размещения экипажа. Какое величественное впечатление производит его громада!
Корпус корабля в основном изготовлен из стали толщиной 30-35 мм. Надстройка из алюминиево-магниевого сплава (АМГ). Корпус крейсера имел 18 главных поперечных и две продольные водонепроницаемые переборки. Дно корабля двойное, переходило в двойной борт в местах расположения бортовых цистерн, поднимавшиеся до высоты шестой палубы.
Под ангаром располагались машинные отделения, погреба боезапаса для авиации, погреба ракет главного ударного комплекса. Все было рассчитано на сохранение боеспособности корабля при воздушном взрыве ядерного боезаряда 30 килотонн на удалении 2000 метров. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении водой любых четырех смежных отсеков.
Офицеры размещались в 68 одно- и двухместных каютах, мичмана и главстаршины — в 66-ти одно- и шестиместных каютах, старшины и матросы — в 55 и 26 местных кубриках.
Полетная палуба площадью 5600 м2 длиной 189 и шириной 20,7 метра имела семь взлетно-посадочных площадок. (ВППл). На правом борту располагалось 10 технических позиций для подготовки авиатехники к полетам.
В.В.Соловьев, А.В.Садовой
Во время службы, после распределения на корабли в Североморске, нас доставили баркасом к борту этого корабля стоявшего на бочке. Было темно, и тут я первый раз увидел эту «глыбу» возвышающуюся над нами и подсвечивающуюся прожекторами. До сих пор осталось в памяти ощущение восхищения от увиденного тогда.