После противолодочного поиска бригаде дали недельную передышку. Воскресный день. Мирно стоят эсминцы у причала, и на рейде флагманский корабль второй дивизии противолодочных кораблей крейсер “Александр Невский”. Оперативное дежурство дивизии и бригады несут два флагманских минера капитан второго ранга Тимчин и капитан-лейтенант Дзюбанчук. На флот с целью инспекции приехал Главнокомандующий Военно-Морским флотом адмирал флота Советского Союза Горшков С.Г.
Стало известно,что в числе сопровождавших Главкома была группа офицеров, которая проверяла боевую готовность противолодочных сил флота. Одним из проверяемых вопросов было наличие электрических взрывателей к торпедам на противолодочных кораблях. По каким-то причинам этих взрывателей на кораблях нашей бригады не было. Флагманский минер дивизии Тимчин очень забеспокоился узнав об этом и стал обсуждать проблему со своим подчиненным флагманским минером бригады капитан-лейтенантом Дзюбанчуком. Процедура получения взрывателей была довольно сложной и раньше чем середина следующей недели их невозможно будет получить. Но оказалось, что начальник склада боеприпасов Минно-торпедного управления (МТУ) флота в губе Окольная был однокашником минера эсминца «Сведущий» старшего лейтенанта Говорухина и Дзюбанчук высказал идею получения взрывателей без документов, используя дружеские связи Говорухина.
Около полудня Дзюбанчук получил приказание от оперативного второй дивизии направить катер в губу Окольная с поручением получить взрыватели. По заведенному порядку, все плавсредства должен выделять дежурный корабль по бригаде — в этот день эсминец «Сведущий». Катер спущен на воду и после короткого обсуждения задания по поводу взрывателей и инструктажа Говорухин отправлен в губу Окольная. Спустя 30 минут у дежурного по бригаде по оперативной связи раздался звонок из губы Окольной:— Докладывает командир катера старший лейтенант Говорухин. Мне разрешили воспользоваться связью только на 30 секунд. Катер арестован Главкомом. После этого сообщения связь прервалась. Дзюбанчука прошиб холодный пот. Он не мог предположить что же случилось. По инструкции ему не полагалось проверять и досматривать катер перед отправкой, но, с другой стороны, он отвечает за организацию дежурной службы на бригаде и в том числе за дежурные плавсредства. Он мучительно искал, какую же ошибку могут поставить в вину ему как оперативному дежурному. Уж очень неординарный случай — арест катера Главкомом; значит, произошло что-то чрезвычайное, и он знал, что в этот день Главком должен быть в губе Окольной. Звонок к оперативному дежурному в губу Окольная не прояснил ситуации. Ему ничего не было известно об аресте катера. Дзюбанчук доложил о случившемся оперативному дежурному дивизии, и тот, узнав, что командиром катера был назначен Говорухин, принялся отчитывать Дзюбанчука: — Нашли кого послать командиром катера! Говорухина! У вас что, не было другого более толкового офицера? Докладывайте о происшедшем командиру бригады. Дальнейшие события развивались с молниеносной быстротой, и через тридцать минут на командном пункте бригады собралось все командование дивизии, бригады и эсминца «Сведущий» во главе с командиром дивизии контр-адмиралом Борисовым. Дзюбанчук коротко доложил командиру дивизии о случившемся и о том, что катер был послан в губу Окольная по приказанию оперативного дежурного дивизии. Командир дивизии выслушал по связи доклад оперативного дивизии и спросил, какая была необходимость посылать катер в губу Окольная, если туда должен прибыть Главком. На что тот ответил, что такого приказания он Дзюбанчуку не отдавал. — Дзюбачук! Мало того что у вас случилось чрезвычайное происшествие, вы еще к тому же и врете мне! — выговорил оперативному бригады командир дивизии. Дзюбанчук молча проглотил пилюлю от своего шефа по дежурству и по повседневной службе. Водились за тем такие грешки, как свалить вину на другого при удобном случае. Все собравшиеся обсуждали возможные версии причин ареста катера Главкомом и последствия этого события. Досталось упреков и в адрес командира эсминца «Сведущий» капитана второго ранга Калинина, который был виноват лишь потому, что в любом происшествии на флоте обязательно должен быть виновник. Час спустя к борту корабля подошел катер, вернувшийся из губы Окольная, и Говорухин был немедленно вызван на командный пункт. Говорухин вошел как всегда с полуулыбкой и бодро доложил оперативному дежурному:— Товарищ капитан-лейтенант! Ваше приказание выполнено. Взрыватели доставлены. — Что случилось с катером? Почему катер был арестован Главкомом? — спросил командир дивизии. — С первым апрелем, товарищ контр-адмирал.
Все недоуменно смотрели на Говорухина, как в финальной сцене Гоголевского «Ревизора». Дальнейшее трудно описать, да и сам Говорухин, рассказывавший потом эту историю, не мог вспомнить эти детали. По его словам, никто из командования не произнес ни слова. Все были одновременно в шоке от наглости Говорухина, и в то же время у всех отлегло от сердца. Ведь катер-то Главкомом не арестован, и нет причин для беспокойства. Командование не решилось издавать письменный приказ о наказании Говорухина, чтобы не тиражировать его первоапрельскую шутку на все корабли дивизии.
Уважаемые посетители сайта, Я Белов Геннадий Петрович прослужил на Северном флоте 18 лет, с 1959 по 1977 из них 13 лет прослужил на кораблях: «Находчивый»,»Настойчивый», «Скромный»,»Огненный», «Севастополь» и четыре года в штабе Северного флота. Четыре года назад я опубликовал книгу «За кулисами флота». Я горжусь что написал ее, не потому что это действительно большой труд, а потому что написал о том, о чем практически никто не писал в такого вида прозе. Я описал атмосферу службы на кораблях в 60 и 70 годы. Кроме того на своем примере я показал служебный путь офицера и описал конфликты и коллизии, которые возникали между мной и командованием корабля (а их было предостаточно), а также со своей командой матросов, старшин а потом и офицеров. Но эта книга не обо мне. В ней 420 страниц и 119 рассказов и только в 19 из них я пишу о самом себе. Остальное это об офицерах, событиях и нелегкой службе. В ней и печаль и смех и много юмора из жизни 170 и 121 бригад, на которых я служил. Так что будете читать ее с улыбкой. Продажа книги некоммерческая, поскольку все средства от продажи я отдаю вдовам офицеров Российского флота. Стоимость книги 400 рублей плюс пересылка по почте. Напишите мне на мой электронный адрес и укажите свой почтовый адрес (gbelov1@verizon.net). Книга тут же будет вам выслана и сообщена стоимость полной оплаты. Оплату сделаете денежным переводом на адрес который а вам укажу.
С уважением Геннадий Белов
Служить на СФ я прибыл много позже, но жил в Североморске с 1958 года. Многое из происходящего на флоте узнавал от отца и его сослуживцев. Кстати, в 1958 году детских садов в Североморске ещё не было. Когда родители собирались сходить в ДОФ на танцы, нас с братом забирал на корабль дяденька-матрос. Это так, лирическое отступление.
А вот товарища Говорухина, с его приколами я встретил и 1978 году.
Будучи командиром БЧ-3 ркр «Вице-адмирал Дрозд», при приеме боезапаса на 19 причале, я вёл записи, что бы не перепутать порядок погрузки. Использовал в качестве записной книжки бланк журнала эксплуатации, на котором красовался гриф «Секретно» (по заполнении).
Вот эту книжечку я и оставил на причале… Нашёл её капитан 1 ранга Говорухин. Позвонил мне на корабль, нагнал жути и предложил выкупить за пару значков для его коллекции.
Струхнул я тогда изрядно. Встреча и передача выкупа происходила под контролем друга моего отца капитана 1 ранга Радуцкого. Хохотал он от души…
И я бы купил книгу.А как это сделать в Украине?
Уважаемый Геннадий Петрович!
Ваш материал, вместе с рекламным блоком я разместил:
http://journal.morpolit.ru/2009/03/19/belov-gennadij-petrovich-kater-arestovan/#more-28
Спасибо, что подсказали адрес издательства в Москве. Мне будет удобно ее приобрести по месту жительства. Ждать Вашу книгу по почте очень долго, а мне уже не терпится ее прочитать.
С уважением, Павел.
ОТЗЫВЫ О КНИГЕ
Прочитал Вашу книгу взахлёб, получив истинное удовольствие!!!
Меня всегда интересовал именно этот, послевоенный период становления нашего флота, как раз 50-70гг. Вы замечательно раскрыли, как из лейтенантов выбивали этот романтический дух Станюковича, Грина, не говоря уж о Л.Соболеве и А.Кроне. Служба на пр.56 мне совершенно не знакома и поэтому самые мелкие детали были для меня открытием. Прекрасно Вы показали такую «нужную, ответственную и героическую работу» политбойцов — этих истинных инженеров человеческих душ! У нас корабле они даже не были расписаны по объектам приборок: именно так, как сказано у Вас — чтоб авторитет не подрывать. В общем, большое Вам спасибо за книгу: не за то, что Вы мне её прислали, а именно за то, что Вы её написали в принципе!!! Жаль, конечно, за такой малый тираж – я бы её сделал настольной книгой современных морских офицеров.
Борис Павлович Пономарев. Командир дивизиона РЭБ тркр «Киров» в 80-е годы
Я с большим интересом прочитал Вашу книгу.
Она подкупает своей честностью, точностью, документальностью. Это даже не мемуары. Это то, что называется исповедальная проза. Вы вводите читателя, и в самом деле за кулисы флота, в скрытый от чужого глаза мир офицерских забот, проблем, побед и радостей.
Убедительно передан дух флотской службы 60-х годов. Это большая
редкость в литературе о нашем флоте.
С радостью встречал знакомые имена — Е.А. Скворцова, Василия Галенко. Я тоже хорошо его знал. Правда, по журналу «Вокруг света», с которым мы оба сотрудничали.
Быть может, стороннему, неподготовленному читателю довольно сложно вникать в технические проблемы РТС. Но лично мне было интересно, так как офицеры этой службы почти не оставили после себя никаких воспоминаний.
Рекомендовал Вашу книгу для переиздания в морской серии издательства «Вече». В целом, поздравляю Вас с несомненной творческой удачей! Среди многих книг на флотскую тему Ваша занимает особое место. Спасибо от души!
Николай Андреевич Черкашин. Журналист, писатель, автор более десяти книг о флоте.
Гена, привет!
О книге кратко: пока читал я служил и переживал прочитанное не только наяву, но и во сне… Читал я долго, а ночью мне снились сны по книжным сюжетам. Мне трудно, передать точные ощущения, но каким-то образом ты возродил во мне нечто забытое. Мне еще понравилось, что ты мягко обходишься со своими героями. Между тем фанатизм некоторых мне неприятен. Такие феноменальные детали, такое обилие имен!. Мой портрет в твоем исполнении необычайно лаконичен, но точен.
Оценка — 5 баллов и стакан разведенного шила на двоих.
Василий Иванович Галенко. Флагманский штурман 130 бригады противолодочных кораблей в 60-е годы. Северный флот. Чрезвычайно одаренный человек.
Гена, то что ты написал — это библия для молодых офицеров флота.
Аким Павлович Ляликов. Командир БЧ-4, РТС на мпк 1124 в 60-е годы. Северный флот. Доктор технических наук, заведующий кафедрой Ленинградского Технологического Института.
Уважаемый Павел,
Книгу вы можете приобрести в Издательстве Моркинига в Москве. Книга прекрасно издана и ее можно приобрести в Москве в издательстве Моркинга по адресу Пятницкое шоссе дом 7, корп.1 Телефон 495-754-3332 или через сайт издательства http://www.morkniga.ru/contact.html. Электронный адрес издательства info@morkniga.ru , info@centrmag.ru
Для тех кто живет не в Москве обращайтесь на мой электронный адрес gbelov1@verizon.net
С уважением
Геннадий
Здравствуйте, Геннадий Петрович!
Мой сайт: http://www.morpolit.narod.ru/
Сейчас мы раскручиваем еще один более серьезный проект: http://journal.morpolit.ru/
где опубликуем Ваше письмо и два Ваших замечательных рассказа. Об этом сразу вам сообщу. Если у Вас будет возможность по электронной почте переслать свою фотографию, мы ее тоже опубликуем. Спасибо Вам за подарок. Я бы не хотел Вас нагружать в финансовом плане и готов оплатить все расходы, связанные с пересылкой. Сообщите реквизиты, куда нужно перевести деньги.
С уважением, Павел.