Опыт боевых действий флотов в годы Великой Отечественной войны и прогресс военно-морской техники выдвинули ряд новых повышенных требований к эффективности вооружения и защите кораблей ВМФ. Выявилась острая необходимость значительного увеличения состава и стабилизации зенитного вооружения, применения более совершенных и быстродействующих систем ПУС, внедрения радиолокации и гидроакустики, размагничивающих устройств (РУ), повышения живучести кораблей с обеспечением защиты постов управления и личного состава на открытых боевых постах от пуль, осколков снарядов и авиабомб.
Уже вначале войны ЦКБ-17 пришлось в срочном порядке выполнять работы по установке на кораблях действующих флотов размагничивающих устройств и дополнительного зенитного вооружения.
Проработки возможности реализации этих требований при достройке законсервированных легких крейсеров проекта 68 с 1942 года выполнялись ЦКБ-17 в эвакуации в Казани под руководством главного конструктора проекта А.И. Маслова и назначенного его заместителем А.С. Савичева.
Еще весной 1941 года по поручению НКСП ЦКБ-17 для определения целесообразного объема перевооружения дополнительно разработало предэскизный проект 68-С, предусматривающий замену 100-мм отечественных артустановок Б-54 105-мм германскими, на легком крейсере «Чкалов». Его результаты оказались близкими к утвержденным элементам проекта 68, однако они не были реализованы из-за срыва поставок германской стороной и лишь задержали строительство этого крейсера.
Закладная доска легкого крейсера «Чкалов» приклепывалась между наружным и внутренним листами килевого пояса настила второго дна в районе 128-129-го шп. С правого борта она имела на лицевой стороне надпись: «Крейсер «Чкалов» заложен 31 августа 1939 года в Ленинграде на заводе № 189 им. С. Орджоникидзе, на обратной стороне — «Трудящиеся народы СССР строят крейсер “Чкалов” для защиты Социалистического Отечества от интервенции мировой буржуазии».
Спроектированный по программе «Большого Флота», легкий крейсер «Чкалов» с его 152-мм артиллерией главного калибра и 100-мм бортовой броней должен был стать «сильнее всех однотипных крейсеров иностранных флотов» и успешно вести бой даже с тяжелыми крейсерами «вашингтонского» типа. Однако Великая Отечественная война поставила под угрозу планы Сталина. В июле 1941 года строительство корабля было приостановлено. Законсервированный крейсер удалось достроить лишь после Победы.
Лёгкие крейсера, строящиеся по довоенному проекту 68, имели 12 152-мм орудий главного калибра, размещённых в четырех бронированных башнях. После Великой Отечественной войны достраивались по корректированному проекту 68-К с усиленным зенитным вооружением и новыми системами управления артиллерийской стрельбой. Кроме того, крейсера оснащались новыми для того времени средствами радиолокационного вооружения.
Постановление Совета Министров с утверждением договорного корректированного техпроекта 68К было принято 28 января 1947 года, со снятием с кораблей этого проекта самолетного вооружения. Разработка рабочей конструкторской документации для достройки кораблей первой серии развернулась в ЦКБ-17 еще с марта 1946 года и была завершена в ноябре 1949 года под руководством Н.А. Киселева, назначенного в 1947 году главным конструктором этого проекта. Состав радиолокационного вооружения и средств радиосвязи на этих кораблях уточнялся постановлением Совета Министров от 10 июня того же года, что потребовало перевыпуска в сентябре 1949 — январе 1950 года части рабочей конструкторской документации.
Программа строительства.
Планировалась постройка 17 кораблей этого проекта, но до июня 1941 года заложили только 7 корпусов пр.68. Все они строились на ССЗ №194 и №189 в Ленинграде, №200 (№445) и №198 в Николаеве с 1939 года. Достраивались после Великой Отечественной войны. Всего было построено 5 крейсеров:
— «Чапаев»- введен в строй 16.05.1950 г.;
— «Чкалов»- введен в строй 05.11.1950 ( по другим данным 30.07.1951 г.;
— «Железняков» — введен в строй 19.04.1950 г. (по другим данным 29.7.1950 г.);
— «Куйбышев» — введен в строй 20.04.1950 г;
— «Фрунзе»-введен в строй 19.12.1950 г. (по другим данным 28.3.1951 г.);
Как уже говорилось выше, корабли послужили флоту достаточно долгий период, ставший по сути этапом перехода к строительству и освоению кораблей уже качественно нового флота. Последний корабль серии, остававшийся в строю в качестве учебного КРЛ – «Комсомолец» был выведен из состава флота в 1979 году.
История службы.
Спуск на воду легкого крейсера «Чкалов» задержался до октября 1947 года, его корпус на стапеле в годы войны значительно пострадал от артиллерийских обстрелов и налетов авиации противника на территорию завода № 189.
В ноябре-декабре 1950 года завершились испытания легкого крейсера «Чкалов», который был достроен лишь в середине того же года.
В апреле 1951 года крейсер «Чкалов» вошел в состав 8 ВМФ. С января 1955 года входил в состав Краснознаменного Балтийского флота, с мая 1973 года — в состав Ленинградской ВМБ, а с января 1976 года — в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ).
15 -18 октября 1953 года крейсер (командир капитан 1 ранга Д.К. Ярошевич) в составе отряда кораблей нанес визит в Гдыню (Польша). В середине 1950-х годов, когда благодаря ретивому генсеку многие корабли пошли на иголки, только благодаря активному вмешательству главнокомандующего ВМФ СССР адмирала С.Г. Горшкова «Чкалов» чудом избежал участи быть отправленным к Новой Земле в качестве корабля-мишени на испытания ядерного оружия.
В апреле 1958 года переклассифицирован в учебный крейсер, и в этом качестве он известен изрядному числу флотских офицеров, проходивших на нем в бытность курсантами корабельную практику. 29 октября того же года корабль переименован в «Комсомолец». В 1971- 1973 годах крейсер прошел капитальный ремонт на Кронштадтском Морском заводе.
8-12 мая 1964 года «Комсомолец» под флагом адмирала А.Е. Орла в сопровождении эсминцев проекта 56 «Светлый» и «Справедливый» побывал в Копенгагене (Дания), 28 июня — 1 июля 1965 года под флагом первого заместителя командующего ДКБФ контр-адмирала В.В. Михайлина вместе с эсминцами проекта ЗО-бис «Сердитый» и «Суровый» — в Стокгольме (Швеция), 29 июля — 2 августа 1969 года — в Хельсинки (Финляндия), а 3-10 октября того же года крейсер (командир капитан 1 ранга В.С. Колондырец) в сопровождении больших противолодочных кораблей проекта 61 «Образцовый» и «Славный» под флагом командующего ДКБФ адмирала В.В. Михайлина посетил Росток и Варнемюнде, по случаю празднования 20-летия образования Германской демократической республики (ГДР).
Осенью 1978 года учебный крейсер «Комсомолец» (командир капитан 1 ранга В.С. Яковлев) совместно с эсминцем «Настойчивый» (проект 56А), большого ракетного корабля «Прозорливый» (проект 56У) и малых ракетных кораблей проекта 1234 принимал участие в очередных учениях кораблей Краснознаменного Балтийского флота в восточной части Балтики.
За время службы носил следующие бортовые номера: 15 (1957 г.), 330 (1959 г.), 263 (1962 г.), 105 (1965 г.), 692 («Комсомолец»), 805 (11.1970 г.), 861, 882 (1969 г.), 892, 887 (1973 г.), 862 (1975 г.), 150 (1978 г.).
В сентябре 1979 года крейсер «Комсомолец» исключили из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. В декабре 1979 года он был расформирован и в 1980 году разделан на металл на базе ГлавВторЧерМета в Лиепае.
При подготовке статьи использовались материалы из следующих источников:
1. Васильев А. М., Морин А. Б. Энциклопедия советских надводных кораблей. 1941—1945.. — СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2002.
2. Заблоцкий В. П. Лёгкие крейсера типа «Чапаев». — Морская кампания.. — М.: 2005.
3. Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991», ИМО, Санкт-Петербург,1996;
4. Ничик Ю.М., Захар В.Р. «Подводные силы Черноморского флота». Таврида, Симферополь, 2004 г;
5. С.В.Патянин, А.В.Дашьян. К.С.Балакин, М.С.Барабанов, К.В.Егоров. Все крейсера Второй Мировой. — Яуза. — М.: ЭКСМО, 2012.
6. Информация из справочника И.Тодорова;
7. Информация и фотографии с сайта «Вымпел»;
8. Информационный ресурс wiki.wargaming.net
9. Информационный ресурс Черноморский Флот KCHF.RU