Андрей Муравьев, что проживает летом в селе Святово Переславского района, лишь недавно начал заниматься пчеловодством.
Если уж быть совсем точным, случилось это аккурат в году минувшем. Что уже ушел уже от нас далеко и, о котором мы вспоминаем теперь кто с радостью, кто с печалью. Это у кого он как отметился.
Сам Андрей, затеяв новое для себя дело, и вникая в него все больше и больше, предпочитал и вовсе о нем не распространяться в разговорах с нами, там живущими.
— Да, завел я пчел — отвечал он просто, если кто-то спрашивал у него об этом.
– Знаю, что и в Святово сейчас чуть ли не единственный такой. Слышал, что когда-то пчелами немного занимался краснодеревщик и отменный столяр Александр Павлович Рыбаков. Он однажды взялся как-то за это дело, и у него пошло. Вот и я подумал, а почему бы и мне не заняться пчеловодством.
А что, сбережения какие-то были, он накупил всего, что необходимо и начал процесс. Долгий, искусный, неторопливый.
Пчелы-они существа умные. Это общественные насекомые. И свой дом они строят сообща. И там кого только нет. И царица пчела-самка, личинки, трутни, рабочие пчелы.
И в ульях происходит непрерывный рабочий процесс. Длительный, необыкновенный. И за всем этим необходим был ежедневный, а то и почасовой уход. Трудно все это-не спорю. Но Андрей сдюжил, не сробел, выстоял.
Помню как однажды утром он принес на пробу добытый его благодарными труженицами первый медок. Он был такой неповторимый. В тот момент мне почему-то подумалось, что очень многое, что доводилось когда-либо вкушать медовое, теперь уже можно правдиво называть только исключительно суррогатом.
А еще мне запомнилось его счастливое лицо, когда он извлекал сотовые рамки из ульев, а затем еще и во время перегонки меда.
Вот так и появился в нашем селе пчелиный хозяин Андрей Муравьев. У него даже фамилия такая, которая вполне соответствовала его прекрасному и мудрому увлечению.
С календаря уже слетел последний листочек марта, а я хочу перенестись в минувшую зиму, когда однажды довелось пересечься с нашим пасечником на улице адмирала Спиридова в селе Нагорье. В тот день он привез в Храм Преображения Господня и передал настоятелю отцу Илье 50 емкостей до краев заполненных отменным медом.
Всего там было 15 килограммов. И предназначался тот медок российским бойцам, что были на передовой под Бахмутом. Отчетливо представляется, как пьют наши ребята чаек с этим душистым, тягучим и пахучим медом. И вспоминается им дом родной, Россия, ее поля и дубравы. И легко на душе солдату от таких дум сердечных. И рад он несказанно такому необычному подарку из переславской глубинной отметинки Отечества.
Тут как-то отец Илья позвонил на днях Андрею и заметил, что его медовый подарок пришелся по душе бойцам на передовой. Благодарили они от души святовского пасечника и желали ему всяческих благ, а его делу только процветания.
Вот и мне подумалось, а сколько у нас на Руси пчеловодов? Много, всяких разных и необыкновенных. Скинулись бы вот так своим медовым богатством, да и туда, где сегодня идут бои. Ведь одному пасечнику Андрею всех своим медом не одарить.
Что скажете вы на это, держатели вкуснейшего продукта, который для вас собирают ваши необыкновенные насекомые-пчелы. Ведь говорят же в народе — Отец небесный –Бог велел нам всем делиться…
Валентин Малютин, военный журналист