235 лет назад 21 июля (1 августа) 1789 г. состоялось сражение под Фокшанами (город в Румынии) между русско-австрийской армией под командованием генерал-аншефа А.В. Суворова и турецким войском Юсуф-паши, бой был окончен полной победой русско-австрийских войск. Турецкие войска бежали к рекам, Безо и Рымник, долго ещё преследуемые лёгкой конницей союзников.
Закрепление за Россией регионов, еще недавно подконтрольных Турции, вызвало раздражение турецкой правящей верхушки. Не было секретом, что окружением Екатерины II разработан план полной ликвидации европейских владений Турции и создания Греческой империи, подконтрольной России.
Турция решила нанести удар первой и потребовала пересмотреть условия Кючук-Кайнарджийского мирного договора заключенного 10 июля 1774 г., а после отказа правительства пойти на уступки, в августе 1787 г. объявила войну России. Союзником России в войне с Османской империей выступала Австрия.
Следует сказать, что к тому времени военное превосходство в еще большей степени было на стороне Российской империи, располагавшей на южном направлении не только значительными сухопутными силами, но и флотом.
Во время наступательных действии в кампании 1789 года австрийская армия должна была войти в Сербию. Русские силы были разделены на две армии. Армия под командованием Румянцева должна была идти на Нижний Дунай, где находились главные силы турков во главе с визирем. Основные силы русских во главе с Потемкиным должны были взять Бендеры.
Союзники России – Австрийская монархия для участия в очередной русско-турецкой войне выделила корпус численностью 18 тысяч человек под командованием генерала от кавалерии принца Фридриха Кобургского. Он выдвинулся в сторону русских войск и встал лагерем у реки Серет.
7-тысячная дивизия под командованием генерал-аншефа Александра Васильевича Суворова находилась относительно недалеко, между реками Серет и Прут. Противостояла этим войскам армия Юсуф-Паши из 30 тысяч воинов, также расположившаяся недалеко, в районе города Фокшаны (северо-восток современной Румынии).
Глава турецкого войска вознамерился поодиночке уничтожить противника, начав с менее опытных в боях австрийцев. Турецкий план стал известен Фридриху Кобургу, который послал Суворову депешу о том, что в одиночку он не может противостоять турецкому войску и просит Суворова прийти к нему на помощь.
Теперь маленькое отступление.
Давно известно, что военное профессия, достойно по праву считается делом серьезным. Действительно, в армии всегда было и есть место юмору. Однако полководцам, на плечи которых лежит огромная ответственность, казалось бы, должно быть не до шуток. Так вот, Принц Фридрих Кобурский утром 18 июля прибыл в лагерь генерал-аншефа А.В. Суворова, в город Аджуде (расположен 44-х км. к северу от Фокшаны) с целью обговорить план дальнейших действий, но к нему не попал. Удивленному австрийцу было выказано, что Александр Васильевич, мол, пьян, а потому к встрече не расположен. Принц видимо решил после полудня наверняка встретиться с русским командующим, но ему передали, что командующий занят, он молится. А вечером австриец не попал к Суворову по той же причине, что и утром: «Генерал напился и спит». Уже ближе к полночи негодующему австрийцу передали письмо от Суворова, которое больше напоминало приказ: «В 3 часа утра идем на неприятеля, переходим реку Путну и, без промедления, атакуем». Времени для дискуссии не было, и Фридрих повиновался.
Впоследствии, объясняя свой поступок, принцу Фридриху Кобургскому А.В. Суворов скажет: «Мы все время провели бы в прениях дипломатических, тактических, энигматических (непонятных); меня бы загоняли, а неприятель решил бы наш спор, разбив тактиков». Это позволило сократить время на подготовку удара по неприятелю и обеспечить его внезапность.
В ночь на 19 июля союзные войска 2 колоннами двинулись к Фокшанам. Слева шел отряд Суворова, справа – австрийцы. на рассвете был сбит стоявший на берегу реки Путны турецкий авангард. Под огнем противника русские и австрийцы принялись наводить переправу, на что ушел целый день.
21 июля, союзная армия вышла к Фокшанам. Пехота была выстроена в 2 линии каре по 1500 человек в каждом с артиллерией в переднем фасе, конница также в 2 линии двигалась вслед за пехотой.
На подступах к Фокшанскому лесу боевые порядки союзников были атакованы 15-тысячной турецкой конницей. Отстреливаясь и отбиваясь штыками, русские и австрийцы медленно продвигались вперед, лишь через 5 часов достигнув опушки леса. Здесь союзники разделились: русские начали обходить лес слева, австрийцы – справа.
Разведав местность, Суворов приказал отряду свернуть с дороги и повел солдат напрямую к Фокшанам через болото. Турки не ожидали появления русских с этой стороны – их пушки были направлены на дорогу. Воспользовавшись этим, русские нанесли фланговый удар по турецкой позиции, какой был поддержан с фронта подоспевшими австрийцами. Турки не выдержали натиска и бежали, бросив орудия.
Потери противника составили 1600 человек, убитыми и свыше 100 чел. пленными. Потери союзных войск составили около 400 чел. (из них 90 чел. русских) убитыми и ранеными. Трофеи победителей составили: 12 пушек, 16 знамен, а также лагерь и обоз неприятеля, состоящий из 1000 повозок. После сражения при Фокшанах А.В.Суворов получил от турок почтительное прозвище топал-паша – «Хромой генерал».
За победу под Фокшанами, императрица Екатерина II наградила А.В. Суворова бриллиантовым крестом и звездой к ордену Святого апостола Андрея Первозванного. Австрийский император Иосиф II прислал А.В. Суворову золотую табакерку, украшенную драгоценными камнями, и в своем рескрипте выразил восторг «героическим подвигом» полководца и мужеством русских солдат и офицеров.
Таким образом, в результате успешных действий русско-австрийских войск был сорван план турецкого командования разгромить корпус Фридриха Кобурга и дивизию Суворова поодиночке.
Полковник Г. Цобехия
Лейтенант П. Харченко
Военный университет Минобороны РФ.