«Отцвели уж давно хризантемы в саду» трагическая судьба автора.

Подробности жизни этого удивительного человека я собирал буквально по крупицам». Лев Кудрявцев «История одного романса».

 

9f60afcd0dbaНиколай Харито родился 19 декабря 1886 года в Ялте. Мать его, Надежда Георгиевна Харито, гречанка по национальности, происходила из балаклавских мещан, отец — Иван Петрович Иванисов, горный инженер, русский. Направленный на работу в Ялту, он оставил в Санкт — Петербурге семью и уехал в Крым. В Ялте Иван Петрович встретил красавицу-гречанку, и это решило его дальнейшую судьбу. Официально жениться на ней при живой законной супруге он не мог. Оставался гражданский брак, в котором, кроме Николая, родилось еще четыре сестры — Вера, Лида, Елена и Надежда.

Человек весьма состоятельный, Иван Петрович имел в Ялте роскошный особняк, а в Алупке купил сосновый лес площадью 22 гектара. В этом лесу он хотел открыть частный санаторий для больных туберкулезом. В ялтинском доме постоянно бывали именитые гости из российских столиц. Надежда Георгиевна Харито была образованной женщиной, хорошо разбирающейся в искусстве. Ее музыкальные наклонности перешли к детям, которые с малых лет обучались игре на фортепиано. Самым одаренным из них оказался Коля. В пять лет мальчик стал овладевать игрой на фортепиано и писал стихотворения. Вечерами устраивались домашние концерты с участием детей. В доме постоянно звучала музыка, и мать сразу же узнавала игру сына: у него была особенная манера исполнения. Море, горы, замечательная природа, — все это стимулировало ребенка к творчеству. Впоследствии собственные небольшие пьески для фортепиано и песенки вундеркинд представлял на разных вечеринках, куда его приглашали вместе с родителями. В 1895 году Николая отдали в Ялтинскую Александровскую гимназию. Став учеником гимназии, возглавляемой с 1903 года Артуром Генриховичем Готлибом, Николай на праздниках исполнял произведения Баха, Бетховена, Шопена, Чайковского и любимого Сергея Рахманинова, что отмечалось гимназическим начальством похвальными грамотами. Играл он, кстати, не по нотам, что свидетельствовало о его блестящей музыкальной памяти. Есть информация, что во время визита в гимназию царя Николая II с царицей Александрой и княжнами Татьяной и Ольгой Николай развлекал сановную публику своей игрой.

Не безынтересный факт: вместе с Николаем Харито в той же гимназии в 1904-1906 годах учились: П. Л. Войков — будущий дипломат-революционер, и С. Я. Маршак — будущий детский писатель. Много позже Николай Иванович посвятит своему ялтинскому другу Войкову романс «Минувшего не воротить» на стихи Татьяны Строевой.

В этой  гимназии работала жена Максима Горького Екатерина Пешкова, а в опекунском совете был Антон Павлович Чехов. Интересно, что в Ялте тогда зачастую гостил Федор Шаляпин, который через несколько лет будет исполнять знаменитые “Отцвели хризантемы” Николая Харито под аккомпанемент Сергея Рахманинова. В воздухе носились революционные вихри и конечно они не могли не затронуть молодой бунтарский характер. В старших классах у молодого человека, который переселился на отдельную квартиру, собиралась революционно настроенная молодежь — студенты, рабочие и служащие. Критиковали царя, правительство.

Поражение революции 1905—1907 годов, инертность и неверие в возможность демократических преобразований, царившие в обществе, вызывали у молодежи стремление к активизации политической борьбы.

В 1907 году семья Харито переехала в Киев, и Николай становится студентом — сначала физико-математического, а затем юридического факультета Киевского Императорского университета Святого Владимира.

В годы учебы в университете Н. Харито примыкает к передовой части студенчества, участвует в политических забастовках и антиправительственных демонстрациях, за что попадает в «черный список». Как всякий порядочный студент того времени, не раз бывал на грани отчисления за участие в «революционной деятельности». Один раз это было демонстративное исполнение «Марсельезы» при намеренно раскрытых окнах. В другой — волнения, связанные со смертью Льва Толстого. Тогда в агентурных донесениях говорилось, что студент Харито протянул по коридору полог с надписью «Вечная память Льву Николаевичу Толстому». А еще «принес пачку прокламаций социал-демократической рабочей партии, каковые прокламации были в университете разбросаны». Благонадежностью он не отличался: вскоре за антиправительственные выступления его отчисляют из университета — правда, практически сразу же и восстанавливают. Только заступничество известного ученого, профессора кафедры международного права Отто (Оттона Оттоновича) Эйхельмана не столько спасло, сколько отсрочило наказание Николаю Харито. В те годы по университету гуляло четверостишие:

Не все хорошее забыто, Не всюду царствует обман. Среди студентов есть Харито, А в профессуре — Эйхельман.

В университете Николай Харито постоянно находился в центре студенческой жизни. Все обычные студенческие музыкально-поэтические вечера всегда проходили с его участием. Он играл на рояле, пел, читал свои и полюбившиеся стихи других поэтов.

Ему неоднократно и настоятельно советовали сочинять романсы, заполонившие тогда всю музыкальную жизнь страны. И вот осенью 1910 года он написал первый и, как оказалось впоследствии, свой самый знаменитый романс — «Хризантемы». Позднее романс стал называться «Отцвели уж давно». Ныне, правда, в сборниках «Русский романс на рубеже веков» (авторы В.Мордерер и М.Петровский, изд. «Оранта-Пресс», Киев, 1997 г.) и «Русский романс» (изд. «Правда», М., 1987 г.) этот романс называется «Отцвели хризантемы».

После оглушительного успеха «Хризантем» Николай Харито продолжает сочинять с удвоенной энергией. Его романсы звучат повсюду; часто он пишет их на свои собственные стихи. «В те годы стихи и ноты печатались на красочных листках с виньетками и распространялись, помимо подписки, почтальонами и трубочистами».

haritoОдновременно Николай участвует в многочисленных студенческих политических сходках, даже становится членом партии эсеров. За выступления против правительства уже в конце первого курса будущего законодателя отчислили из вуза вместе с 720 студентами. После неоднократных обысков на его квартире Николай был арестован на основании доноса ротмистра Кулябка, а затем он был выслан под надзор полиции в поселок Пинегу Архангельской губернии на три года. В феврале 1911 года группа опальных студентов в спецвагоне отправилась к месту отбытия наказания. Поселили их как «политических» отдельно от уголовников в теплых бараках. Кормили сносно, предоставляли определенную свободу передвижения. В качестве трудовой повинности назначили валку и обработку леса.

В Пинеге Харито заболел — врачи нашли у него начальную стадию туберкулеза. Стали жаловаться на здоровье и другие ссыльные. Их коллективные жалобы, направляемые в столицы, возымели действие: царское правительство, против которого они так отчаянно боролись, выдало им разрешение на выезд «для специального лечения» в Швейцарию с зачетом срока лечения в общий срок ссылки. Благосостояние семьи Харито позволило воспользоваться этим шансом, и Николай после года работ на севере оставшиеся два проводит в Швейцарии, где вольнослушателем посещает консерваторские занятия — вот и все его музыкальное образование.

После возвращения из Швейцарии в Киев Николай Харито был вынужден искать работу, ибо на восстановление в университете рассчитывать не приходилось.

Период с 1913 по 1915 год — самый счастливый и плодотворный в недолгой биографии композитора. В это время созданы большинство его лучших романсов, фортепианных пьес, мелодекламаций. Он был необыкновенно красив и талантлив. В него нельзя было не влюбиться. Его обожали завсегдатаи модных дворянских салонов и фешенебельных  гостиных.

В 1914 году началась мировая война. Из-за болезни легких Николай Харито не прошел медицинскую комиссию и на фронт не попал. 13 февраля 1915 года он вновь восстановился в университете, но получить высшее образование так и не смог: несмотря на заключение медицинской комиссии его все же призвали в армию. В прошении, поданном на имя ректора студентом третьего курса юридического факультета Н. И. Харито, говорится о приеме последнего «1 октября сего года (1916) юнкером в Николаевское Киевское пехотное военное училище». 22 марта 1917 года Николай Харито окончил училище, далее служит на Соломенке, там, где сейчас Национальная академия МВД. Через год был призван в войска генерала Деникина, служил в Тихорецке на Кубани. Недолгое пребывание в армии Деникина сослужило плохую службу Николаю Ивановичу: его имя кануло в Лету и всплыло лишь с наступлением новых времен, когда киевские концертмейстеры Татьяна Чайка и Нонна Козлова взялись за составление сборника произведений Харито.

Осенью 1918 года Николай Харито, достаточно смелый и рисковый молодой человек, отправился по приглашению друзей на свадьбу в Тихорецк. А  9 ноября 1918 года Николая не стало, ему не исполнилось и тридцати двух лет.

Гибель Харито повергла всех, кто его знал, в состояние скорби и уныния. А годом ранее, в 1917-м, октябрьские события застали Н. Харито врасплох. Он, в недавнем прошлом — борец с самодержавием, разделявший передовые идеи либерально настроенного студенчества, осужденный царской властью за революционную деятельность, волей обстоятельств оказался в лагере белогвардейцев и защитников монархии. Новая власть этого не простила. В течение многих лет имя композитора Н. Харито замалчивалось, а его произведения объявлялись плодом мещанского мелкобуржуазного вкуса. И только в далеком эмигрантском зарубежье, в Европе и Америке, помнили и исполняли «Отцвели уж давно хризантемы в саду». Страдая от ностальгии, слушали граммофонные записи, которые находили у коллекционеров и на «блошиных» рынках.

Трагическая смерть

Однажды в Тихорецке Николай был приглашен на свадьбу сво­его товарища по университету А. Козачинского, который, видимо, тоже служил там. Он женился на Софье Гонсеровой. У невесты бы­ла сестра Вера. Этим близнецам шел 19-й год и их с трудом отлича­ли друг от друга. Жених Веры, офицер, барон Бонгарден, приехал сюда на свадьбу из Петербурга.

За неделю до происшедших трагических событий Козачинский познакомил Николая со своей будущей женой и ее сестрой Верой, которая, видимо, сильно заинтересовалась Николаем. А он, как всегда, стал душой общества, в центре внимания. И когда Николай с вдохновением исполнял на свадьбе на фортепиано свои произве­дения, не забыв и свой замечательный романс «Отцвели хризанте­мы», то все женщины собрались вокруг него, но особенное внима­ние к нему проявила Вера.

Бонгарден заметил охлаждение отношений к себе с ее стороны и решил, что причиной этому было знакомство с Николаем. За сва­дебным столом между мужчинами возникла пикировка, приведшая к серьезной ссоре. К тому же, ревнивый барон уж слишком «переб­рал».

У Николая была такая особенность в характере, что он никогда не выпивал более одной рюмки вина. Был он трезв и в полном рас­судке.

Мать Веры, заметив происходящее между ними, предложила Николаю вместе с ней выйти в сад. Вслед за ними вышел оконча­тельно захмелевший Бонгарден и, догнав их на аллее, одним выс­трелом в упор убил Николая. Пуля попала в область правого легко­го, а потом рикошетом ударила в сердце. Это было настоящее, не­объяснимое и подлое убийство ни в чем невиновного человека.

Не было никакого поединка — «суда чести», когда оскорблен­ный офицер, барон или князь вызывал своего противника на дуэль, как это было принято в те времена, но запрещалось. Говоря об этом, следует вспомнить подобные случаи, которые привели к гибе­ли великих поэтов А. Пушкина, М. Лермонтова. Нет, ничего подоб­ного здесь не было. Просто зверское неосознанное убийство из-за ревности обезумевшего офицера.

На крик женщины сбежались люди, пытаясь оказать помощь Николаю, но она уже была не нужна ему. Это случилось 9 ноября 1918 г. Так трагично ушел из жизни, не доживший до возраста Ии­суса Христа, талантливый композитор и поэт. Стоит только поду­мать — сколько десятков новых романсов не увидели в мире наша культура и искусство.

Тело убиенного перенесли в дом и положили на стол, а вокруг его изголовья рассыпали белые хризантемы из букетов невесты. Об этой страшной истории, в подробностях, узнали от мужа родной сестры Николая — Веры, присутствовавшего на свадьбе и ставшей известной семье Харито.

Над  Бонгарденом  хотели устроить самосуд,  но  ему удалось скрыться. Впоследствии стало известно о том, что барона судили, но он был оправдан, так как деникинский суд, разбираясь в проис­шедшем случае, посчитал, что убитый Н. Харито был революционе­ром… Перед похоронами композитора положили в гроб в военном мундире. Он лежал в нем тихий, огорченный и красивый, как в жизни. Николай был погребен 12 ноября на местном кладбище в Тихорецке. Приезжали ли проститься с ним из Киева его родные — мне неведомо. Скорее всего, нет. Время было тревожное, а дороги опасные.

Лев Кудрявцев

P.S.Сохранилась фотография могилы, сделанная кем-то по этому случаю, которая была окружена железной решетчатой огра­дой. Над нею возвышался огромный деревянный крест с таблицей, на которой была сделана надпись:

Композитор Николай Иванович Харито 1886-1918. А рядом, в ограде, у могилы кто-то заботливо установил ска­мейку для посетителей… mogila1

 

Комментарий НА "«Отцвели уж давно хризантемы в саду» трагическая судьба автора."

Оставить комментарий