До Победы оставались считанные дни…

Говоря о последних днях Великой Отечественной войны и роли советского воина, как правило, речь ведется исключительно о сухопутных участках боевых действий, как во время штурма Берлина (а, соответственно, взятия Рейхстага), так и при освобождении Праги. Изредка, да и то, как бы, мимолетом, сообщалось об участии в Берлинской операции, кораблей и катеров Дунайской и Днепровской военных флотилий.

Спору нет, основная тяжесть легла на плечи пехотинцев, танкистов и артиллеристов, но уместно ли забывать о моряках, которые, так же, как и их сухопутные братья, до последнего выстрела противника вели активные боевые действия. Вот эти последние бои на море и остались без серьезного анализа, а значит и исследования, что и предполагает раскрыть некоторые подробности последних дней войны на море.

С 27 апреля по 19 мая 1945-го советские моряки были вынуждены продолжать войну на море против германского флота, самого активного противника, не признававшего окончательную и безоговорочную капитуляцию.

В зоне оперативного действия Краснознаменного Балтийского и Северного флотов до 11 мая постоянно на коммуникациях действовали советские подводные лодки, торпедные и сторожевые катера, а также морская авиация. Только за период конца апреля – первой декады мая, было уничтожено двенадцать транспортов противника с, находящимися на них, войсками и техникой. Даже после официального уведомления 2 мая о прекращении боевых действий, германский флот не только не прекратил свою деятельность, а, напротив, в отдельных районах активизировал ее.

В 15 часов  41 минуту 8 мая радиостанция командующего германскими подводными силами передала телеграмму: «Всем судам, подчиненным командующему подводным флотом, включая малые суда обеспечения, находящиеся в Гельсингерской бухте, немедленно идти в Фленсбург и стать на якорь на свободную стоянку вблизи базы подводных лодок». Однако, далеко не все экипажи «малышей Денница» выполнили этот приказ.

В ночь на 9 мая центральная радиостанция ВМС Германии в Фленсбурге передала приказ адмирала Деница, назначенного Гитлером перед самоубийством рейхсканцлером и Верховным главнокомандующим германских войск, о прекращении с 1 часа 00 минут 9 мая по германскому летнему времени, активных боевых действий. Всем служебным инстанциям армии, флота и авиации, а также частям СС предписывалось оставаться на своих местах. Не должно было быть никаких потоплений или повреждений судов и самолетов. Ни одна часть машин не должна была быть испорчена. Все другие приказы, которые будут объявлены после 1 ч 00 мин 9 мая Верховным главнокомандованием Советского Союза и союзников должны исполняться. Но именно в этот же день в  9 часов 38 минут немецкая радиостанция на острове Борнхольм открытым текстом передала: «Транспортировку немцев с востока производить с максимальной быстротой». Это значило, что германский флот не подчинился требованиям капитуляции и решил продолжить боевые действия против советского флота, намереваясь, таким образом, попасть в западный сектор пленения, т.е. к американцам и англичанам.

Даже подписание в 22 часа 43 минуты по центрально-европейскому времени (соответственно, 0 часов 43 минуты 9 мая, по московскому) в пригороде немецкой столицы Карлсхорсте состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил уполномоченными на это Деницем лицами, не остановило немецких моряков. И это, несмотря на то, что ее подписали начальник штаба Верховного командования вермахта генерал-фельдмаршал Кейтель, главнокомандующий военно-морскими силами гросс-адмирал Фридебург и генерал-полковник авиации Штумпф. А приняли ее, как известно, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков и Главный маршал авиации Великобритании А. Теддер. В качестве свидетелей присутствовали также американский генерал К. Спаатс и французский генерал Ж.М. де Латтр де Тассиньи. А на море шла война, гибли корабли, пропадали самолеты морской авиации и погибали их экипажи…

Во исполнение Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил немецкая радиостанция в Нарвике передала приказание главнокомандующего вооруженными силами Германии находившимся в море подводным лодкам об отмене приказа, отданного 8 мая, и о безоговорочном выполнении следующих условий Советского Союза и союзников:

1) с настоящего времени подводным лодкам идти только в надводном положении;

2) номер лодки и ее местонахождение передать открыто ближайшей британской, американской, канадской или советской береговой радиостанции на волне 600 м (500 кГц) или на частотах KB диапазона — 16845, 12686, 5970 кГц позывными «ГЗЗИ» и «Г33110»;

3) днем поднимать черный или синий флаг, ночью иметь огни;

4) весь боезапас выбросить за борт, замки орудий и запалы торпед удалить, мины поставить на предохранители;

5) радиосвязь и сигнальную связь вести только открытым текстом;

6) точно придерживаться указаний, которые будут даны в последующих радиограммах, относительно курса следования к портам;

7) запрещается топить и наносить повреждения судам.

Однако боевая деятельность Балтийского и Северного флотов не могла быть немедленно прекращена, хотя Германия и капитулировала, так как не было полной уверенности в неуклонном выполнении её вооруженными силами всех условий капитуляции. Особое опасение вызывало то, что немалое число немецких подводных лодок, находившихся в море, не подтвердили о своем согласии следовать в назначенные базы. Да и другие силы германского флота продолжали активное сопротивление. Поэтому еще около месяца режим плавания и боевые готовности сил на театрах оставались прежними. И это было целиком и полностью оправдано.

Только факты, подтвержденные всеми сторонами:

— Нарушая акт о безоговорочной капитуляции, противник в течение 10 мая продолжал отводить свои корабли, груженные войсками, в западную часть Балтийского моря — в порты Дании и Швеции. С этой целью два звена торпедных катеров (6 единиц), приняв роту охраны Кольбергской ВМБ (120 моряков), высадили их без противодействия на остров Борнхольм, где пленил немецкий штаб во главе с командующим войсками на острове, после чего его гарнизон капитулировал. По пути был остановлен 1 буксир и 4 мотобота с солдатами противника и под конвоем  возвращен в Кольберг;

— Тем же днем, отряд торпедных катеров (4 единицы)  у Либавы на рассвете атаковал конвой неприятеля, потопив  транспорт, тральщик и самоходную баржу.  В 10 чаосв в порт Либавы вошли торпедные катера с  морскими пехотинцами, которые без противодействия высадились и в 10 часов 40 минут подняли над зданием порта Военно-морской флаг СССР. В полдень в Либаву вошли наши войска;

— В районе Мемеля 4 наших катера также обнаружили караван противника в составе 2 буксиров и шести быстроходных десантных барж. Противник, несмотря на указания немецкого морского командования, открыл огонь по советским катерам. Командир отряда приказал уничтожить суда, оказывающие сопротивления. Были потоплены буксир и три  десантных баржи. Остальные подняли белые флаги и были отконвоированы в порт.

— Только к вечеру немецкий гарнизон береговой обороны полуострова Хель (район Гдыни) сложил оружие, да и то, только после того, как было уничтожено в море, при попытке эвакуации войск четыре транспорта и восемь других плавсредств (от кораблей ПЛО и миноносцев до самоходных барж);

— Дунайская флотилия взяла под охрану в районе Линца оставленные противником корабли и суда, в том числе 1 вспомогательный корабль, восемь тральщиков, 2 минных катера, 8 полуглиссеров, 23 буксира, 2 плавкрана и 87 других плавсредств. В последующие дни  корабли флотилии продолжали траление мин и ограждение речных фарватеров, несли дозорную службу. Корабли Днепровской флотилии в это же время, также продолжали боевое траление на Одере и в нижнем течении Вислы, а 10 мая у Свинемюнде подорвался и затонул со всем личным составом тральщик № 696, а вместе с ним буксируемая баржа.

Завершилась Пражская операция войск 1-го, 2-го и 4-го Украинских фронтов, ликвидировавших последнюю крупную группировку немецких войск и полностью освободивших Чехословакию. С этими событиями, должен был наступить долгожданный мир…

Тем более что за период с 9 по 14 мая на всех фронтах нашими войсками было взято в плен более 1 миллиона 230 тысяч солдат, матросов и офицеров германской армии и флота, которые немедленно разоружались. В то же время в зоне, контролируемой английскими войсками, некоторое время, разоружение ряда сдавшихся немецких частей шло медленно. В результате, например, в норвежском городе Тромсе личный состав 6-й немецкой горной дивизии и части сводной морской бригады береговой обороны свободно ходил по городу с оружием, и имели место случаи индивидуального и группового убийства находившихся там безоружных советских военнопленных, что оставалось «незамеченным» английским командованием и проходило безнаказанно для немцев. Наконец, 21 мая они ворвались в русский лагерь военнопленных на одном из островов близ Тромсе и расстреляли там около 2 тыс. наших людей. Лишь после вмешательства советского командования, предупредившего о возможной высадке советского морского десанта из Петсамо в Тромсе, немецкие моряки были разоружены.

В заключении хотелось бы сказать, что уже 3 июня 1945-го Государственный Комитет Обороны принял решение о переброске войск в Забайкалье и на Дальний Восток, о создании запасов боеприпасов, горючего и продовольствия для Дальневосточного и Забайкальского фронтов, Приморской группы войск и Тихоокеанского флота…

Да и последних «птенцов Геринга» приземляли моряки Балтики и Севера.

А в газете «Красная Звезда» от 22 июля 1945-го было опубликовано сообщение о том, что в Военно-Морском Флоте Союза Советских Социалистических Республик на 1 июня 1945-го насчитывалось 207876 моряков, награжденных орденами и медалями, и 430 Героев Советского Союза. Не сказано было лишь то, что последние боевые страницы истории Великой Отечественной были написаны все же моряками…

Сергей Смолянников

Комментарий НА "До Победы оставались считанные дни…"

Оставить комментарий