Косино – уникальный уголок Москвы, тесно связанный с историей зарождения регулярного флота России. Еще в конце 17 века юный Петр, обнаружив в Измайлово старый голландский бот, серьезно заинтересовался морским делом. Косинский детский морской клуб, занимаясь воспитанием подрастающего поколения на традициях и истории Флота и Отечества, старается воссоздать на озере петровский дух преобразований и стремления ко славе Отечества, чтобы воды озера Белое были привлекательны не только для отдыха и купания, но и несли бы память о великих делах наших предков.
Но не только петровский ботик связывает «глубоко сухопутное» Косино с морскими просторами. Совсем недавно историческое общество Косинского морского клуба обнаружило еще один интересный факт, подтверждающий преемственность морским делам наших соотечественников и земляков.
Нам хорошо известно имя Дмитрия Александровича Лухманова (1765—1841) — коммерции советника, 1-й гильдии купца, потомственного почетного гражданина города Москвы. Он был одним из организаторов ополчения в 1812 г., в числе первых патриотов, откликнувшихся на призыв Александра 1. С 1814 года Лухманов фактически владел селом Косино, помогал крестьянам преодолеть послевоенную разруху, на свои деньги строил дома и Косинские храмы. Память о нем сохранилась до сих пор в его работе: в селе Косино, обнесенный каменной оградой, на берегу Белого озера стоят три храма: Успенский, Никольский и Тихоновский. Новая московская улица названа в честь купца Дмитрия Лухманова (Москва. Улица Лухмановская. Район Косино-Ухтомский, Восточный административный округ). Свое новое имя – Лухмановская — получила благодаря личности, весьма достойной и не забытой ее потомками.
Но мало кто знает, как в дальнейшем сложилась судьба династии Лухмановых. Дмитрий Александрович Лухманов был женат дважды и от двух браков имел десять детей: шесть сыновей и четыре дочери. Только вот большую часть своего громадного состояния, точнее 5/12, он завещал младшему сыну Афанасию Дмитриевичу Лухманову (1824 — 1882). Афанасий Дмитриевич дослужился до ротмистра, адъютанта начальника корпуса внутренней стражи. Но очень долго не женился, пока в 43 года не женился на двадцатитрёхлетней девице Надежде Александровне Байковой. В этой семье родился сын Дмитрий, названного в честь своего знаменитого деда – будущий знаменитый мореплаватель и писатель.
Дмитрий Афанасьевич Лухманов (1867-1946) в первые годы Советской власти стал легендарной личностью. Его, начальника Ленинградского морского техникума, многие узнавали, когда он бывал на набережной Васильевского острова, возле памятника адмиралу Крузенштерну, у борта парусного корабля «Товарищ». Разные поколения мореходов с большим уважением относились к нему, знали его как широко образованного человека, капитана-парусника, конструктора и писателя. Из восьми десятков прожитых лет 64 года он посвятил беззаветному служению русскому и советскому морскому торговому флоту, Родине.
Он родился в Петербурге. В 1877 году, после переезда семьи в Москву, его определили в третью военную гимназию, где он проучился четыре года. Лухманов был любознательным гимназистом, много читал, особенно его увлекали книги о морских путешествиях («Фрегат «Паллада» И. А. Гончарова, «Ченслер» Ж. Верна, «Красный корсар» Ф. Купера…). Эти и другие произведения художественной литературы растревожили его, вызвали интерес к морской профессии. Юноша стал мечтать о плавании на море.
Страсть к морским приключениям, желание помочь матери заставили его, пятнадцатилетнего паренька, отправиться в Крым и поступить в Керченские мореходные классы.
Весной 1884 года на греческом пароходе «Николаос Вальяно» ученик Керченских мореходных классов Дмитрий Лухманов ушел в далекое заграничное плавание. Дело в том, что по окончании курсов ему исполнилось только 17 лет, а сдать экзамены на штурманское свидетельство дозволялось только с 21 года. И на четыре года, несмотря на свои немалые знания, Дмитрий Лухманов пошел в море простым матросом, о чем, впрочем, никогда не жалел. Он повидал мир, получил неоценимый опыт, в совершенстве изучил парусные суда.
Мечтая о капитанской карьере, он взял за правило упрямо изучать все, что имело малейшее отношение к морскому делу. На греческом пароходе «Николаос Вальяно» он прошел через Босфор и Дарданеллы, Гибралтарский пролив и Английский канал. Побывал в Германии. Но юного морехода не устраивало плавание на паровом судне. Он мечтал о парусниках. Приняв решение продолжить свое обучение на иностранных судах, он нанялся на итальянский, редкой красоты бриг «Озама». От хозяев парусника он по старой морской традиции получил, так называемый, «ослиный завтрак» — набор обязательных принадлежностей, выдаваемых матросу и включающий матрац, набитый соломой, жестяную тарелку, кружку, ложку, ножик и вилку. Сам матрос должен был иметь дождевик, зюйдвестку, непромокаемые сапоги, свайку, парусную перчатку (гардаман), рожок, набитый салом с полдюжины парусных игл и хороший поясной нож.
Два года он был матросом иностранных парусных судов. Многому научился, многое познал. Тяжелый матросский труд, работа вручную с просмоленными канатами и парусами приносили не только радость. Не раз он сталкивался с бессмысленной жестокостью и издевательствами. Однажды дело даже дошло до бунта, и матросы, включая Лухманова, были арестованы и помещены в портовую тюрьму в Сиднее.
В эти годы было многое: падение за борт, полет с реи на палубу… В глазах начальства и товарищей он был уже опытнейшим матросом-парусником или, как называли таких на английских судах, «матрос летучей рыбы»
В феврале 1886 года Лухманов возвратился в Петербург для сдачи экзаменов на штурманский диплом. Его мать Надежда Александровна жила теперь в столице, работала в газете. Она встретила сына в морском порту, увидела не прежнего юного гимназиста Диму, а возмужавшего, загорелого моряка. Сын увлеченно и много рассказывал матери о дальних плаваниях, штормах и туманах, удивительных людях — моряках, о переходах кораблей под парусами через штормовые океанские просторы. С восхищением выслушав рассказ «матерого морского волка», мать заметила: «А ведь ты должен написать об этом! Непременно написать…». Дима промолчал. Не хотелось тут же показывать матери (Надежда Александровна Лухманова — известная в свое время журналистка и писательница, издавшая впоследствии ряд книг — «20 лет назад», «Сибирские очерки», «Женские силуэты», «Тринадцать рассказов»), как он считал, строгому судье в литературных вопросах, сочиненные в морских странствиях записки.
После возвращения на Родину молодой Лухманов забрал свои документы из Керченской мореходки и поступил в Петербургские мореходные классы, которые вскоре закончил, получив диплом штурмана. В 1887 году в журнале «Русское судоходство» он впервые выступил с рассказами о море и моряках
И с этих пор Дмитрий Афанасьевич плавает: сначала младшим, затем старшим помощником капитана на волжских и каспийских судах, потом переезжает на Амур, где вскоре становится капитаном. Он водит по рекам пароходы «Атаман» и «Амур». Как он признавался позже, шесть безрадостных лет трудился на Дальнем Востоке: плавал по рекам, а мечтал о море. Тем не менее, вот как его описывают современники в это время: «Лухманов оказался очень интересным собеседником, незаменимым балагуром-рассказчиком, певцом, поэтом, очень распорядительным и решительным капитаном». Решив изменить работу, он возвратился в Петербург. Ему очень хотелось пойти в морской рейс под парусами.
Но и в столице его ожидало разочарование: здесь Лухманов получает место помощника начальника порта Петровск-на-Каспии (ныне город Махачкала). С дипломом капитана дальнего плавания, со знанием четырех языков, с огромным опытом плавания на парусниках, он вынужден был согласиться на эти условия, хотя понимал, что не к такой. должности, да еще на берегу, стремился. Но не оставаться же безработным!
А завет матери он всегда помнил. В журнале «Русское судоходство» и в разных газетах продолжали печататься морские рассказы Дмитрия Лухманова. Ему было, о чем поведать читателю, его полная приключений жизнь давала возможность писать ярко и убедительно. В 1903 году в петровской типографии Михайлова вышла его первая книга «Морские рассказы». Она привлекла читателей глубоким знанием психологии моряков, суровой правдой флотской действительности.
И все же спустя несколько лет после начала работы в Петровском порту на Каспии Д. А. Лухманова, как он сам говорил, «посетило счастливое мгновение», когда в 1908 году он ступил капитаном на палубу черноморского фрегата «Великая княжна Мария. Николаевна». Этим парусником, выполнявшим роль учебного судна, Дмитрий Афанасьевич командовал более пяти лет. Плавала «Мария» на линии Севастополь -Геленджик — Феодосия — Евпатория — Одесса — Севастополь. Каждую навигацию опытный экипаж обучал морскому делу сто десять практикантов — учеников мореходных классов.
В первую мировую и гражданскую войны Д. А. Лухманов вновь на Дальнем Востоке. Успевает публиковать статьи, очерки и рассказы в газетах, занимается научной работой, участвует в революционном движении. В 1920 году в занятом японскими интервентами и белогвардейцами Владивостоке, в возрасте 52 лет, Дмитрий Афанасьевич вступает в ленинскую партию. В годы гражданской войны он возглавил борьбу дальневосточных моряков за спасение русского торгового флота для молодой Советской республики. Энергичные действия капитана-большевика позволили предотвратить перегон на Черное море, в порты Крыма, шестнадцати пароходов бывшего Добровольного флота в распоряжение белых войск барона Врангеля. Суда вернулись во Владивосток и вошли в состав советского торгового флота. Этот подвиг Д. А. Лухманова, а также его научные разработки в области морской практики были в дальнейшем высоко оценены ВЦИКом РСФСР, присудившим ему звание Героя Труда.
В 1924 году его назначили начальником Ленинградского морского техникума, созданного на базе Петербургских мореходных классов, выпускником которых юный Лухманов был в конце прошлого века. Одновременно он командовал и учебным парусником «Товарищ» в течение его продолжительного плавания в Аргентину.
Возглавляя коллектив техникума и командуя «Товарищем», Лухманов преподавал будущим морякам морскую практику и Правила предупреждения столкновения судов в море. Занятия с молодежью он сочетал с научной и литературной работой. В те годы в издательствах «Молодая гвардия» и «Детгиз» появились ставшие вскоре широко известными художественные произведения Почетного работника морского флота СССР Дмитрия Лухманова «Соленый ветер», «Штурман дальнего плавания», «20 000 миль под парусами», вошедшие в состав сборника «Жизнь моряка».
Проза Лухманова несет в себе живительный заряд бодрости и оптимизма. Неторопливое повествование старого капитана насыщено романтикой трудовых будней. Это доброе чувство и поныне находит отклик в молодых сердцах: юноши идут на морской флот и честно служат ему.
Почти 20 книг художественной прозы, сборник стихотворений «На суше и на море» (1911 г.), ряд научно-популярных произведений и учебников написал Дмитрий Афанасьевич. При этом он никогда не был «свободным художником», всегда работал в организациях советского морского флота. С 1933 года он стал директором Потийского морского техникума, затем сотрудником Наркомата морского флота СССР.
Его прозу, как и стихи, отличают простота изложения, правдивое отображение людских характеров, добротный русский язык, лишенный нарочитой псевдоморской экзотики и жаргона. Все его художественные произведения документальны, основаны на богатой событиями биографии капитана — коммуниста, писателя.
В научно-популярных книгах и учебниках Д. А. Лухманов добивался ясности и четкости изложения, стремился, чтобы сложные понятия морской науки легко запоминались. Например, он, старейший капитан-парусник, считая, что моряки обязаны хорошо разбираться в метеорологии, знать выработанные многими поколениями мореходов приметы погоды, пишет стихи-поучения молодым флотоводцам, материалом для которых послужил русский фольклор и народные приметы. Эти четверостишия и сейчас знают многие. Секрет их популярности прост: народным приметам капитан придал шутливое поэтическое звучание, строчки стихов легко запоминаются и поэтому долго живут.
Дмитрий Лухманов
многие страницы своих книг посвятил морякам парусного флота.
Бытует мнение, что парусные корабли безнадежно устарели. Такая точка зрения
исходит из того, что научно-техническая революция коренным образом изменила
облик всего мирового флота. В наши дни перевозку грузов через морские просторы
осуществляют быстроходные теплоходы, газотурбоходы, атомоходы. Снабженные
мощными машинными установками, они развивают скорость до 20-25 миль в час.
Современные суда располагают многочисленными электрорадионавигационными
приборами, локаторами.
Беспредельно преданный морю, Дмитрий Афанасьевич искренне любил молодежь. Он воспитывал будущих моряков верными сынами Отечества. Учил их скромности, дисциплинированности, непримиримости к врагам нашей страны, к лжи и позерству. Он был настоящим педагогом-моряком. Сотни замечательных судоводителей воспитал старый капитан..
Под бомбежками фашистских самолетов и под огнем вражеских батарей, отражая торпедные атаки подводных лодок, водили торговые корабли капитаны дальнего. плавания Владимир Михайлович Беклемишев, Владимир Семенович Гинцберг, Александр Африканович Демидов. Надежно обеспечивали перевозки военных грузов лухмановские ученики Алексей Леонтьевич Каневский, Евгений Николаевич Мартынцев и многие другие.
Иван Александрович Ман, о котором Лухманов рассказывает в своей книге, стал широкоизвестном мастером судовождения. Он совершил немало арктических и антарктических рейсов и по праву считается одним из первых капитанов — первооткрывателей Арктики и Антарктики. И. А. Ман командовал пассажирскими судами «Украина» и «Россия» на Черном море, водил в Антарктику дизель-электроход «Обь», был главным ревизором по безопасности мореплавания, членом коллегии Министерства морского флота СССР и редколлегии журнала «Морской флот».
Некоторые ученики Д. А. Лухманова не только показали себя отличными мореходами, но и, подражая ему, стали писать книги. Александр Ефимович Пунченок — командир балтийского сторожевого корабля в годы войны — опубликовал рассказы, повести, пьесу, создал сценарии для кино и телевидения, стал членом Союза советских писателей. Капитан дальнего плавания, член Союза писателей СССР Юрий Дмитриевич Климёнченко издал много книг — художественной и документальной прозы. Александр Африканович Демидов, уйдя на пенсию, выпустил в 1970 году в Лениздате автобиографическую повесть «40 лет на капитанском мостике». Капитан дальнего плавания, командир прославленной на Балтике, в годы Великой Отечественной войны подводной лодки «Лембит» Алексей Михайлович Матиясевич выпустил книгу «По, морским дорогам».
До 78 лет Дмитрий Афанасьевич работал и даже был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Незадолго до смерти Лухманов написал стихи, в которых сравнивает себя со старым уставшим парусником. А накануне ему приснилось страшное кораблекрушение…
И в память о замечательном мореходе-писателе одно из судов российского флота несет на своем борту его доброе имя — «Капитан Лухманов».
Косинский морской клуб продолжая свою работу по поиску и увековечивании памяти наших знаменитых соотечественников и земляков в память о капитане Лухманове решил назвать традиционную Косинскую парусную регату именем капитана дальнего плавания Дмитрия Лухманова. Готовятся литературные «лухмановские» чтения с участием современных писателей-маринистов. А в музее клуба будет создан уголок знаменитого капитана.
Командор Морского клуба, капитан 1 ранга Шадрин М. Г.