75 лет назад 18 августа началась десантная операция Красной Армии и Флота против японских войск во время Советско-японской войны с целью овладения Курильскими островами.
Успешные действия войск Красной Армии на острове Сахалин, создали благоприятные условия для занятия Курильских островов. План операции — овладеть северными островами Большой Курильской гряды, в первую очередь островами Шумшу и Парамушир, а в последующем — островом Онекотан. 15 августа 1945 года главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке Маршал Советского Союза А. В. Василевский отдал приказ о проведении операции.
Выгодное географическое положение Курильских островов позволяло японским империалистам контролировать выход советских кораблей в океан и создавать здесь плацдарм для агрессии против СССР. К августу 1945 года на Курильской гряде было оборудовано 9 аэродромов, из них 6 на островах Шумшу и Парамушир — в непосредственной близости от Камчатки. На этих аэродромах могло базироваться до 600 самолетов.
Наиболее укрепленным в Курильской гряде был остров Шумшу, отделенный от Камчатки первым Курильским проливом шириной 6,5 мили. Этот остров размером 20 на 13 километров рассматривался японцами как плацдарм для завоевания советской Камчатки. В его юго-восточной части располагалась хорошо оборудованная военно-морская база Катаока, а в 3 милях от нее на острове Парамушир — военно-морская база Касивабара.
Все участки побережья, доступные для высадки десанта, прикрывали доты и дзоты. Они были связаны между собой подземными ходами и траншеями, использовавшимися не только для маневра силами и средствами, но и как укрытия для различных складов, электростанций, узлов связи, госпиталей и других объектов. Глубина подземных сооружений, достигавшая 50 метров, обеспечивала неуязвимость их от артиллерийских снарядов и авиабомб. Основной рубеж обороны острова Шумшу проходил в его северо-восточной части, в районе высот 171 и 165. В случае захвата десантом участков побережья японцы могли скрытно отойти с этого рубежа в глубину острова. Общая протяженность дорог на острове Шумшу достигала 120 километров, что обеспечивало противнику возможность широкого маневра войсками внутри острова.
Перед Камчатским оборонительным районом и Петропавловской военно-морской базой была поставлена задача — овладеть островами Щумшу и Парамушир. Командующим десантной операцией был назначен генерал-майор А. Р. Гнечко, командиром высадки — капитан 1 ранга Д. Г. Пономарев, командиром десанта — командир 101-й стрелковой дивизии генерал-майор П. И. Дьяков.
Замысел заключался в следующем: высадить десант в северо-восточной части острова Шумшу, нанести главный удар в направлении военно-морской базы Катаока, овладеть островом и, используя его как плацдарм, в последующем овладеть островами Парамушир и Онекотан. С целью введения противника в заблуждение относительно места десантирования главных сил предполагалось высадить в бухте Нанагава-ван демонстративный десант. Для осуществления этого замысла части 101-й стрелковой дивизии и сформированный из подразделений военно-морской базы батальон морской пехоты были сведены в передовой отряд, два эшелона главных сил и отряд демонстративной высадки десанта.
Посадка десанта на корабли закончилась к исходу 16 августа 1945 года. Всего на борт было принято 8.363 человека, 95 орудий, 123 миномета и другая боевая техника и снаряжение. В 5 часов 17 августа корабли снялись с якоря, построились в походный ордер и вышли из Авачинской бухты в океан с расчетом утром следующего дня подойти к острову Шумшу. Большую часть пути им пришлось следовать в тумане. Плохая видимость вызывала значительные трудности в управлении большим числом кораблей, но благоприятствовала скрытности операции.
В 4 часа 20 минут 18 августа корабли подошли к Шумшу и на участке мыс Кокутаи — мыс Котомари под покровом тумана начали высадку первого броска десанта. Из-за перегрузки и большой осадки корабли останавливались в 100 — 150 метрах от берега, и десантники по трапам и через борт бросались в воду и с тяжелой ношей за плечами устремлялись к вражескому берегу.
Ошеломленные внезапным появлением десантников на берегу, японцы открыли беспорядочный ружейно-пулеметный огонь. Передовой отряд десанта к 5 часам в полном составе и без потерь высадился на берег. Основные его силы начали продвигаться в глубь острова, а одна рота морских пехотинцев развернула наступление в район мыса Котомари с целью уничтожения расположенных здесь артиллерийских батарей.
Противник, придя в себя, начал оказывать активное противодействие. В 5 часов 30 минут, когда к берегу направились суда с главными силами десанта, японские доты и дзоты встретили их сильным огнем. Японцы располагали большими запасами снарядов. Едва главные силы десанта подошли к берегу, на них обрушился шквал артиллерийского огня. Десантники добирались до берега вплавь по кипящей от снарядов воде. Экипажи кораблей, не ослабляя огня по врагу, тушили пожары, заделывали пробоины. Несмотря на большие усилия десантников, темп высадки из-за сильного противодействия японцев и ограниченного количества высадочных средств был невысоким.
К 9 часам 18 августа завершилась высадка первого эшелона основных сил десанта. При этом десантники брали с собой только стрелковое оружие, оставляя полевую артиллерию на кораблях. Командир 138-го стрелкового полка со своим штабом долго оставался на поврежденном корабле, поэтому первый эшелон десанта был фактически неуправляем. Подразделения полка, вместо того чтобы блокировать и уничтожить вражеские батареи на мысах Кокутан и Котомари, устремились в глубь острова вслед за передовым отрядом десанта.
Из-за потери средств связи управление силами десанта оказалось нарушенным. Это значительно затруднило эффективное применение корабельной артиллерии — единственного реального средства поддержки десанта. Первый контакт берега с кораблями был установлен только через 35 минут после начала высадки десанта.
С 9 часов 18 августа началась высадка второго эшелона десанта (373-й стрелковый полк, рота морской пехоты, 279-й артполк без дивизиона). Она проходила также при сильном артиллерийском противодействии японцев. Наша авиация, после полудня 18 августа, группами по 8 — 16 самолетов наносила бомбовые и штурмовые удары по военно-морским базам Катаока и Касивабара, чтобы воспрепятствовать переброске японских войск с острова Парамушир на остров Шумшу. Однако из-за плохой погоды она не могла помочь десанту непосредственно в районе боя, где обстановка по-прежнему оставалась напряженной.
Боевые действия на берегу начались около 5 часов. Передовой отряд подошел к господствующим в северо-восточной части острова высотам 165 и 171. Здесь он встретил первое сильное противодействие японцев артиллерийским, минометным и пулеметным огнем. Завязались упорные бои за высоты, продолжавшиеся в течение всего дня. Связь с кораблями еще не была налажена, и поэтому они не могли поддержать передовой отряд артиллерией. Попытки наших бойцов подавить огневые точки врага связками ручных гранат не удались. Успешнее действовали созданные в ходе боя блокировочные группы, имевшие в своем составе саперов. Они сумели взорвать несколько японских огневых точек, но это не могло решить исход боя за высоты.
Японское командование, убедившись в том, что силы отряда невелики, вскоре бросило в контратаку батальон пехоты при поддержке 20 танков. К этому времени десантники, несмотря на сильный огонь противника, почти достигли вершин обеих высот. Неравная схватка продолжалась около двух часов. Ценой больших потерь японцам удалось отбросить передовой отряд к подножию высот.
В 9 часов 10 минут после установления связи передового отряда с кораблями через радиостанцию старшего краснофлотца Мусорина корабли артиллерийской поддержки и батарея на мысе Лопатка произвели огневой налет по высотам 165 и 171. Воодушевленные поддержкой с моря, десантники снова перешли в атаку. Их действия были столь быстрыми и решительными, что в течение 10 минут господствующие высоты были взяты. Но удержать их не удалось: через несколько минут японцы предприняли очередную контратаку превосходящими силами и снова отбросили подразделения десанта к подножию высот. С этого времени противник контратаковал непрерывно, но передовой отряд героическими усилиями сумел сдержать натиск врага.
Японцы спешно подтягивали к высотам 165 и 171 силы из глубины острова и с острова Парамушир, а из-за низкого темпа высадки главных сил десанта наращивание их в районе высот проходило медленно. Только к 11 часам к передовому отряду подошли подразделения первого эшелона и к 13 часам — второго.
Японское командование тщательно готовило очередной удар по десанту. В 14 часов оно предприняло контратаку из района юго-западных скатов высоты 171 силами до двух батальонов при поддержке 18 танков. Противник рассчитывал рассечь силы десанта и затем уничтожить их по частям. Но это ему не удалось. Советское командование сосредоточило на направлении вражеской контратаки до 100 противотанковых ружей и четыре 45-мм орудия. Понеся большие потери в людях и танках, враг отступил. Лишь одному танку противника удалось скрыться за восточным скатом высоты 171.
В 18 часов, поддержанный артиллерией кораблей и батарей с мыса Лопатка, десант перешел в наступление. Разгорелся ожесточенный бой. К исходу дня десант вышел на рубеж западных скатов высот 165 и 171. Он удерживал плацдарм на острове по фронту до 4 километров и глубиной до 5-6 километров.
В 20 часов 18 августа генерал-майор А. Р. Гнечко поставил перед десантом задачу овладеть всем островом. Специально созданным усиленным штурмовым группам следовало к 24 часам штурмом овладеть опорными пунктами противника на мысах Кокутан и Котомари и тем самым ликвидировать угрозу десанту с тыла, обеспечить беспрепятственную выгрузку боевой техники на берег. Главным силам десанта предстояло утром 19 августа наступать в общем направлении на военно-морскую базу Катаока и к исходу дня овладеть ею. Штурмовые группы лишь к утру 19 августа разгромили, опорные пункты на мысах Кокутан и Котомари. Противник оказал им сильное сопротивление. Тем временем японское командование продолжало усиливать гарнизон острова, перебрасывая сюда войска с острова Парамушир.
К утру 19 августа перед нашим десантом сосредоточилось более пяти пехотных батальонов, до 60 танков и 70 орудий. Противник готовился к упорному бою. Но в это время по радио было передано сообщение японского правительства о безоговорочной капитуляции перед вооруженными силами союзников. Вслед за этим в расположение десанта на острове Шумшу прибыл японский парламентер и вручил советскому командованию письменное заявление о том, что части 91-й пехотной дивизии «на основании приказа свыше к 16 часам 19 августа прекращают всякие боевые действия». Начались переговоры. Японское командование явно затягивало их. Лишь к 18 часам был подписан акт о безоговорочной капитуляции 91-й пехотной дивизии, оборонявшей северную группу Курильских островов — Шумшу, Парамушир, Онекотан. На основании этого документа был разработан план сдачи в плен японских гарнизонов.
К 6 часам 20 августа советские корабли направились во второй Курильский пролив. По предварительной договоренности с японским командованием на подходе к проливу их должен был встретить японский лоцман для дальнейшего сопровождения в бухту Катаока. Однако лоцмана в назначенном месте не оказалось, и наши корабли последовали туда самостоятельно. В 8 часов 10 минут корабли вошли во второй Курильский пролив, где подверглись обстрелу из множества орудий, установленных на побережье. Под сильным огнем японцев корабли начали отходить, прикрывшись дымовыми завесами.
Тем временем войска десанта оставались на своих позициях в ожидании капитуляции японского гарнизона. Когда стало известно о коварных действиях противника во втором Курильском проливе, десантников охватило чувство негодования. В ответ на вероломство японцев десант в 13 часов перешел в наступление. Боевой порыв тихоокеанцев был настолько велик, что противника не спасли даже мощные оборонительные сооружения. Он был отброшен на 5 — 6 километров вглубь острова. Это отрезвляюще подействовало на японцев, и они поспешили заверить наше командование, что немедленно прекращают боевые действия.
К исходу дня 23 августа на Шумшу было пленено свыше 12.000 японских солдат и офицеров. Вслед за ними сложили оружие и части на Парамушире. Острова, расположенные южнее, были заняты морскими десантами. На северные острова, до острова Уруп включительно, корабли Петропавловской военно-морской базы высадили войска Камчатского оборонительного района, а на остальные острова советские части перебрасывались с Сахалина кораблями Северной Тихоокеанской флотилии и главной базы Тихоокеанского флота.
Занятие островов южнее Шумшу осуществлялось в условиях непрестанных штормов и густых туманов. Но, несмотря на все трудности, моряки Тихоокеанского флота успешно справились с поставленной перед ними задачей — в предельно короткий срок, с 24 августа по 1 сентября 1945 года, заняли всю цепь Курильских островов, простирающуюся более чем на 600 миль.
Для японского командования столь быстрые действия советского флота оказались неожиданными. Все его планы по эвакуации своих гарнизонов и материальных ценностей на острова метрополии были нарушены. Оно не успело эвакуировать свои войска даже с острова Кунашир, отделенного от острова Хоккайдо узким проливом. В 6 часов 1 сентября советский десант, высаженный на этот остров, завершил освобождение Курильских островов.
Итогом операции стало занятие советскими войсками 56 островов Курильской гряды, которые в 1946 году были включены в состав СССР.
Всего на Курильских островах было разоружено и пленено 50 442 японских солдат и офицеров, в их числе 4 генерала (ещё около 10000 человек японское командование успело эвакуировать в Японию), захвачено свыше 300 орудий и миномётов, около 1000 пулемётов, 217 автомашин и тягачей.
Из числа участников высадки на Шумшу награждены орденами и медалями более 3000 человек. Девять человек удостоены звания Героев Советского Союза. В память о советских воинах, погибших в ходе операции, в городах Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск воздвигнуты памятники.
Полковник Габриель Цобехия
Курсант Алена Потовиченко
Военный университет Минобороны РФ