18-19 июля (6-7 июля по старому стилю) 1854 г. состоялось отражение нападения английских пароходофрегатов на Соловецкие острова
В середине XIX века во время Крымской войны англичане, как и в веке XXI хотели нанести России максимальный материальный урон. Кроме высадки десанта на Крымский полуостров они то же самое пытались сделать на Камчатке и на берегах Белого моря.
Пользуясь почти полным отсутствием на Севере русского флота, в июне 1854 г. англо-французская эскадра из 10 кораблей под командованием англичанина, потомственного военного моряка Эрасмуса Омманея вошла в Белое моря в целях блокады русского побережья. Союзники развернули свою базу на о. Сосновец, где разместили склад угля. И оттуда совершали набеги на прибрежные поселения, нападали и грабили гражданские суда. Пытались высадить десанты на о. Мудьюг и около Архангельска, но упорное сопротивление русских не позволило это сделать. Хотя Архангельск тогда располагал лишь одним бригом и несколькими канонерскими лодками, правда, и укреплёнными береговыми батареями. Потерпев неудачу, интервенты пошли к Соловецким островам.
18 (6) июля английские пароходофрегаты «Бриск» и «Миранда» начали обстрел Соловецкого монастыря. Возглавил его оборону сам настоятель, архимандрит Александр – у него был военный опыт. В гарнизон вошли 53 человека — несколько отставных военных и инвалидная команда – местное ополчение. В активе у защитников оказалось лишь несколько старых пушек и пару десятков не менее старых ружей. Но и такими силами ответным огнём монастырских пушек был повреждён пароход «Миранда» и вражеские корабли отошли. Э.Омманей сменил тактику и отправил парламентёров, потребовав сдачи гарнизона и военного коменданта, на что архимандрит Александр иронично ответил, что в монастыре таковых отродясь не было. Тогда утром 19 (7) июля англичане в течение девяти часов бомбардировали монастырь, выпустив больше 1800 ядер. Отдельные строения Соловецкого монастыря, конечно, получили повреждения, но ни убитых, ни раненых среди оборонявшихся не было.
В дальнейшем интервенты всё же напали на несколько небольших сел и ограбили их. Высадились на Онежской губе, пожгли здания и пограбили Онежский монастырь. Через пару дней флотилия подошла к селу Пушлахта, высадила десант, но там получила сильное сопротивление со стороны местных жителей-поморов и вынуждена была отойти, обстреляв напоследок поселение из корабельной артиллерии. С тех пор враг ограничил свои боевые действия и в начале осени покинул Белое море, чтобы через год вернуться. Но и тогда реванш взять не удалось, т.к. русские тоже не сидели зря, а тщательно подготовили оборону побережья Белого моря. Так, например, архимандрита Александра принимал в столице лично Николай I – и выделил Соловецкому монастырю новые пушки и боеприпасы.
Бесславно завершившиеся вылазки англичан на Камчатке и в Белом море нанесли серьёзный удар по имиджу королевского флота, который не смог справиться с заметно уступавшими ему по численности и, особенно, по вооружению силами защитников нашего Отечества.
Александр Бондаренко