«…Война священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости, в защиту правды, веры, Отечества. Подвизающийся в сей брани оружием совершает подвиг веры и правды, который Христианские мученики совершали исповеданием веры и правды, страданием и смертью за сие исповедание, и приемля раны, и полагая живот свой в сей брани, он идет вслед Мучеников к нетленному венцу».
Святитель Филарет, митрополит Московский.
Среди выдающихся русских адмиралов беззаветно преданных православной Вере, Царю и Отечеству Павел Степанович Нахимов по праву стоит первым после святого праведного воина Феодора (Ушакова). Павел Степанович не только выдающийся флотоводец. Основой всех его славных дел и побед, является глубокая вера в Бога, искренняя любовь к Православию, и на этой твердой почве — верность дворянской чести, воинской присяге и высокие профессиональные качества. Адмирал Нахимов принял смерть в Крымской войне не просто за город и морской порт на Черном море, а за Веру, отстаивая вместе с другими защитниками Севастополя древние святыни колыбели русского Православия. Об этом красноречиво свидетельствуют письма и приказы Павла Степановича, воспоминания о нем и дневники современников. Крещенный в честь святого и всехвального, первоверховного апостола Павла, воспитанный в благочестивой христианской семье, обученный в Морском кадетском корпусе и на кораблях Балтийского флота — Павел Степанович получил хорошее начальное домашнее, церковное, и прекрас ное военное и светское образование. По Божьей воле, его всегда окружали люди высокообразованные, истинно духовные, искренно исповедовавшие православную веру, любившие свое Отечество. Среди них мы видим не только его родственников, земляков, друзей, воспитателей, начальников и подчиненных. Но часто и тех, кто, не зная его лично, в разных концах России всегда находились рядом с Нахимовым по духу, молились за него у домашних иконостасов, в монастырских келиях и приходских храмах. Как и всякого талантливого, честного и порядочного человека, Павла Степановича окружали завистники, недоброжелатели и даже враги. Проявлялись они и после его кончины, но на фоне людей православных, преданных, истинно верующих, доля их ничтожно мала.
Вся жизнь Павла Степановича столь же ярка и чиста, как и его славная кончина в Восточной (Крымской) войне 1853-1856 годов. Эта война стала тогда глобальным противостоянием соединенных войск Европы и Османской империи против России. В военное и духовное противодействие вступили силы Православия и силы так называемого европейского «просвещения», объединенные не христианскими, а атеистическими идеями. Их главная задача в той войне — заставить Россию отказаться от права покровительствовать православным христианам, подданным султана. Из этого вытекала и политика непременного уничижения православных святынь на всех территориях Османской империи, перенесенная оккупационными войсками и в Крым. Справедливо мнение по этому вопросу Владимира Павловича Казарина: «Инспирированный Францией двухлетний спор с Россией о «святых местах» закончился тем, что в январе 1853 года ключи от Вифлеемского храма (церковь Яслей Господних) и Иерусалимского храма (церковь Гроба Господнего) были демонстративно с большим шумом отняты у православной общины, которой они традиционно принадлежали, и под давлением Парижа переданы турецкими властями Палестины католикам. Этот акт был совершен в стране, в которой православие исповедовало подавляющее большинство подданных. Нетрудно себе представить реакцию на эти события не только внутри Османской империи, но и за ее пределами, в первую очередь, в православных странах. Было грубо и публично нарушено закрепленное договорами право России на покровительство православных в Турции. …Не случайно она (Крымская война) получит также другое название – «битва за Ясли Господни». Позже император Александр II сказал о русских войсках, сражавшихся в Крыму: «С неодолимым мужеством, с самоотвержением достойным воинов-христиан, они поражали врагов или гибли, не помышляя о сдаче…».