– Ненавижу Россию! – с сильным неподдельным чувством почти выкрикивает уже немолодая женщина, назвавшаяся украинкой, на русском языке, – и всегда ненавидела! И буду ненавидеть! Вы развалитесь! Мы вернем Крым! …
И еще много всевозможных проклятий, устрашающих пророчеств, злых пожеланий в адрес России и всего русского несется из уст явно уязвленного до глубины души несчастного человека.
Что чувствует, слыша такое, русский, что думает?
Наверное, разное. Каждый воспринимает проявления ненависти по-своему. Однако у всех возникает в душе протест, ощущение несправедливости, ненормального состояния источника злобы, его нескрываемой агрессивности, необходимости этому противостоять.
Со стороны людей, которых никогда не считали чужими – для русских и башкиры, и татары, и якуты и другие этносы России давно стали своими, а белорусы, украинцы, великороссы, тем более, один народ – глубокая ненависть страшна своей противоестественностью, уродливым нравственно-мировоззренческим вывихом. Нормальный человек чувствует досаду, разочарование, желание вразумить, разъяснить ошибку, полагает, что это заблуждение привнесено внешней враждебной силой, надеется на то, что это временно.
А еще многие чувствуют сострадание, жалость к тем, кто потерял что-то главное, необходимое, то, что позволяет человеку оставаться в любых условиях человеком…
В различных СМИ, соцсетях за последние годы многократно звучали проклятья в адрес России, русского мира, всего того, что является Россией, составляет ее ценности – а значит, в адрес каждого подлинного гражданина Отечества. Подобное исходит от считающих себя «передовым Западом». Соревнуются в злобе по отношению к русскому миру граждане стран, которые Россия воссоздала или создала в смысле государственности, фактически, «с нуля», строила их экономическую базу, развивала инфраструктуру, помогала их населению получать образование, обретать самосознание, стать народом. Русское, советское государство во многом отказывало именно русским (с чем трудно согласиться), развивая «национальные окраины», часть которых, получив внешнюю самостоятельность (на самом деле, перейдя в подчинение экспансивного жесткого хозяина), превратились теперь во врагов.
Неужели добрые дела, и даже жертвы, за которые совершающий их не требует платы (ведь тогда это уже не совсем добро, а коммерция, сделка) так развращают? Немало имеющих паспорт с трезубцем изо всех сил стремятся продемонстрировать именно это. Внутреннее чувство вырывается угрозами и проклятьями. За словами идут дела: от мелких пакостей до самых жестоких преступлений. Их невозможно оставить без ответа. Результат – немыслимо жестокая трагедия, которую прекратить в тысячи раз сложней, чем развязать.
У граждан России коллеги, знакомые, родственники с украинскими корнями или украинцы – не редкость. Они не могут не страдать от того ужаса, в который практически один народ обрушили его системные враги, уже не первое столетие стремящиеся «разорвать Россию в клочья». В 1991 году народ великой страны – незадолго до крушения Союза ССР единый народ, победивший фашизм, покоривший космос и Арктику – проявил недальновидность, нерешительность, недопустимую доверчивость, поддался на обман, позволил прийти к власти амбициозным недоучкам, корыстным властолюбцам, самовлюбленным пошлякам, не препятствующим экспансии извечных врагов. И враги со свойственным им виртуозным цинизмом с наслаждением и глумлением вбивали клин за клином в отношения между частями, некогда бывшими единым геополитическим полюсом планеты…
Есть, над чем думать.
Во всяком случае, людьми и сообществами непорядочными полученное даром или на самых выгодных для них условиях не ценится. Если за это дарящий не требует взамен ничего, заранее прощает все долги, получивший дар на каких-то основаниях считает, что так теперь должно быть всегда. Бескорыстие принимается за слабость, а в нежелании жертвовать в пользу неблагодарного хама последний видит угрозу, ущемление своего достоинства. И мелкая пакость, которую ему простили, а тем более, нашелся тот, кто поощрил выходку, и преступление, за которое не пришлось отвечать, а может еще и награда получена, убивают в человеке человечность. Безнаказанность, безответственность утверждают в людях желание вредить, ломать, уничтожать, делают конформизм, деструктивность, злость частью идентичности, формируют воинственно-потребительский образ жизни человека, клана, корпорации, а то и целого государства.
Но не народа!
Нет злых народов, не бывает уродливых этносов, как не может быть злобным ни младенец, не имеющий ни малейшего жизненного опыта, ни ответственный трудолюбивый человек, понимающий, что вокруг него такие же, как он люди, со своими достоинствами и недостатками, желаниями и сомнениями, радостями и опасениями, надеждами и достижениями.
Предназначение человека – в любви, труде, счастье, сострадании, взаимопомощи, во взаимной радости. Человеку свойственно восторгаться мастерством, красотой, талантом. Люди возникали как цивилизация во взаимодействии, взаимопомощи, взаимной поддержке. Конкуренция – тоже неизбежна, но она не может приобретать форму непримиримой вражды до полного уничтожения противника, так как это против законов природы, разрушительно для культуры, противно предназначению человека.
Русская цивилизация, включающая в себя многие десятки культур, языков, традиций, не лучше и не хуже других. Но что ее точно отличает от тех, кто хотел бы ее подчинить, размыть, разорвать, так это неприятие деструкции как формы существования, отрицание враждебности к соседям по планете, «дефицит» мстительности.
«Око за око, зуб за зуб» – не о русских. Есть государства, точнее, стоящие за ними политические силы, кланы, которые за попытку покушения на свой «зуб» лишают дерзнувшего всей «челюсти», за посягательство на «око» безжалостно ослепляют не только самого посягнувшего, но и всех, кто как-то к нему причастен или просто оказался рядом. Бомбардировки Дрездена, Хиросимы, городов Югославии, Сирии, сектора Газа не оставляют в этом сомнений. Трагедия одесского Дома профсоюзов – в том же ряду, хотя Запад делает вид, что ее не было.
Дело не в этнической принадлежности, а в сознании. В социально-мировоззренческой нравственно-психологической идентичности.
Русские, граждане России, конечно, отнюдь не безобидны, не безответны, могут допускать ошибки и даже быть жесткими, но мстительность, желание унизить и наслаждаться поверженным, растоптанным, обесчещенным, потерявшим достоинство противником – своеобразное проявление этнокультурной некрофилии – не в русском характере. Издевательства, стремление лишить человеческого облика не свойственны русской цивилизационной парадигме.
Может, в этом и заключается причина того, что люди русской цивилизации – традиционно неконфликтной культуры – находят выход из самых, казалось бы, безвыходных положений, побеждают самых грозных и опасных врагов. А с более слабыми и воюют как бы не в полную силу. Западному холодному уму не понять, как может в одном субъекте уживаться противник войны и лучший в мире солдат. А это, между тем, и есть важная составляющая русской идентичности, творцы и носители которой люди, чьими ориентирами были и останутся навсегда Сергий Радонежский, Суворов, Пушкин…
Поэтому мы победим и на этот раз.
Предназначение человека утверждать жизнь, совершенствовать действительность, беречь и приумножать культуру. Смысл жизни человека – не в праздности, не в примитивном веселье, но и не в страхе, не в вечном ожидании катастрофы. Жить, любить, трудиться, радоваться всему, что даёт такой повод. Помнить о том, кому и чем обязаны люди своим настоящим. Делать все, чтобы жизнь потомков стала более яркой, созидательной, творческой, а мир между ними – более надежным.
Это по-русски.
У человека много обязанностей, забот. Ему нужно признать свою грубость перед природой и постараться гармонизировать отношения с ней. Важно продолжать поиск принципов, позволяющих находить баланс интересов между странами, народами, видами и типами культуры. Вокруг масса причин для созидания, море возможностей для творчества.
Не преступно ли, не глупо ли в ущерб этим глобальным целям, изводить себя ненавистью, завистью, злобой?
Разумеется, и зло – завладевшее человеком, сделавшее его преступником, принесшее горе людям – забывать и прощать нельзя.
Но главное предназначение человека – в любви, сопереживании, в труде.