Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения

Боголюбов А.П. Атака на Дунае турецкого парохода миноносной лодкой «Шутка» 16 июня 1877 года (дело Скрыдлова). Не ранее 1878. Эскиз. Холст, масло. Ульяновский областной художественный музей.Боголюбов А.П. Атака на Дунае турецкого парохода миноносной лодкой «Шутка» 16 июня 1877 года (дело Скрыдлова). Не ранее 1878. Эскиз. Холст, масло. Ульяновский областной художественный музей.

В Третьяковской галерее крупный выставочный проект, представляющий творчество мариниста и пейзажиста Алексея Петровича Боголюбова (1824-1896), обширное наследие которого включает все разновидности пейзажной живописи – от морских видов и баталий до городских и природных ландшафтов. Всего представлено 120 живописных и графических произведений из 15 музейных собраний.

Илья Репин. Портрет А.П. Боголюбова. 1876. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

Что можно сказать про этого художника? Конечно, это очень многогранная личность. Он и художник, он и морской офицер — закончил Морской кадетский корпус, 17 лет отдал военной службе, но всегда увлекался изобразительным искусством и, в конце концов, предпочёл профессию художника. Но это не мой художник: сказать, что я к нему равнодушна, как, впрочем, и ко всем другим передвижникам – это не сказать ничего. Выставку все же я посмотрела и часть её представлю.

Боголюбов А.П. Вид города Ревеля. Фрагмент. 1853. Холст, масло. Череповецкое музейное объединение.

Алексей Боголюбов был потомственным дворянином и внуком писателя А.Н. Радищева. Он учился живописи не только у педагогов Академии художеств (1851-1853), среди которых был Максим Воробьёв, оказавший очень большое влияние на творческое становления Боголюбова. Учился Боголюбов во время своей пенсионерской поездки (1854-1860) и у европейских мастеров: у швейцарского художника знаменитого Александра Калама, у немецкого художника Андреаса Ахенбаха, у ряда французских художников, увлекался французскими барбизонцами – это особенно видно в его ранних картинах.

Боголюбов А.П. Вход рыбачьего судна в гавань Сен-Валери в Ко. Около 1859. Холст, масло. ГРМ.

Время своей жизни Боголюбов делил между путешествиями, пребыванием в России и жизнью во Франции, где действительно он проводил, особенно во второй половине его жизни, очень много времени. И он был таким вот связующим мостиком между европейской культурой и русской художественной средой. Художник экспонировал свои произведения преимущественно на передвижных выставках, и был очень активным деятелем Товарищества передвижных художественных выставок.

Боголюбов А.П. Голландские корабли в порту. 1860-е. Холст, масло. Собрание А.Г. Егорова, Москва.
Боголюбов А.П. Порник. Пиниевая роща. Полдень. 1867. Вариант-повторение одноименной картины. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

Боголюбов – автор масштабных серий батальных картин, посвящённых победоносным сражениям русского военно-морского флота от петровской эпохи до войн середины – второй половины XIX века. Надо отдать должное художнику — эти серии остаются непревзойдёнными по своей исторической достоверности и точности в изображении оснастки судов и показа сражений.

Далее иллюстрации к запискам моряка-художника А.П. Боголюбова: «Не видел я никогда Москвы. Я туда поехал на свидание с моим родным братом и другом Н.П. Боголюбовым, тогда рязанским помещиком… наговорившись досыта, пошли мы с ним бродить по белокаменной. Не думал я никогда, что этот православный город так на меня подействует! Щетинистый Кремль с его башнями, Василий Блаженный, соборы скученные, всех возможных стилей и архитектур, Замоскворечье – всё это было так чудно, так оригинально!».

Боголюбов А.П. Вид Москвы от дома Хлудова. 1878. Холст, масло. Музей Москвы.
Боголюбов А.П. Вид храма Христа Спасителя с Пречистенки в Москве. 1880. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Боголюбов А.П. Голицынская больница в Москве. Фрагмент. 1880. Вариант-повторение 1879 года. Холст, масло. ГРМ.

Из записок моряка-художника А.П. Боголюбова: «В Москве мы порешили с братом принять приглашение от директора пароходства по Волге «Самолёт» Б.А. Глазенапа, старого флотского знакомого, весной плыть по Волге и от Твери до Астрахани для составления путеводителя. Брат взял литературно-описательную часть, а я – иллюстрацию. Выговорили себе при этом право взять с собой своих жён и в половине мая поплыли и даже могли припевать «Вниз по матушке по Волге», ибо путешествие было интересное, а тем более для меня, который и моряком, и художником столько прожил за границей, не имея понятия о своем Отечестве… Плывя бесконечными столбичами и проехав Жигулевские горы, я подумал – ну что такое Рейн, Дунай со своими Железными Воротами и, наконец, Саксонская Швейцария! Какая это мелочь, и сколько этакого добра стоит на Волге, и никто не кричит о нём. Настанет время, и нас узнают!».

Боголюбов А.П. Ипатьевский монастырь близ Костромы. Фрагмент. 1861. Холст, масло. ГТГ.
Боголюбов А.П. Казань. Фрагмент. 1862. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
Боголюбов А.П. Нижегородская ярмарка. Колокольный ряд. Фрагмент. 1862. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей.
Боголюбов А.П. Вид Нижнего Новгорода. Фрагмент. 1878. Холст, масло. ГРМ.

Но для меня на выставке самыми интересными оказались небольшие этюды, которые были пейзажной летописью его насыщенной событиями жизни. Это путешествия и по России, и по Европе. Эти этюды, написанные непосредственно с натуры, передают солнечную атмосферу Италии, красоту швейцарских гор, пасмурное очарование северного французского побережья, раскрывая своеобразие творческого метода художника, изысканность его техники письма.

Боголюбов А.П. Дома в Антверпене. 1854. Этюд. Бумага на картоне, масло. ГРМ.
Боголюбов А.П. Капри. Марина Гранде. 1855. Этюд. Бумага на картоне, масло. ГРМ.

Именно в этих этюдах, а не в больших полотнах, раскрывается его творческий темперамент, а самое главное появляется свобода от устоявшихся правил и академических норм.

Боголюбов А.П. Константинополь. Вид на Босфор. 1856. Бумага на картоне, масло. ГРМ.
Боголюбов А.П. Баку. Улица в полдень. 1861. Холст, масло. ГРМ.

Боголюбов не продавал свои этюды. Одну их часть он отдал в собрание Академии художеств, как учебные пособия для учеников. Вторую — пожертвовал в конце жизни созданному им Саратовскому художественному музею.

Боголюбов А.П. Нижний Новгород. Нижний базар. 1860-е. Холст, масло. ГРМ.
Боголюбов А.П. Астрахань. Собор и главные ворота Кремля. 1860-е. Бумага на холсте, масло. ГРМ.
Боголюбов А.П. Пиза. Станция железной дороги. 1862-1963. Холст, масло. ГРМ.
Боголюбов А.П. Ла-Манш. Вечер на море. Начало 1870-х. Бумага на картоне, масло. ГРМ.
Боголюбов А.П. Вход в Порник после тумана. Утро. 1876. Холст на картоне, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Боголюбов А.П. Зима в Париже. Середина 1870-х. Дерево, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Боголюбов А.П. Вёль. 1887. Дерево, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Боголюбов А.П. Аркашон. 1889. Дерево, масло. Частное собрание, Москва.
Боголюбов А.П. Корабли на рейде. 1880-е. Доска паркетированная, масло. ГТГ.
Гора Юнг-Фрау. Бумага на холсте, масло. Нижегородский государственный художественный музей.
Боголюбов А.П. Гавр. 1893. Дерево, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Боголюбов А.П. Руан. Дерево, масло. Частное собрание, Москва.

А в конце покажу «необычного» Боголюбова. Был в жизни художника один эпизод: по приглашению Цесаревича Александра Александровича и его супруги Марии Федоровны Боголюбов сопровождал их в 1867 году в Данию к королю Кристиану IX. Монарх, в свою очередь, пригласил Боголюбова пожить в загородной резиденции в Бернсторфе и, как вспоминал художник, «приказал мне делать для развлечения карикатуры на всех и все».

Боголюбов А.П. Прогулка на яхте короля Дании Кристиана IX и великого князя Александра Александровича близ Гельсингера. 1867. ГРМ.

Цесаревич Александр проявил инициативу собирать рисунки и наклеивать их в альбом, о чем он сообщает в своём дневнике: «Вернувшись к себе, устраивал альбом карикатур Боголюбова». Алексей Петрович выполнил в альбоме интересную заставку, на которой изобразил юмористическую сценку с участием членов свиты Цесаревича Александра, некоторых придворных датского Короля Кристиана IX и его гостей. Дабы у изображенных лиц не было обиды на художника, а наоборот, появилась гордость, что их портреты выполнены по просьбе датского Короля Кристиана и украсили альбом русского Цесаревича Александра, он сделал своеобразную язвительную надпись: «1867 год. Дания. Фреденсборг, Клампенборг. Шалости художника. Алексей Боголюбов. Принимай-ка, сердечный, всё на свой счёт. Харе твоей сделан великий почёт!!!».

Боголюбов А.П. Альбом рисунков «Шалости художника», выполненных во время путешествия в Данию. 1867. Государственный архив РФ, Москва.

И самый важный поступок Боголюбова на благо родной страны: именно по его инициативе и при его финансовой поддержке в Саратове было создано Саратовское художественное училище, которое существует до сих пор и носит его имя. И если бы не эта инициатива, то, может быть, мы не знали бы имена художников Саратовской школы: Павла Кузнецова, Алексея Карева, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Савинова, Петра Уткина, скульпторов Дмитрия Цаплина, Александра Матвеева.

Боголюбову удалось создать и первый в России публичный музей в Саратове, — и более того, открыть его раньше, чем открылась галерея Третьякова, — и присвоить ему имя своего деда А.Н. Радищева, опального писателя, философа. Он смог доказать Александру III, тогда ещё великому князю, что прегрешения Радищева не так велики перед Россией и перед императорским домом, и он боролся за отмену крепостного права, что, собственно, и осуществил отец Александра III, Александр II. И вот имя опального ссыльного философа, писателя, Радищева было присвоено Саратовскому художественному музею. А в основу этого музея была положена коллекция Боголюбова. Это около двух тысяч произведений не только русских, но и европейских художников, а также образцы декоративно-прикладного искусства.

bogachkova1957.livejournal.com›136269.html