Сборник стихотворений Анатолия Чекалина «Мили любви» — поэтический труд автора за многие годы литературного творчества, объединенный в единую книгу. Стихи написаны и на малой Родине – на Кубани, и на разных широтах мирового океана во время длительных морских походов, и во время кратковременного пребывания на берегу в портах базирования кораблей, на которых довелось служить автору.
Для широкого круга читателей.
ОБ АВТОРЕ
И ЕГО КНИГЕ «МИЛИ ЛЮБВИ»
Анатолий Михайлович Чекалин военный моряк, посвятивший службе в Военно-Морском флоте не один десяток лет. С увольнением в запас он вернулся на родную Кубань, где и родился в 1947 году. Живет в станице Ленинградской, по его инициативе здесь создано местное Морское Собрание, начала активную жизнь художественная самодеятельность ветеранов флота. Образно говоря, часть ленинградцев с его прибытием с удовольствием надела тельняшки, и прониклась желанием больше узнать о непростой жизни морской. А Чекалин с товарищами им в этом помогает. В дополнение ко всему, что уже сделано, он издал морские рассказы, опубликовал сборник стихов.
Анатолий Михайлович из тех людей, которых не надо подталкивать, они традиционно привыкли быть первыми, проявлять разумную инициативу в добрых начинаниях. Известные слова «прежде думай о Родине…» это именно о нём.
После определенного срока службы на флоте в качестве водолаза-глубоководника он успешно сдал экзамены и был принят в первый набор Высшего Военно-Морского Политического училища, которому посчастливилось иметь в качестве «порта приписки» прекрасный город Киев. Во времена Советского Союза этот город, бесспорно, входил в тройку культурных центров страны, наряду с Москвой и Ленинградом.
В этот набор были отобраны лучшие представители флотской и армейской молодежи. Все они не просто попробовали, что такое военная служба, но и достигли на ней весомых успехов. Например, главный старшина Гриша Блажиевский прослужил четыре года на первых атомных подводных ракетоносцах (658 проекта[1]). А Саша Кобец получил курсантские погоны после службы в офицерской должности, после успешного руководства учреждением культуры на Северном флоте. Вчерашние школьники составляли не более 20,0% от всех поступивших на первый курс.
Грамотно построенная программа обучения предполагала не только глубокое освоение такой сугубо морской специальности, как штурманская, но и основательное изучение дисциплин культурного цикла, таких как этика, эстетика, русская и советская литература, литературоведение. А первыми наставниками в училище стали наиболее подготовленные преподаватели, отобранные из военно-морских учебных заведений согласно воле командования ВМФ.
После получения кортика и звания лейтенант в 1971 году у Чекалина открылась дорога в моря, по ней он и прошагал ровно столько, сколько отпущено было судьбой – от расцвета до развала Советского Союза. Флот Союза океанский, ракетоносный, атомный способен был решать поставленные задачи в любой точке мирового океана. А чтобы эта возможность превратилась в действительность и поставленные командованием флота задачи были успешно решены, экипаж каждого корабля должен был действовать, как поется в песне, «как одна семья». Отсюда важность грамотной и каждодневной работы с личным составом, с офицерами, с командирами. Этим и занимался Анатолий Чекалин и его подчиненные и в Тихом, и в Индийском, и в Атлантическом океанах.
Менялись корабли, Анатолий Михайлович рос в должности, добавлялись новые звезды на погонах, однако, ощущение, что он ещё «не наплавался» не покидало его. Ибо он не только понимал важность своего «хождения за три моря», но и видел красоту и романтику морской службы. Именно поэтому Чекалин никогда не просился на береговые должности.
Когда пришло время пополнить знания на более высоком качественном уровне, Чекалин окончил Военно-Политическую академию и вскоре возглавил политический отдел дивизии десантных кораблей. С выходом в океан он, как правило, становился старшим политработником на соединении разнородных сил, в которое входили надводные корабли и подводные лодки разных флотов, различных проектов. Таким образом, укрепление морской мощи государства, отстаивание интересов страны в разных точках мирового океана стало главным делом его жизни.
Ну а человеком, тонко чувствующим красоту родного языка, окружающего мира он был всегда. Регулярно занимался спортом – легкой атлетикой, играл на саксофоне и в свободную минуту писал стихи. Правда до выхода на пенсию таких минут было очень мало. Зато с возвращением на малую родину они появились. И как итог, Вы держите в руках второй сборник стихов Анатолия Чекалина с емким названием «Мили любви».
Итак, о чем эта книга? В «милях» можно измерять пройденные расстояния, как на суше, так и на море. Так что книга эта о пройденном автором жизненном пути и сделанном закономерном выводе: шагая по жизни нельзя её не любить.
Прежде всего, автор пишет о своих родных и близких, о тех, встреча с кем на жизненном пути что-то изменила в его жизни, чем-то запомнилась.
Вот, например, пронзительные строки, посвященные маминым глазам:
Приезжаю в осень в гости к маме,
На крылечке дремлет старый кот,
Мой портрет на стенке в белой раме,
Я у мамы не был долгий год.
Сердце материнское ревнивое,
Падает счастливая слеза,
Добрые, бездонные, красивые,
Мамины осенние глаза.
Естественно, в книге мы находим прекрасные строки посвященные Родине, морю и морской службе:
И в дни штормов, устав от непогоды,
Я вспоминал, мой край, тебя не раз.
Ты мне открыл, что океанов воды
Гораздо солонее слёз у глаз.
Что в гроздьях белых дымчатых акаций
Разлит дурман тропических широт,
И крик души под гнётом мотиваций
Меня всегда на Родину зовёт…
Автор мудро и тонко судит о своей любви, о смысле жизни, о добре и зле, то есть о тех философских вопросах, которые с течением времени задает себе каждый из нас:
Зло не будет повержено злом,
Силу дьявола рушит терпение.
Побеждается зло добром,
И Господь нам пошлёт вразумление!
Братишка мой, не так живём!
За грех земной даны страданья.
Мы слово Господа не чтём,
За это нам и наказанье.
Хотелось бы поздравить автора с несомненным успехом и пожелать ему:
— Чтобы божья искра его не оставляла и он продолжал жить как жил до сего дня.
— Чтобы и далее продолжал совершенствоваться в поисках точного слова, яркого образа, точеной рифмы и творить как жил и творил.
— Чтобы ему регулярно открывалась поэтическая истина в связи времен, во встречах с интересными людьми, в повседневной жизни.
А слог у него, слава Богу, легкий, на одном дыхании читается.
Павел Саенко,
Капитан I ранга,
член Российского Союза Писателей.
[1] Первая советская атомная подводная лодка с баллистическими ракетами.