Корабли называют по-разному. Миноносцы назывались сначала именами зверей и птиц – «Сокол», «Беркут», «Лисица». Потом, с 1905
года их стали называть именами прилагательными – «Громкий», «Легкий», «Стремительный». А были исключения – называли их именами героических командиров кораблей русского флота, офицеров- героев, положивших свою жизнь на алтарь Отечества, или вписавших свое имя в историю славного флота. А вот были три корабля одной серии из 10 кораблей, 450 тонных миноносцев, построенных германской фирмой «Шихау» которые назывались «инженер-механик Зверев», «инженер-механик Атанасов» и «инженер-механик Дмитриев». Похоже, это был единственный случай, когда корабли называли в честь простых корабельных механиков! Всегда для этого хватало имен адмиралов!
Инженер-механик Атанасов – механик героического миноносца «Стерегущий», которым командовал лейтенант Сергеев, погибшего в неравном бою вместе со всеми офицерами корабля и большей частью экипажа, инженер-механик Дмитриев Павел Михайлович – механик миноносца «Страшный», тоже погибшего в бою с японскими кораблями. На иллюстрации — миноносец типа «Сокол» — родоначальник всех истребителей, охотников — от английского Destroyer — так в британском флоте стали называть корабли, специально предназначенные для борьбы с миноносцами. Позже — с 1907 года — у нас их станут называть эсминцами.
А вот о подвиге инженер-механика Зверева В.В. надо сказать особо. Его подвиг – первый подвиг самопожертвования корабельного механика в истории русского, а может и мирового военного флота. Не так просто найти материалы о героях и подвигах былых забытых войн, сейчас другие ценности и другие герои, другие войны — за финансы, за передел приватизации и за место вокруг и около Премьеров и Президентов.
Во время обороны русской крепости Порт-Артур, ночью 27 марта 1904 года японцы предприняли попытку заблокировать вход во внутренний рейд, направив четыре больших парохода, как брандеры, в сопровождении шести миноносцев. Когда корабли врага были обнаружены, сторожевой миноносец «Сильный» под командованием лейтенанта Криницкого бросился в атаку, огнем орудий и выстрелом мины (торпеды) расправился с пароходами. Затем вступил в огневой бой с японскими истребителями (миноносцами). Японский снаряд пробил обшивку и взрыв пробил паропровод. Помещение машинного отделение наполнилось обжигающим паром. Миноносец «Сильный» превратился в неподвижную мишень для вражеских орудий. Нужен был ход, иначе и корабль, и экипаж неминуемо погибнут. Инженер-механик Василий Васильевич Зверев лучше всех других знал, что посылать матросов заделать пробоину – это значит отправлять их на верную смерть. Тогда он сам схватил пробковый матрас, обжигаясь, набросил его на рваные трубы, из которых била смертельная струя насыщенного пара. Она отбрасывала матрас в сторону и прижать его бугелями или другими средствами не было никакой возможности. Тогда офицер сам бросился на пробоину и прижал его своим телом, превозмогая боль.
Он погиб, но ход корабля был восстановлен. Бой продолжился и японские корабли отошел. На следующий день весь Порт-Артур хоронил старшего инженер-механика Василия Васильевича Зверева и семерых погибших матросов. О его подвиге узнал весь Порт-Артур. Русские и иностранные журналисты напечатали об этом материалы в своих газетах. За этот подвиг старший инженер механик В.В. Зверев был награжден орденом Св.Георгия IV степени – посмертно.
Василий Васильевич Зверев родился в 1865 году в городе Муроме в дворянской семье. Закончил Муромское реальное, а затем и Кронштадское морское училище. Принимал участие в войне в Китае, где отличился как храбрый офицер, награжден медалью и орденом святой Анны 3-й степени. В 1903 году был назначен на миноносец «Сильный» и ему было присвоено специальное звание старший инженер механик. (Соответствует подполковнику армии).
В 1904 году на задании Муромского реального училища, в котором он учился, была установлена памятная доска с его именем и описанием подвига во имя России.
Белько Виктор Юрьевич
Комментарий НА "О корабельных механиках. Скромные герои и яркие подвиги."