100 лет назад 16 февраля 1916 г. на Кавказском фронте Первой мировой войны русская Отдельная Кавказская армия разгромила 3-ю турецкую армию и захватила стратегический важный город Эрзерум.
Эрзерум представлял собой расположенную в глубокой долине между двумя параллельными горными хребтами систему искусно вписанных в местность и отлично вооруженных крепостей и фортов общей протяженностью 40 километров. Окружающие Эрзерум горы признавались ведущими военными аналитиками непригодными для ведения боевых действий, тем более в разгар зимы. Гарнизон Эрзерум, обнесенный мощными стенами имел на вооружении около 350 орудий различных систем и калибров и представлял собой грозную силу. Исходя из этого, командование Отдельной Кавказской армии хорошо помнило о том, какой неудачей обернулась попытка штурма Эрзерума русскими войсками в октябре 1877 года.
Следует сказать, что Командующему Отдельной Кавказской Армией генералу Н.Н. Юденичу пришлось проявить настойчивость, прежде чем получить разрешение на проведение операции от Его Императорского Высочества, с одним условием: что генерал Юденич возьмет на себя всю ответственность за последствия, которые могут произойти в случае неудачи. Генерал Н.Н.Юденич дал согласие на такое условие.
При планировании взятия Эрзерума генерал Николай Николаевич Юденич сделал ставку на четкое взаимодействие войск, а так же на применение штурмовых отрядов, которые представляли собой небольшие, мобильные группы с большой огневой мощью, хорошо обученные, имеющие опыт участия в реальных боевых действиях. Всего для штурма Эрзерума было сосредоточено 88 батальонов пехоты, 9 с половиной ополченских дружин, 70 с половиной казачьих сотен и четыре саперные роты – две трети Отдельной Кавказской армии.
Замысел Командующего Отдельной Кавказской армией генерала Юденича состоял в том, чтобы прорвать фронт на северном правом фланге и, обойдя самые мощные оборонительные позиции турок, ударить на Эрзерум с западной, внутренней стороны хребта Деве-Бойну во фланг и тыл 3-й турецкой армии. Чтобы враг не мог усиливать одни участки за счет других, атаковать его предстояло одновременно по всей линии укреплений, десятью колоннами, без передышек, круглосуточно. Свои силы Юденич распределил неравномерно, и наступающие колонны были неравнозначны. Удары наносились как бы со «ступенчатым» наращиванием и взаимным усилением в сторону правого крыла.
Турки зимнего наступления русских не ожидали, решив, что на Кавказском фронте наступила неизбежная зимой пауза, и перебросили с русского фронта корпус Халиль-бея в Ирак. Туда же стали отправлять первые эшелоны войск, освободившихся в Дарданеллах. Турецкое командование предполагало использовать зимний период, чтобы развить решительную операцию против англичан, а затем весной 1916 г. всеми силами обрушиться на кавказскую армию русских. От наступления ее зимой они считали себя вполне обеспеченными и суровым временем года и непроходимостью занесенных глубоким снегом горных дорог. Таким образом, слабой кавказской армии, не имевшей надежды ожидать подкреплений из России, тем более что в течение 1915 г. она передала на Европейский фронт 2 пехотные дивизии и 2 пластунские бригады, — предстояло весной или летом выдержать соединенный натиск кавказской, галлиполийской и месопотамской турецких армий.
Наступление началось в 23 часа 11 февраля 1916 года, что было для Турок неожиданностью, они не думали, что придется вести ночной бой, тем более, русские войска были одеты в защитные маскхалаты и практически были не видны в начавшейся метели. Не видя противника, ведя беспорядочный и слепой огонь турки не смогли нанести существенный вред русским войскам и скоро русский солдат оказался на позиции противника.
В течение двух суток ударные группы русских войск Кавказского фронта взламывали укрепления турецкой армии, а 13 февраля 1916 года вышли к самому сильному и последнему рубежу обороны, — форт Тафта.
14 февраля форт Тафта пал, его взяли кубанские пластуны и стрелки Туркестанского корпуса. Северный фланг турецкой армии был уничтожен, но вместо того, что бы идти на Эрзерум, генерал Юденич приказал направить основные силы на перехват турецких сил с оставшейся части укрепрайона, в итоге все войска находящиеся там оказались в своих укреплениях, как в ловушке, без провианта и боеприпасов, рассчитанных на долгую осаду. И лишь после того, как Турецкие войска были изолированы, а частично покинувшие свои позиции бегством генерал Кавказского фронта, Николай Николаевич Юденич ввел войска в Эрзерум.
Таким образом, операция, продолжавшаяся более месяца, закончилась полной победой русских, падением Эрзерума, полным расстройством 3-й турецкой армии и захватом всех ее запасов. Потери русских за всю операцию равнялись – 14 450 офицеров и солдат убитыми, ранеными и пропавшими без вести из них более 6 тысяч – обмороженными. Со стороны турецкой армии в плен попало 13 000 пленных. При наступлении путь движения русским указывался линией замерзших трупов отступавших турок.
Передовые части русской армии громким «ура» приветствовали своего командующего, который въехал в павший Эрзерум верхом на казачьем коне. Приказав немедленно локализовать возникшие пожары и взять под охрану брошенное турками имущество, Юденич через несколько часов вернулся в свой штаб в Гасан-калу, откуда телеграфировал в Тифлис о победном завершении операции.
Через неделю в Эрзерум прибыл наместник Кавказа великий князь Николай Николаевич. Подойдя к выстроенным войскам, он снял с головы папаху, повернулся к Юденичу и крикнул: — Герою Эрзерума генералу Юденичу – ура!
Полковник Г. Цобехия
Военный университет МО РФ
Комментарий НА "БРАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ"