Военно-морские силы оказались киевскому режиму не только не по карману, но и не по уму. ВМСУ сгубили жадность, бесхозяйственность и административная глупость
И крейсер в нагрузку
В результате удара ВКС России в порту Одесса был уничтожен средний десантный корабль ВМСУ «Юрий Олефиренко». Это была последняя гордость Киева, теперь уже растерявшего все свои корабли, хотя Украине в наследство от Советского Союза досталась почти половина Черноморского флота.
После раздела ЧФ Киев получил 137 боевых кораблей, катеров и судов обеспечения, а также самолёты и вертолёты морской авиации, вооружение и военную технику береговых войск, командные пункты, объекты тыла, судоремонтные заводы и прочее. Параметры раздела закрепило соглашение от 28 мая 1997 года, и то, что Черноморский флот, разделённый между двумя тогда ещё братскими республиками, оставался в Севастополе, было, пожалуй, самым главным в этой грустной истории.
Иметь военно-морские силы — это дорого, что всем хорошо известно. Как говорил сэр Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль, «Если хотите разорить небольшую страну, подарите ей крейсер…». Сильный флот строится там, где есть сильная экономика и национальные интересы в Мировом океане. Если экономики нет, то нет ни интересов, ни флота. Может быть и так, что национальные интересы есть, но нет соответствующих амбиций. Яркий пример — Исландия с населением чуть более 300 тысяч человек, которая входит в НАТО, но вооружённых сил не имеет. Вступление страны в альянс в 1949 году скорее было продиктовано только тем, чтобы отстали и не трогали, как случилось во Вторую мировую войну. Сегодня исландцам никто не угрожает, они живут тихо, мирно и спокойно и участвуют только в тресковых войнах, как, например, с Великобританией в середине 1970-х.
Или такое же островное, но при этом нейтральное, государство Мальта, расположенное в центральной части Средиземного моря. Мальтийские вооружённые силы имеют воздушный, сухопутный и морской компоненты (численность около 2000 человек), предназначенные исключительно для самообороны, так как регион Средиземного моря всё-таки нельзя отнести к спокойным. И вообще в континентальной Европе быть нейтральным сложно. Но можно. Примеры — сухопутные Швейцария и Австрия. Но у Киева были либо непомерные амбиции, либо…
«А шоб було!»
Приняв на бюджет часть ЧФ и «приватизировав» недостроенные корабли, Украина пошла своим тернистым путём. Начали с продажи в 1998 году Китаю авианесущего крейсера «Варяг». Корабль находился на верфи в Николаеве. Его постройка по проекту 1143.5, начатая в 1985 году, через семь лет была прекращена. По опыту ухода с Чёрного моря первого корабля этого проекта «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов», было понятно, что «Варяг» нам не отдадут. Да и экономическое положение в новой России тоже не отличалось в лучшую сторону. В Китае крейсер был достроен как авианосец и 25 сентября 2012 года вошёл в состав ВМС НОАК под именем «Ляонин». В общем, судьба у корабля состоялась, хоть и не под нашим флагом.
Ещё один «недострой», ракетный крейсер проекта 1164, получил имя «Украина». Его строительство началось в 1984 году для ВМФ СССР под именем «Адмирал Флота Лобов». 1 октября 1993 года при 75%-ной готовности корабль перешёл в собственность Украины.
Киев пытался достроить крейсер в качестве флагмана своего флота, довёл его до готовности в 95% и даже трижды формировал экипаж, но бюджет страны такие расходы не потянул. По одной из версий, попытка продать «Украину» тому же Китаю натолкнулась на сопротивление США — допустить усиление ВМС НОАК не входило в их планы. Так и осталась «Украина» ржаветь у достроечной стенки завода.
Ещё несколько кораблей, стоявших на стапелях в различной степени постройки, включая атомный авианосец «Ульяновск», разобрали на металл для продажи.
Ради объективности стоит указать, что Киевом всё-таки были достроены четыре корабля: корабль управления «Славутич» (1992 год) на Черноморском судостроительном заводе, фрегат «Гетман Сагайдачный» по проекту 11351 на Керченском судостроительном заводе «Залив» (1993 год), корветы «Луцк» (1994 год) и «Тернополь» (2002 год) по проекту 1124МУ на заводе «Ленинская кузница» в Киеве. Из погранслужбы в состав ВМСУ были переданы корветы проекта 1124П «Винница» и «Чернигов».
Морская авиация и береговые войска были поделены в пропорции 50:50. Но если техника береговых войск сохранялась, как не требующая больших вложений, то с самолётами дело обстояло иначе. Украине досталось 158 единиц авиационной техники, в том числе: по двадцать Ту-22М3 и Су-17М3, противолодочные Бе-12 (десять), вертолёты — Ка-25 (восемнадцать), Ми-14 (двадцать), двенадцать Ми-8. Однако из переданной боевой авиации к 2009 году в ВВС Украины осталось только четыре Бе-12 и столько же Ми-14. Как говорится — «ни себе, ни людям»…
К моменту окончательного раздела Черноморского флота состояние корабельного боевого ядра ВМС Украины из-за отсутствия финансирования уже было печальным. Из семи кораблей 2 ранга (дальней морской зоны) эксплуатировать дальше можно было не более двух, остальные требовали ремонта. Из пятнадцати кораблей 3 ранга (ближней морской зоны) и девяти катеров (четыре артиллерийских передали Морской охране) эксплуатировать можно было лишь половину. Не нашлось места даже первому «самостийному» сторожевику СКР-112, бежавшему из пункта базирования Новоозёрное (Донузлав) в Одессу 21 июля 1992 года в надежде первым поднять флаг ВМСУ, которых тогда ещё не существовало. Как бы там ни было, на корабле спустили флаг ВМФ СССР и подняли государственный флаг Украины. Но ни чествование экипажа угонщиков, ни просьба о переименовании в «Атаман Сидор Белый» — ничего не спасло мятежное плавсредство.
В общем, вторым крейсером «Авророй» «Атаману Сидору Белому» стать не удалось — попал не в те руки. И уже в августе 1993 года СКР отправили на демонтаж с последующим исключением из списков и выводом в отстой.
Несостоятельность самостоятельности
С самого начала было понятно, что содержание флота для «самостийной» Украины — дорогое удовольствие. Незавидная участь ждала три сторожевых корабля проекта 1135, так и не вышедших на морские просторы: «Безукоризненный» в 2001 году разделали на металл, «Беззаветный» (известен тараном американского ракетного крейсера «Йорктаун» в 1988 году) затоплен в мае 2005 года, «Разительный» в 2005 году продан Турции в качестве мишени. В общем, тоже незавидная судьба. Не дожили до 2014 года и четыре малых противолодочных корабля (в ВМСУ корветы «Херсон», «Сумы», «Ужгород» и «Чернигов»), оба базовых тральщика («Мариуполь» и «Мелитополь»), три малых десантных корабля на воздушной подушке и пять ракетных катеров из семи. Не смогли украинцы ввести в боеготовый состав и свою единственную подводную лодку «Запорожье». А для восполнения боевого состава в 1998 году на два рейдовых катера типа «Ярославец» были установлены пулемётно-тумбовые двуствольные установки ТУ-2М-1 калибра 12,7 мм и введены артиллерийские катера АК-01 «Ровно» и АК-02. Но это совсем не крейсера и даже не сторожевые корабли.
В итоге, из 31 боевого корабля, взятого «на грудь», к концу 2013 года на Украине осталось семнадцать, а после воссоединения Крыма с Россией — десять. И не потому, что Москва что-то уничтожила или присвоила, всё гораздо прозаичнее. В ходе Крымской весны 2014 года из взятых под контроль России боевых кораблей ВМСУ Киев забрал только два — средний десантный корабль «Кировоград» (будущий «Юрий Олефиренко») и корвет «Винница», остальные оказались ВМСУ в тягость.
В результате у Киева осталось всего 10 боевых единиц: «Гетман Сагайдачный», «Винница» (списан в 2021 году), «Кировоград», рейдовый тральщик «Геническ», патрульный катер «Прилуки», десантный катер «Сватово», артиллерийские катера «Скадовск» и «Ярославцы» АК-01, АК-02 и АК-03 (переоборудовали в 2014 году). К слову, «Гетман Сагайдачный» в это время находился на боевой службе вдали от крымских берегов и возвращался уже в Одессу. Вот так, без войны и без славы самостийная Украина, присоединившись к Совету североатлантического сотрудничества (1992 год), «Партнёрству ради мира» (1994 год) и «Индивидуальному плану партнёрства с НАТО» (2002 год), растеряла почти 70% боевых кораблей.
К 2014 году Киев растерял не только свой флот, но и предприятия, на которых он мог бы создаваться. Завод имени 61 коммунара, специализировавшийся на кораблях 1 ранга (океанской зоны), смог построить в 2005-2007 гг. четыре 89-метровых универсальных сухогруза для испанской компании Factoria Naval de marin, а с осени 2014 года перешёл на выпуск переносных печек-буржуек.
Черноморский судостроительный завод, строивший линкоры и авианесущие корабли, имел более счастливую, но недолгую судьбу. Сначала занимался строительством танкеров для Греции (1993-2002 гг.), а с 2003 года был исключён из списка стратегических предприятий и сдавал в аренду свои площади для ремонта судов другим организациям. В итоге к 2018 году два судостроительных гиганта в Николаеве были объявлены банкротами и выставлены на торги.
Ещё один судостроительный завод — «Океан», занимавшийся гражданскими заказами, с 2000 года менял хозяев, как переходящий вымпел — от нидерландского судостроительного концерна Damen Shipyards Group до норвежской компании Vadan Yards Gruppe AS. И в декабре 2018 года был продан в очередной раз.
Керченский судостроительный завод «Залив» (строил сторожевые корабли проектов 1135 для ВМФ и морских частей погранвойск СССР) стал заниматься производством корпусов гражданских судов без оборудования по заказам Норвегии и Нидерландов. Феодосийский судостроительный завод «Море», строивший в интересах ВМФ СССР малые десантные корабли на воздушной подушке (мдквп) «Зубр», тоже перешёл на продукцию гражданского судостроения.
В переходе военных верфей на строительство гражданского флота нет ничего плохого, конверсия постигла и нас. Но не сложно догадаться, что где-то с 2010 года мы могли бы загружать украинские заводы своими заказами и вообще работать в интеграции, как с другими странами СНГ, но это уж точно не входило в планы коллективного Запада.
Резиновая эскадра
Для начала Украина решила восстановить своё «морское могущество» за счёт собственных разработок. С 2011 года предприняли попытку построить корвет, но спустя шесть лет проект был заморожен, а с 2016 года в боевой состав ВМСУ начали поступать речные артиллерийские бронированные катера «Гюрза-М». Как выяснилось в 2018 году, в ходе провокации с попыткой прохода Керченским проливом, броня катеров оказалась не слишком крепка, а сами они не очень быстры — но зато дёшево и сердито, как тот самый «лабардан-с» из гоголевского «Ревизора». Это когда прохвоста Хлестакова якобы потчевали заморской рыбой, а на деле просто треской.
Как отмечал ресурс Naval analysis, украинские катера могут выходить в море при волнении не более 4 баллов, применять оружие только до 2 баллов, а дальность патрулирования по запасам не превышает 12 миль. Строятся они на заводе «Кузница на Рыбальском» (бывшая «Ленинская кузница») в Киеве и вооружаются двумя дистанционно управляемыми боевыми модулями БМ-5М.01 «Катран-М». Каждый модуль включает 30-мм автоматическую пушку ЗТМ1, 30-мм автоматический гранатомёт и пулемёт ПКТ калибра 7,62 мм, а также два ПТРК «Барьер». Всего до 2021 года было спущено на воду восемь таких катеров. Ещё одним пополнением флота стало переоборудование судна размагничивания «Балта» в минный заградитель.
А тут подоспела «интернациональная помощь». Осенью 2021 года американцы доставили морским путём в Одессу четыре патрульных катера типа «Айленд» постройки 1986-1989 годов («Славянск», «Старобельск», «Сумы» и «Фастов»). Катера старенькие и почти без вооружения, но для Киева и так сойдёт. Впрочем, все катера поставить не успели…
Не успел и Лондон. В январе этого года у берегов Туманного Альбиона были замечены обещанные Украине тральщики-искатели мин М310 «Чернигов» и М311 «Черкассы» типа «Сэндаун». Что касается «Чернигова», то это уже третий корабль с таким названием в ВМС Украины. Первым, как уже говорилось, был корвет проекта 1124П, списанный в 2005 году. Вторым был морской тральщик, носивший в ВМФ СССР имя «Зенитчик».
Имя «Черкассы» до британского «Сэндауна» носил знаменитый в советском флоте морской тральщик «Разведчик», принявший в мае 1990 года, во время конвоирования танкера «Интернационал» в Красном море, неравный бой с четырьмя вооружёнными катерами эритрейских сепаратистов. Оба пахаря моря в 2014 году перешли под контроль Российской Федерации. В составе ВМСУ особых заслуг за ними не упоминается, но зато известно, что украинский командир «Черкасс» при бегстве с тральщика прихватил с собой хранившуюся на корабле реликвию «Разведчика» — Вымпел Министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть, проявленные на учениях и в морских походах».
Кстати, названия на бортах тральщиков уже нанесены, экипажи тренируются, но украинских флагов пока не видно. Но как только подымут, корабли станут нашей законной целью в международных водах.
В 2021 году Украина заключила с Турцией контракт на строительство двух корветов типа «Ада». В октябре прошлого года на воду был спущен первый — «Гетман Мазепа». В принципе, хороший корабль ближней морской зоны водоизмещением 2400 тонн с автономностью 10 суток. Предполагаемое вооружение корвета состоит из артиллерийской установки калибра 76 мм, 8 пусковых установок ПКР «Гарпун», зенитно-ракетного комплекса самообороны, двух двухтрубных торпедных аппаратов калибра 324 мм и вертолёта. Кстати, его достройка планировалась в Николаеве на заводе «Океан», но он туда уже не дойдёт.
Так что восстановить свой флот на Чёрном море ни самостоятельно, ни с помощью западных союзников Украине уже вряд ли удастся. Это, похоже, поняли и в Киеве, когда в июне прошлого года заявили о формировании речной флотилии на Днепре. Тогда же американцы анонсировали очередную помощь в виде патрульных катеров, так как ранее поставленные в большом количестве лодки типа Metal Shark’s 7M RIB и другие «резинки» были уже «использованы».
В ноябре прошлого года появились и первые фотографии 34-футовых (10,4 метра) катеров типа Sea Ark Dauntless под флагом Украины. Эта матчасть конечно посерьёзней лодок, но тоже изготовлена с применением технологии RIB — жёстким корпусом и надувным бортом. Прямо скажем — сомнительное «устройство» для войны, а ведь их собирались поставить, по некоторым данным, аж 18 штук.
В последующем аппетиты договаривающихся сторон разгорелись, и речь зашла уже о 40 катерах Metal Shark 40 Defiant. Испытания одного из них прошли на Днепре в марте этого года. Корпус катера из сварного алюминия с баллистической защитой позволяет выдерживать попадание пуль различного калибра и «высококинетических» осколков. И вооружение уже посерьёзней.
Впрочем, на фоне американских поставок киевская «Гюрза», откровенно говоря, смотрится внушительней. Но похоже, у корабелов в «Кузнице на Рыбальском» дела опять плохи или их продукция снова «не соответствует американским стандартам». И в самом деле, зачем оплачивать труд простого украинца, если есть простые американцы?
В Чёрное море ничего из этого речного «лабарданса» уже, конечно же, не попадёт. Их деятельность ограничена с севера Киевским водохранилищем, а с юга — максимум Каховским, которое сегодня можно перейти вброд (кстати, в США такие катера состоят на вооружении у Корпуса морской пехоты, но очевидно, что технику перевозить они не могут). И это уже будут не военно-морские, а военно-речные силы Украины.
Мечты не сбываются
В ходе специальной военной операции ВМСУ потеряли 2 боевых корабля и 6 боевых катеров. В потерях числится и 21 катер погранохраны. Можно посчитать и количество утраченных специальных судов и судов обеспечения — это тоже важная составная часть флота, но из-за отсутствия на них вооружения, смысла оценивать боевые возможности таких единиц не вижу. Если нет боевых кораблей, то и обеспечивать по логике вещей некого.
Из крупных у ВМС Украины остался только минный заградитель «Балта» — бывшее судно размагничивания, но и тут нет вооружения. Часть украинских потерь — корабли затопленные своим же личным составом. Без боя затоплен в Николаеве флагман ВМСУ фрегат «Гетман Сагайдачный», захвачены в Мариуполе бронекатера «Аккерман», «Кременчуг» и «Вышгород». Уничтожены в ходе боевых действий рейдовый тральщик «Геническ», бронекатер «Лубны» и американский подарок «Славянск». Крайним, но не последним в списке потерь стал средний десантный корабль «Юрий Олефиренко».
Из тринадцати оставшихся боевых катеров какую-либо ценность имеют разве что три американских «Айленда» («Старобельск», «Сумы» и «Фастов») и четыре украинских «Гюрзы» («Костополь», «Бердянск», «Никополь» и «Буча»), затаившиеся где-то в районах Одессы и Киева.
Помнится, в августе 2021 года Владимир Зеленский заявил, что Украина создаст большой флот, в составе которого будут малые подводные лодки, корветы и боевые катера. Планировалось, что их строительство будет идти в три этапа: первый до 2024 года (но здесь всё ясно), второй — до 2030 года и третий — до 2035 года. Наверное, так оно и было бы, но тут началась демилитаризация…