Принятие закона о нем является единственным невыполненным долгом, вытекающим из требований действующего Основного закона страны.
12 декабря Россия отмечает День Конституции, которая в этот день 27 лет назад была принята на референдуме и вступила в силу 25 декабря 1993 года. По итогам всероссийского голосования, проходившего с 25 июня по 1 июля 2020 года, в нее были внесены поправки, которые, по словам главы СФ Валентины Матвиенко, «усиливают социальные гарантии для наших граждан, дают более широкие полномочия Федеральному собранию – основному институту демократии в стране, дают гарантии обеспечения суверенитета и безопасности страны». Президент России Владимир Путин предрек обновленной Конституции срок действия до 2070 года.
«Последний долг» он трудный самый…
А вот закон о Конституционном собрании, вокруг чего ломаются копья уже третий десяток лет, опять был проигнорирован. И страна вновь заполучила если не тупиковую, то явно конфликтную ситуацию, которая со временем может вылиться в острое противостояние между обновленцами и сторонниками действующей Конституции. Сегодня уместно напомнить, что прошедшему 27 лет назад волеизъявлению народа предшествовало жёсткое противоборство двух политических сил, которое раскололо страну в 1992–1993 годах на два непримиримых лагеря. С одной стороны, Президент России Борис Ельцин, его Правительство во главе с Виктором Черномырдиным и их сторонники, с другой – Верховный Совет и большая часть народных депутатов во главе с Русланом Хасбулатовым, вице-президент России Александр Руцкой и его соратники.
Кульминацией того противостояния стали кровопролитные события 3–4 октября 1993 года, чему способствовал известный Указ № 1400 от 21 сентября о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Именно он позволил безальтернативно выставить на референдум ельцинский проект Конституции. Этим же указом уменьшалось число голосов граждан, необходимых для изменения Конституции. Она, по действовавшему на то время Закону о референдуме РСФСР, могла быть изменена большинством голосов от общего числа избирателей страны. Указ 1400 установил: для изменения Конституции достаточно более половины голосов от числа пришедших на референдум. В итоге явка на референдуме 12 декабря составила 54,8 процента, «за» проголосовали 58,4 процента. Новый Основной закон, таким образом, поддержали лишь 32 процента зарегистрированных в стране избирателей. Протоколы избиркомов прошедшего референдума вскоре были уничтожены, притом, что возникло множество вопросов к чистоте его проведения.
Всё это породило сомнения в легитимности действующей Конституции Российской Федерации. Исходя из той ситуации, сегодня впору задаться вопросом: надо ли доказывать, что если есть Конституция и её правила игры, то нужно иметь дееспособную процедуру, меняющую эти правила? Как и легко ли изменить те или иные положения Основного закона страны, если они устарели, или вошли в противоречие с интересами развития России?
Статья 135 Конституции РФ четко определяет порядок изменений: если для внесения поправок в её 1, 2 и 9-ю главы требуется проведение всенародного референдума, то все другие поправки утверждает Федеральное Собрание. Для того, чтобы внести поправки в 1, 2 и 9-ю главы Конституции («Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции»), необходимо получить одобрение 3/5 депутатов Государственной думы и 3/5 сенаторов Совета Федерации. Затем в соответствии с федеральным конституционным законом следует созвать Конституционное собрание, которое должно проголосовать за изменение Конституции. После этого образуется Конституционная комиссия, которая разрабатывает проект новой Конституции с внесёнными поправками и выносит его на всенародный референдум. Новая Конституция вступает в силу, если на референдуме её одобрили более 50 процентов избирателей.
Состав и порядок работы Конституционного собрания в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяются специальным федеральным конституционным законом, которого до сих пор нет. И это притом, что в Государственную Думу вносилось уже шесть проектов такого закона. В 1997 году автором такого проекта был последний председатель Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов. Его поддержали Геннадий Зюганов, Николай Харитонов и Николай Рыжков. 22 июня 1998 года в парламент был внесен второй проект, разработанный депутатом Госдумы Вячеславом Зволинским. В 2000 году вниманию парламентариев были представлены проекты Вячеслава Володина и Сергея Ковалева. Вячеслав Викторович тогда еще не был председателем Госдумы и возможно, поэтому его документ 12 лет обсуждался и был отклонен. 2 ноября 2007 года «последний долг перед Конституцией» попытались вернуть депутаты Виктор Алкснис и Сергей Бабурин, представив на суд коллег свой документ.
«Природные ресурсы принадлежат народу»
В ноябре 2017 года депутат-коммунист, режиссёр Владимир Бортко внёс в палату свой вариант закона, где изначально обозначил: «Мы — русский народ и народы Российской Федерации — объединены общей судьбой на своей земле» и «Высшая цель государства — защита личности гражданина, сохранение и умножение численности граждан всех наций и народностей страны». Депутат предложил полностью переписать статью 2, в которой человек, его права и свободы «являются высшей ценностью Российской Федерации. Признание и соблюдение прав и свобод гражданина — обязанность государства». В статье 9, где говорится о земле и природных ресурсах «как основе жизни и деятельности народов» настаивает жестко обозначить: «Природные ресурсы принадлежат народу» и никаких «частных лиц». Вполне возможно именно это и не понравилось кому-то на властном Олимпе со всеми вытекающими для проекта последствиями.
В начале марте 2020 года фракция КПРФ внесла в Госдуму законопроект, регламентирующий порядок созыва Конституционного собрания России. «Указание в Конституции РФ на Конституционное собрание и необходимость определения порядка его созыва федеральным конституционным законом означает, что такой нормативный акт должен быть принят, — говорится в документе. – В противном случае это означало бы необязательность исполнения предписаний Основного Закона страны, что недопустимо». В соответствии с действующей Конституцией, — отметил лидер КПРФ Геннадий Зюганов, — «такой закон необходимо принять, что позволит ремонтировать любую главу Конституции, прежде всего первую и вторую, которые не гарантируют стране выживание и не могут остановить обнищание» населения.
Что представляет собой предложенный коммунистами документ? Срок полномочий Конституционного собрания, согласно инициативе, составляет 12 месяцев со дня первого заседания. Он может истечь раньше, если собрание примет решение о неизменности Основного закона или о принятии новой Конституции. «Если Конституционное собрание примет решение об одобрении проекта новой конституции и его вынесении на всенародное голосование, то в деятельности Конституционного собрания объявляется перерыв, — говорится в тексте. – При этом его полномочия сохраняются до заключительного заседания, которое проводится после опубликования итогов всенародного голосования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации».
Постановления Конституционного собрания не подлежат обжалованию в суде либо иных государственных органах, сказано в законопроекте. Обращения в собрание и жалобы на его решения или на членов будут рассматриваться в порядке, который собрание определит на одном из первых заседаний. На нем же должен быть избран и председатель собрания.
Членами Конституционного собрания, согласно проекту, могут быть граждане РФ, «обладающие активным избирательным правом, а в случаях, определенных настоящим законом, также достигшие определенного возраста». Собрание должно состоять из 335 членов, в число которых входят три категории лиц: «десять — по должности, 225 — по избранию и 100 — по назначению». Членами собрания по должности являются президент РФ, председатель Государственного совета, спикеры обеих палат парламента, премьер-министр, председатель Конституционного суда и Верховного суда РФ, генеральный прокурор, председатель ЦИК и уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. В работе собрания они могут участвовать лично или через представителей.
Членами Конституционного собрания по назначению являются «ведущие ученые-юристы, представители общероссийских общественных и религиозных объединений, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы». Уточняется, что 20 мест отводятся под ученых-юристов, квалификацию которых определит специальная комиссия. Еще 20 мест предназначаются для представителей общероссийских и религиозных объединений. 20 человек в собрание направит Совфед, 40 — Госдума, причем пропорционально величине политических фракций. Члены Конституционного собрания избираются «на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». Выборы назначаются президентом.
По законопроекту, на члена Конституционного собрания распространяется депутатская неприкосновенность. Согласие на его привлечение к ответственности может дать только собрание большинством голосов. Поводом для созыва собрания может послужить решение Госдумы и Совета Федерации одобрить предложения по пересмотру глава 1, 2 и 9 Конституции РФ. Согласно законопроекту, автор поправок должен представить в Госдуму проект новой Конституции, в которой он может внести изменения не только в эти, но и другие главы. Напомним, инициатива должна быть поддержана тремя пятыми от состава нижней палаты, а затем — от общего состава Совфеда. Лишь после этого верхняя палата принимает постановление о созыве Конституционного собрания и устанавливает дату созыва.
«Сегодня назрела крайняя необходимость, – гласит законопроект, – сформировать Конституционное собрание РФ из профессиональных и ответственных общественных деятелей и юристов, авторитет которых позволит создать действенный и надёжный механизм по решению вопросов, связанных с изменением Конституции РФ…» Инициатива КПРФ осталась без отклика: 17 июня 2020 проект был возвращён в связи с нарушением процедуры внесения законопроекта.
Зреет конституционный патриотизм…
Стоит задуматься, почему в Госдуме сегодня имеется шесть законопроектов, посвящённых Конституционному собранию, но ни один из них не был принят даже в первом чтении? Очень емко, отвечая на вопрос журналистов по этому поводу, высказался Первый заместитель председателя Комитета ГД по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, член фракции «Единая Россия» Дмитрий Вяткин: «… Закон о Конституционном собрании, несмотря на то, что он предусмотрен Конституцией, – это запуск процедуры пересмотра Конституции. Сейчас для её пересмотра нет ни политических, ни правовых, ни каких-либо иных оснований…» Получается, что аргумент тех, кого всё устраивает, довольно прост: как только будет принят закон о Конституционном собрании, возникнет добрая очередь желающих менять Конституцию – депутаты, сенаторы, министры, губернаторы…
Нужно ли удивляться той легкости, с которой в Конституции РФ были продлены, например, сроки действия полномочий Президента России на 6 лет, депутатов Госдумы – на 5 лет или совершен переход от избрания председателя Конституционного суда самими судьями к тому, что его назначает президент? Или тому, как решение Думы 24 декабря 2004 года, а вслед за ней и всей «вертикали власти» законодательно отменило выходной день 12 декабря, превратив тем самым один из главных праздников страны в день памяти Конституции.
Надо ли доказывать, что ущемление свобод и прав человека, закрытость государства от общества порождает бесправие гражданина и всесилие чиновника. И если сегодня смиримся с тем, как нарушают Конституцию, то завтра она снова станет филькиной грамотой. Полноценная же работа Конституционного собранияпозволит усилить общественный контроль за изменениями в Конституции РФ и создаст здоровую общественно-политическую атмосферу вокруг проблем, связанных с конституционной реформой. Сегодня приходит осознание того, что Конституционное собрание – ключ к суверенитету России. А вместе с ним набирает силу конституционный патриотизм, идеи которого могут не только освободить Россию от пут глобалистов, но и объединить её, обеспечить национальное согласие и возрождение Российской Державы.
Павел Анохин