ИСТИНА ВЕДЕТ К МИРУ, ЛОЖЬ — К ВОЙНЕ

История депортации крымских татар.

Накануне войны крымские татары составляли меньше одной пятой населения полуострова. Вот данные переписи 1939 года:

Screenshot

Тем не менее, татарское меньшинство нисколько не было ущемлено в своих правах по отношению к «русскоязычному» населению. Скорее наоборот. Государственными языками Крымской АССР являлись русский и татарский. В основу административного деления автономной республики был положен национальный принцип: в 1930 г. были созданы национальные сельсоветы: русских 207, татарских 144, немецких 37, еврейских 14, болгарских 9, греческих 8, украинских 3, армянских и эстонских — по 2. Кроме того, были организованы национальные районы. В 1930 г. было 7 таких районов: 5 татарских (Судакский, Алуштинский, Бахчисарайский, Ялтинский и Балаклавский), 1 немецкий (Биюк-Онларский, позже Тельманский) и 1 еврейский (Фрайдорфский)2. Во всех школах дети нацменьшинств учились на своем родном языке.

После начала Великой Отечественной войны многие крымские татары были призваны в Красную Армию. Однако служба их оказалась недолгой. Процитируем докладную записку зам. наркома госбезопасности СССР Б.З.Кобулова и зам. наркома внутренних дел СССР И.А.Серова на имя Л.П.Берии, датированную 22 апреля 1944 г.:

«… Все призванные в Красную Армию составляли 90 тыс. чел., в том числе 20 тыс. крымских татар … 20 тыс. крымских татар дезертировали в 1941 году из 51-й армии при отступлении ее из Крыма …».

Таким образом, дезертирство крымских татар из Красной Армии было практически поголовным. Это подтверждается и данными по отдельным населенным пунктам. Так, в деревне Коуш из 132 призванных в 1941 г. в Красную Армию дезертировали 120 человек.

Затем началось прислужничество немецким оккупантам.

1295849012_1279639898_tatary9Уже в декабре 1941 года немецкое командование приступило к организации так называемых «мусульманских комитетов». Под руководством немцев стали формироваться вооруженные отряды «самообороны». Многие татары использовались в качестве проводников карательных отрядов против партизан. Отдельные отряды посылались на Керченский фронт и частично на Севастопольский участок фронта, где участвовали в боях против Красной Армии.

Во многих случаях татарские отряды в жестокости превосходили регулярные части СД. Например, в Судакском районе в 1942 году группой самооборонцев-татар был ликвидирован разведывательный десант Красной Армии, при ликвидации десанта самооборонцами были пойманы и сожжены живыми 12 советских парашютистов.

Вот пример – судьба солдата Красной Армии по фамилии Воробьёв. В 1941 году он находился на излечении в госпитале в Ялте. Когда стало ясно, что раненых эвакуировать не удастся, главврач госпиталя распорядился выдать ему обмундирование и документы умершего солдата и велел уходить, иначе он как еврей сразу будет расстрелян немцами. (Этот врач, спасший солдата, наверно сам погиб на потопленном немецкой авиацией теплоходе «Армения», на котором эвакуировался медицинский персонал госпиталей).

Воробьёв ушёл в лес, надеясь пробраться в Севастополь к своим, но через три дня был обнаружен группой татар, которые сдали его немцам. Чем он им мешал? Он и так бы погиб один в ноябре в горном лесу от холода и голода или был бы вынужден сам выйти из леса к людям. Естественное чувство милосердия, свойственное нормальному человеку, побудило бы этих татар оказать помощь одинокому безоружному солдату, оказавшемуся после госпиталя в незнакомом горном лесу на пороге зимы, хотя бы поделиться куском хлеба и не выдавать врагу. Но чувство милосердия было чуждо этим татарам. Значит, сразу после ухода частей Красной Армии среди татар сформировались группы добровольцев, которые вылавливали отставших красноармейцев и сдавали их немцам.

Татарские части благодаря хорошему знанию местности были незаменимы в борьбе с партизанами. Особенно эффективны они были при «прочёсах» леса, когда через лес, в котором базировались партизаны, с двух концов навстречу друг другу продвигались две сплошные цепи солдат. Татарские части на службе у оккупантов насчитывали примерно 20 тысяч человек. Это – 10 % населения, т.е. практически весь мобилизационный потенциал народа. Значит, каждая вторая татарская семья дала Гитлеру одного солдата.

Мы не знаем организационную структуру татарских военных формирований и поэтому назовём их «Татарский контингент вермахта» (ТКВ). Такого массового вступления в германские вооружённые силы не было ни у одного народа СССР. А вступали они добровольно, а не по повестке, не оставлявшей выбора. Несомненно, что решение вступать в ТКВ или иным образом сотрудничать с оккупантами обсуждалось в семье, с друзьями и родственниками, учитывалось мнение старейших авторитетных членов общин. Ясно, что такое массовое сотрудничество с оккупантами было одобрено большинством народа.

bda0bacf279e6c88a2b09c60daf54b32_i-799

Под покровительством оккупационных властей существовала татарская национальная партия «Милли Фирка», которая вела антисоветскую и антирусскую пропаганду и агитировала татар вступать на службу к оккупантам. Издававшиеся газета «Азат Крым» и журнал «Ана-Юрт» служили идеологическими инструментами оккупационных властей, средством восхваления Гитлера и его армии, агитировали за создание Крымского ханства под протекторатом Германии или Турции. Писатель Аркадий Первенцев в одной из своих повестей упоминал эпизод, имевший место в 1944 г., когда отступавший татарский эскадрон, проходя через город Старый Крым, учинил резню русского населения. Сейчас невозможно установить прямые людские потери, понесённые партизанами и Советской армией от действий татар. Кроме того, 20-тысячный татарский контингент соответствует по численности двум немецким дивизиям, которые были заменены татарами и отправлены на фронт. Неизвестно, сколько советских солдат погибло в боях с ними, но кровь их лежит и на совести татар, добровольно вступивших в ТКВ, а также их родственников и авторитетных членов общин, потому что вопрос о вступлении в ТКВ не мог решаться без учёта их мнения.

1295849131_1279639721_tatary6

В апреле-мае 1944 года крымско-татарские батальоны сражались против освобождавших Крым советских войск. Так, 13 апреля в районе станции Ислам-Терек на востоке Крымского полуострова против частей 11-го гвардейского корпуса действовали три крымско-татарских, потерявшие только пленными 800 человек. 149-й батальон упорно сражался в боях за Бахчисарай.

1295849200_019-2

Крымско-татарские легионы в Крыму (1942 г.):

Остатки крымско-татарских батальонов были эвакуированы морем. В июле 1944 года в Венгрии из них был сформирован Татарский горно-егерский полк СС, вскоре развёрнутый в 1-ю Татарскую горно-егерскую бригаду СС численностью до 2500 человек под командованием штандартенфюрера СС В.Фортенбаха. Некоторое количество крымских татар было переброшено во Францию и включено в состав запасного батальона Волжско-татарского легиона. Другие, в основном необученная молодёжь, были зачислены в состав вспомогательной службы противовоздушной обороны.

Всего за время операции по выселению татар изъято: миномётов — 49, пулемётов — 622, автоматов — 724, винтовок — 9888 и патронов — 326 887 шт.

Из 151720 крымских татар, отправленных в мае 1944 года в Узбекскую ССР, в пути следования умер 191 человек.

Что же касается тех крымских татар, которые воевали в Красной Армии или в партизанских отрядах, то вопреки общепринятому мнению, они выселению не подвергались. В Крыму осталось около 1500 крымских татар.

 

Постановление ГКО № 5859-сс «О крымских татарах»

Постановление ГКО № 5859-сс
от 11 мая 1944 года Москва, Кремль

Источник информации — http://www.memorial.krsk.ru/DOKUMENT/USSR/440511.htm . Ссылка на книгу: Крымско-татарское национальное движение. Документы, материалы, хроника». Т.2. М.,1992. с.44-46. URL: http://www.soldat.ru/doc/gko/gko1944.html .

 

В период Отечественной войны многие крымские татары изменили Родине, дезертировали из частей Красной Армии, обороняющих Крым, и переходили на сторону противника, вступали в сформированные немцами добровольческие татарские воинские части, боровшиеся против Красной Армии; в период оккупации Крыма немецко-фашистскими войсками, участвуя в немецких карательных отрядах, крымские татары особенно отличались своими зверскими расправами по отношению к советским партизанам, а также помогали немецким оккупантам в деле организации насильственного угона советских граждан в германское рабство и массового истребления советских людей.

Крымские татары активно сотрудничали с немецкими оккупационными властями, участвуя в организованных немецкой разведкой так называемых «татарских национальных комитетах», и широко использовались немцами для цели заброски в тыл Красной Армии шпионов и диверсантов. «Татарские национальные комитеты», в которых главную роль играли белогвардейско-татарские эмигранты, при поддержке крымских татар направляли свою деятельность на преследование и притеснение нетатарского населения Крыма и вели работу по подготовке насильственного отторжения Крыма от Советского Союза при помощи германских вооруженных сил.

Учитывая вышеизложенное, Государственный Комитет Обороны ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Всех татар выселить с территории Крыма и поселить их на постоянное жительство в качестве спецпоселенцев в районах Узбекской ССР. Выселение возложить на НКВД СССР. Обязать НКВД СССР (т. Берия) выселение крымских татар закончить к 1 июня 1944 г.
  2. Установить следующий порядок и условия выселения:

а) разрешить спецпереселенцам взять с собой личные вещи, одежду, бытовой инвентарь, посуду и продовольствие в количестве до 500 килограммов на семью.

Остающееся на месте имущество, здания, надворные постройки, мебель и приусадебные земли принимаются местными органами власти; весь продуктивный и молочный скот, а также домашняя птица принимаются Наркоммясомолпромом, вся сельхозпродукция – Наркомзагом СССР, лошади и другой рабочий скот – Наркомземом СССР, племенной скот – Наркомсовхозов СССР.

Приемку скота, зерна, овощей и других видов сельхозпродукции производить с выпиской обменных квитанций на каждый населенный пункт и каждое хозяйство.

Поручить НКВД СССР, Наркомзему, Наркоммясомолпрому, Наркомсовхозов и Наркомзагу СССР к 1 июля с. г. предоставить в СНК СССР предложения о порядке возврата по обменным квитанциям спецпереселенцам принятого от них скота, домашней птицы и сельскохозяйственной продукции;

б) для организации приема от спецпереселенцев оставленного ими в местах выселения имущества, скота, зерна и сельхозпродукции командировать на место комиссию СНК СССР в составе: председателя комиссии т. Гриценко (заместителя председателя СНК РСФСР) и членов комиссии – т. Крестьянинова (члена коллегии Наркомзема СССР), т. Надьярных (члена коллегии НКМиМП), т. Пустовалова (члена коллегии Наркомзага СССР), т. Кабанова (заместителя Народного комиссара совхозов СССР), т. Гусева (члена коллегии НКФина СССР).

Обязать Наркомзем СССР (т. Бенедиктова), Наркомзаг СССР (т. Субботина), НКМиМП СССР (т. Смирнова), Наркомсовхозов СССР (т. Лобанова) для обеспечения приема от спецпереселенцев скота, зерна и сельхозпродуктов командировать, по согласованию с т. Гриценко, в Крым необходимое количество работников;

в) обязать НКПС (т. Кагановича) организовать перевозку спецпереселенцев из Крыма в Узбекскую ССР специально сформированными эшелонами по графику,

составленному совместно с НКВД СССР. Количество эшелонов, станции погрузки и станции назначения по заявке НКВД СССР.

Расчеты за перевозки произвести по тарифу перевозок заключенных;

г) Наркомздраву СССР (т. Митереву) выделить на каждый эшелон со спецпереселенцами, в сроки по согласованию с НКВД СССР, одного врача и две медсестры с соответствующим запасом медикаментов и обеспечить медицинское и санитарное обслуживание спецпереселенцев в пути;

д) Наркомторгу СССР (т. Любимову) обеспечить все эшелоны со спецпереселенцами ежедневно горячим питанием и кипятком.

Для организации питания спецпереселенцев в пути выделить Наркомторгу продукты в количестве согласно приложению № 1.

  1. Обязать секретаря ЦК КП(б) Узбекистана т. Юсупова, председателя СНК УзССР т. Абдурахманова и Народного Комиссара внутренних дел Узбекской ССР т. Кобулова до 1 июня с. г. провести следующие мероприятия по приему и расселению спецпереселенцев:

а) принять и расселить в пределах Узбекской ССР 140–160 тысяч человек спецпереселенцев-татар, направляемых НКВД СССР из Крымской АССР.

Расселение спецпереселенцев произвести в совхозных поселках, существующих колхозах, подсобных сельских хозяйствах предприятий и заводских поселках для использования в сельском хозяйстве и промышленности;

б) в областях расселения спецпереселенцев создать комиссии в составе председателя облисполкома, секретаря обкома и начальника УНКВД, возложив на эти комиссии проведение всех мероприятий, связанных с приемом и размещением прибывающих спецпереселенцев;

в) в каждом районе вселения спецпереселенцев организовать районные тройки в составе председателя райисполкома, секретаря райкома и начальника РО НКВД, возложив на них подготовку к размещению и организацию приема прибывающих спецпереселенцев;

г) подготовить гужавтотранспорт для перевозки спецпереселенцев, мобилизовав для этого транспорт любых предприятий и учреждений;

д) обеспечить наделение прибывающих спецпереселенцев приусадебными участками и оказать помощь в строительстве домов местными стройматериалами;

е) организовать в районах расселения спецпереселенцев спецкомендатуры НКВД, отнеся содержание их за счет сметы НКВД СССР;

ж) ЦК и СНК УзССР к 20 мая с. г. представить в НКВД СССР т. Берия проект расселения спецпереселенцев по областям и районам с указанием станции разгрузки эшелонов.

  1. Обязать Сельхозбанк (т. Кравцова) выдавать спецпереселенцам, направляемым в Узбекскую ССР, в местах их расселения ссуду на строительство домов и на хозяйственное обзаведение до 5.000 рублей на семью с рассрочкой до 7 лет.
  2. Обязать Наркомзаг СССР (т. Субботина) выделить в распоряжение СНК Узбекской ССР муки, крупы и овощей для выдачи спецпереселенцам в течение июня-августа с. г. ежемесячно равными количествами, согласно приложению № 2.

Выдачу спецпереселенцам муки, крупы и овощей в течение июня-августа с.г. производить бесплатно, в расчет за принятую у них в местах выселения сельхозпродукцию и скот.

  1. Обязать НКО (т. Хрулева) передать в течение мая-июня с.г. для усиления автотранспорта войск НКВД, размещенных гарнизонами в районах расселения спецпереселенцев – в Узбекской ССР, Казахской ССР и Киргизской ССР, – автомашин «Виллис» – 100 штук и грузовых – 250 штук, вышедших из ремонта.
  2. Обязать Главнефтеснаб (т. Широкова) выделить и отгрузить до 20 мая 1944 года в пункты по указанию НКВД СССР автобензина 400 тонн, в распоряжение СНК Узбекской ССР – 200 тонн.

Поставку автобензина произвести за счет равномерного сокращения поставок всем остальным потребителям.

  1. Обязать Главснаблес при СНК СССР (т. Лопухова) за счет любых ресурсов поставить НКПСу 75.000 вагонных досок по 2, 75 м каждая, с поставкой их до 15 мая с.г.; перевозку досок НКПСу произвести своими средствами.
  2. Наркомфину СССР (т. Звереву) отпустить НКВД СССР в мае с. г. из резервного фонда СНК СССР на проведение специальных мероприятий 30 миллионов рублей.

Председатель Государственного комитета обороны

И. СТАЛИН

Послано тт. Молотову, Берия, Маленкову, Микояну, Вознесенскому, Андрееву, Косыгину, Гриценко, Юсупову, Абдурахманову, Кобулову (НКВД УзССР), Чадаеву – все, Шаталину, Горкину, Жданову, Смирнову, Субботину, Бенедиктову, Лобанову, Звереву, Кагановичу, Митереву, Любимову, Кравцову, Хрулеву, Жукову, Широкову, Лопухову – соответственно.

http://avkrasn.ru/article-580.html

 

Комментарий НА "ИСТИНА ВЕДЕТ К МИРУ, ЛОЖЬ — К ВОЙНЕ"

Оставить комментарий