Стратегический план фашистов был сорван

22 июня — памятная дата для каждого жителя России и стран постсоветского пространства. В этот день в 1941 году фашистская Германия начала жестокую и преступную войну против первого в мире государства трудящихся — Союза Советских Социалистических Республик. Чтобы почтить память всех погибших,  замученных в фашистской неволе, тех, кто ценой своей жизни выполнил святой долг по защите Родины, этому дню был придан официальный статус. Указом президента Российской Федерации от 8 июня в 1996 г. №857 22 июня объявлено «Днем памяти и скорби».

На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Ее авиация нанесла массированный удар по аэродромам, железнодорожным узлам, военно-морским базам, местам расквартирования военных частей и многим городам на глубину до 250-300 километров от государственной границы.

Но расчеты германского генштаба на проведение молниеносной войны  в которой победа достигается в сроки, исчисляемые днями или месяцами, до того как противник сумеет отмобилизовать и развернуть свои основные военные силы потерпел крах в Великой Отечественной войне.

Несколько месяцев в штабе оперативного руководства Верховного главнокомандования, в Генеральном штабе сухопутных войск Германии разрабатывались, согласовывались и уточнялись различные варианты стратегического плана.

Окончательный его вариант Гитлер в целом одобрил 5 декабря 1940 г. Составленную Главным командованием на основе положений этого варианта Директиву о ведении войны против СССР Гитлер подписал вечером 18 декабря. Она получила порядковый номер «21» и кодовое название «Барбаросса». Германский план нападения на СССР предусматривал блицкриг как непременное условие победы. Ключевые идеи блицкрига предполагали разгром неприятеля в ходе краткосрочной кампании путем полного уничтожения основных сил противника в приграничных сражениях. Причем, результат должен был быть, достигнут за счет превосходства в управлении и организации взаимодействия сил, их концентрации на направлениях главных ударов, быстроте маневра. Согласно этому плану немецкие войска должны бы по истечении 8 – 10 недель выйти на линию Архангельск Астрахань.

Генри Пикер сотрудник юридической службы в Главной ставке Гитлера утверждал, что фюрер вынашивал планы о создании некоего аналога Великой Китайской стены — восточного вала по линии Архангельск – Астрахань. Предполагалось, что за линией будет находится ослабленный СССР, куда будут выселяться «излишки» советских граждан с оккупированных территорий.

Завершив подготовку нападения на СССР, гитлеровская Германия приступила к выполнению «плана Барбаросса». Утром 22 июня 1941 г. немецко-фашистские войска перешли в наступление против Красной Армии.

С самого начала вооруженной борьбы сложилось исключительное неравенство в положении сторон. Фашистская армия была полностью отмобилизована и заблаговременно развернута в намеченных районах, тем самым были созданы наступательные оперативные группировки.

Красная армия, находившаяся на положении мирного времени, вынуждена была проводить мобилизацию и развертывание в ходе тяжелых и ожесточенных сражений. Все это позволило фашистским армиям продвигаться вперед, преодолевая по очереди сопротивление войск Красной армии в глубине оперативной зоны.

К началу войны немецкое командование создало на решающих направлениях ударные группировки и добилось огромной концентрации сил и средств на узких участках фронта.

Красная Армия была развернута равномерно вдоль границы, обороняя силами дивизии полосу до 50, а на некоторых направлениях и до 100 километров. Это позволило противнику обеспечить за собой 7 – 10-кратное превосходство в силах и средствах на избранных направлениях, прорывается на фланги и в тыл частей Красной Армии, нарушать ее коммуникации.

К 22 июня 1941 г. фашистские войска находились в полной боевой готовности, выдвинувшись к советской границе, а военно-воздушные силы перебазировались на боевые аэродромы. Фактор внезапности и вероломности позволил немецко-фашистским войскам действовать по заранее намеченному плану, а командованию обеспечить устойчивое управление своими группировками. Командованию Красной Армии пришлось планировать взаимодействие своих войск уже входе ожесточенных сражений, в ограниченное время, в условиях частого нарушения связи и потери управления.

Гитлеровское командование с первых часов войны захватило стратегическую инициативу и поставило части Красной Армии крайне невыгодное положение. Обстановка еще больше усложнилась для наших войск вследствие господства в воздухе фашистской авиации, которая в первые дни войны вывела из строя большое количество советских истребителей на аэродромах. Все это позволило немецкому командованию широко использовать маневренные возможности своих войск и сковывая передвижение наших войск, нарушить работу тыла.

Несмотря на это бойцы и командиры Красной Армии оказывали ожесточенное сопротивление врагу, даже в фашистских документах записано: «Генерал Браид доложил: Отчет о боях за Брест – Литовск (31-я пехотная дивизия)… Сопротивление превосходящих по численности и фанатически сражавшихся войск противника было очень сильным, что вызвало большие потери в составе 31-й пехотной дивизии».

А штаб группы армии «Центр» 29 июня также доносил главному командованию что «завершение уничтожающих боев на Востоке будет характерно отличаться от боев на Западе. Если на Западе и в Польской компании окруженные силы противника добровольно сдавались в плен на 100%, здесь это будет происходить совершенно иначе. Очень большой процент русских укрылся в больших, больших, частично не прочесанных районах, в лесах на полях, в болотах и т.д. При этом целые батальоны с оружием являются небезопасными в таких районах… Причина этого кроется в том, что русские в основном уклоняются от плена».

На южном крыле немецко-фашистских войска наносили удар в направлении Киева.

Генерал Гальдер в своем дневнике писал: «Группа армии «Юг» медленно продвигается вперед, к сожалению, неся значительные потери. На стороне противника, действующего против армий «Юг», отмечается твердое и энергичное руководство». В том же дневнике 29 июня отмечено: «Сведения с фронта подтверждают, что русские всюду сражаются до последнего человека; лишь местами сдаются в плен…Бросается в глаза, что при захваченных батареях большей частью взяты в плен лишь отдельные люди. Часть русских сражаются пока их не убьют, другие, переодевшись, пытаются выйти из окружения под видом крестьян».

В целом же приграничное сражение закончилась для войск Красной Армии тяжелыми потерями и отходом на значительную глубину с потерей районов Прибалтики и Белоруссии, а также части районов Западной Украины.

И все же немецко-фашистские войска не решили поставленной ранее перед собой задачи. К концу сентября, как планировало гитлеровское командование врагу не удалось выйти на рубеж Астрахань – Волга – Архангельск и закончить войну на Востоке.

Несмотря на длительную подготовку, «Барбаросса» имел серьезные недостатки: отсутствовал план на случай срыва сроков продвижения немецких войск; нехватка  достоверных данных о потенциале советской промышленности; непонимание географических масштабов операции (так, немецкое командование считало возможным бомбардировку всей восточной территории СССР из Москвы).

Немецкое командование не учло моральные качества советского народа, его желание дать отпор фашистам. План «молниеносной войны» был сорван.

Тяжелая кровопролитная война, длившаяся 1418 дней и ночей, завершилась 9 мая 1945 года полным разгромом стран фашистского блока. Общие людские потери СССР в ходе войны составили 26,6 миллионов советских граждан.

   Р. Агрба, Е. Арджения, В. Пилия

Военный университет МО РФ