К 1025-летию Крещения Руси

День Крещения Руси традиционно отмечается 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. В связи со знаменательной датой — 1025-летием Крещения Руси — состоится совместное празднование важного события в России, на Украине и в Беларуси.

      Х век русской истории – наиболее важная эпоха для понимания истоков русской государственности. В этой связи повышенный интерес вызывает киевский князь Владимир как полководец, дипломат, государственный деятель.  В 982 г. он совершил два победоносных похода на не желающих подчиниться ему вятичей. В 983 г. Владимир совершает поход на прусское племя ятвагов «и победи ятвагы, и вся землю их», как об этом свидетельствует автор «Повести временных лет». Эти военные акции, несомненно, способствовали расширению границ государства и укреплению власти Владимира. Однако жизнь настоятельно требовала идеологического оправдания почти ничем не ограниченной власти князя. Помимо этого, появилась насущная необходимость выхода Руси на европейскую политическую арену и равноправного ее там присутствия, что было невозможно для языческого государства.

       В 988 году князь он принимает решение принять христианство в качестве новой государственной религии. Сделав тем самым культурный, духовный и цивилизованный выбор, определивший вектор исторического развития проживающих на Руси народов. Во время его встреч с греческим духовенством подолгу обсуждались условия перехода Руси в православие. Владимиру хотелось иметь под рукой независимую от Константинополя церковь, однако пришлось согласиться с тем, что на  высшие церковные должности будут назначаться греческие иерархи. «Крещение Руси» летописцы и церковные историки представляют как «чудо» перехода целого народа в новую Христову веру. Вот как описывает летописец устроенное Владимиром крещение киевлян: «На следующий же день вышел Владимир… на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шей, другие по грудь… попы же совершали молитвы, стоя на месте».

      На вопрос какое историческое значение имело для Руси принятия христианства? Я бы ответил так: во первых — приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства; во вторых — создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями; в третьих — Русь была признана как  христианское  государство,  что  определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами; в четвертых —  русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную  и  политическую общность.

      Необходимо особо подчеркнуть, что Русская церковь играла сложную и многогранную роль в истории Руси. Несомненна ее польза как организации,   помогавшей   молодой   русской государственности в эпоху бурного развития феодализма. Несомненна и ее роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении посвящения и создании  крупных  литературно-художественных ценностей.

      С крещением Киевской Руси еще более  расширились  и  углубились  ее  государственные и культурные связи не только с Византией, но и с  Балканскими странами и  другими  государствами  Европы.  Вступив  в  Брак  с греческой  царевной  Анной, князь Владимир породнился  и  с  немецким императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны — Феофании. Летописец отмечает (под 996 год): святой Владимир «жил в мире с окрестными князьями — с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь».

      В заключение следует сказать, что корни русского христианства, русского национальною духа, русской чести и совести, русского государственного единства, русской семьи и русского правосознания — заложены именно в православной вере. Православие воспитывало в русском народе тот дух жертвенности, служения, терпения и верности, без которого Россия не отстояла бы от всех своих врагов и нe построила бы своего государства.

       Эпоха князя  Владимира  была  воспета  и церковным летописцем и народом потому, что в главных событиях того времени  она соединяла воедино феодальное начало с народным, политика князя  объективно совпадала с общенародными интересами.


     Литература:

     1. История Государства российского. Жизнеописания Издат. «Книжная палата» М.: 1996.

     2. Н. М. Карамзин «Предания веков» «Правда» М.: 1988.

     3. С. М. Соловьев Сочинения книга I, том 1, «Мысль» М.: 1988.

Габриэль Цобехия

Комментарий НА "К 1025-летию Крещения Руси"

Оставить комментарий