День Крещения Руси традиционно отмечается 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. В связи со знаменательной датой — 1025-летием Крещения Руси — состоится совместное празднование важного события в России, на Украине и в Беларуси.
Х век русской истории – наиболее важная эпоха для понимания истоков русской государственности. В этой связи повышенный интерес вызывает киевский князь Владимир как полководец, дипломат, государственный деятель. В 982 г. он совершил два победоносных похода на не желающих подчиниться ему вятичей. В 983 г. Владимир совершает поход на прусское племя ятвагов «и победи ятвагы, и вся землю их», как об этом свидетельствует автор «Повести временных лет». Эти военные акции, несомненно, способствовали расширению границ государства и укреплению власти Владимира. Однако жизнь настоятельно требовала идеологического оправдания почти ничем не ограниченной власти князя. Помимо этого, появилась насущная необходимость выхода Руси на европейскую политическую арену и равноправного ее там присутствия, что было невозможно для языческого государства.
В 988 году князь он принимает решение принять христианство в качестве новой государственной религии. Сделав тем самым культурный, духовный и цивилизованный выбор, определивший вектор исторического развития проживающих на Руси народов. Во время его встреч с греческим духовенством подолгу обсуждались условия перехода Руси в православие. Владимиру хотелось иметь под рукой независимую от Константинополя церковь, однако пришлось согласиться с тем, что на высшие церковные должности будут назначаться греческие иерархи. «Крещение Руси» летописцы и церковные историки представляют как «чудо» перехода целого народа в новую Христову веру. Вот как описывает летописец устроенное Владимиром крещение киевлян: «На следующий же день вышел Владимир… на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шей, другие по грудь… попы же совершали молитвы, стоя на месте».
На вопрос какое историческое значение имело для Руси принятия христианства? Я бы ответил так: во первых — приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства; во вторых — создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями; в третьих — Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами; в четвертых — русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.
Необходимо особо подчеркнуть, что Русская церковь играла сложную и многогранную роль в истории Руси. Несомненна ее польза как организации, помогавшей молодой русской государственности в эпоху бурного развития феодализма. Несомненна и ее роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении посвящения и создании крупных литературно-художественных ценностей.
С крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее государственные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и другими государствами Европы. Вступив в Брак с греческой царевной Анной, князь Владимир породнился и с немецким императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны — Феофании. Летописец отмечает (под 996 год): святой Владимир «жил в мире с окрестными князьями — с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь».
В заключение следует сказать, что корни русского христианства, русского национальною духа, русской чести и совести, русского государственного единства, русской семьи и русского правосознания — заложены именно в православной вере. Православие воспитывало в русском народе тот дух жертвенности, служения, терпения и верности, без которого Россия не отстояла бы от всех своих врагов и нe построила бы своего государства.
Эпоха князя Владимира была воспета и церковным летописцем и народом потому, что в главных событиях того времени она соединяла воедино феодальное начало с народным, политика князя объективно совпадала с общенародными интересами.
Литература:
1. История Государства российского. Жизнеописания Издат. «Книжная палата» М.: 1996.
2. Н. М. Карамзин «Предания веков» «Правда» М.: 1988.
3. С. М. Соловьев Сочинения книга I, том 1, «Мысль» М.: 1988.
Габриэль Цобехия
Комментарий НА "К 1025-летию Крещения Руси"