Владислав Рильский
В Британии нашлась газета, которая в пику своим коллегам по цеху обвинила официальный Лондон в откровенном лицемерии в отношении приговора группе Pussy Riot. В этой связи журналист «Гардиан» напомнил о недавнем решении Лондонского суда, который оказался ничуть не «мягче» суда московского.
Речь идет о деле Чарли Гилмора, которого британское правосудие приговорило к полутора годам тюремного заключения за то, что тот раскачивался на британском флаге на Кенотафе — памятнике жертвам войны — и бросил урну в полицейскую машину. В «Гардиан» уверены: если бы какая-либо рок-группа явилась в Вестминстерское аббатство и серьезно оскорбила религиозное или национальное меньшинство перед алтарем, британские судьи обязательно бы устроили показательный процесс.
Тем временем официальный представитель МИД России Александр Лукашевич считает, что дело панк-группы послужило лишь поводом для очередной волны поспешных, необъективных и политически ангажированных оценок: «Складывается ощущение, что для некоторых правозащитных структур и СМИ важна не столько дальнейшая судьба этих молодых женщин, сколько возможность в очередной раз поскандалить на антироссийской ниве».
Вместе с тем, уверен Лукашевич, в этой ситуации, несомненно, есть элементы конфликта цивилизаций: «На постмодернистском Западе многие забывают о христианских корнях Европы, а заодно не хотят уважать чувства последователей других конфессий, считая, что религия ограничивает демократию. Они выступают за полную свободу акций подобных тем, которыми «прославилась» группа Pussy Riot. Мы же убеждены, что забвение норм морали, общих для всех мировых религий, губительно, и стараемся и в жизни, и в политике соблюдать не только международное право, но и традиционные ценности. Что касается «нетрадиционных ценностей», то они допустимы лишь там, где не вступают в противоречие с законом и нравственностью».
По словам дипломата, «нельзя забывать о том, что основополагающие международно-правовые инструменты по правам человека устанавливают, что свобода выражения мнения не абсолютна и неразрывно связана с целым рядом ограничений. Так, в соответствии с п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года пользование правом на свободное выражение своего мнения «налагает особые обязанности и особую ответственность» и может быть «сопряжено с некоторыми ограничениями, которые должны быть установлены законом и являться необходимыми для уважения прав и репутации других лиц и для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения»… Это — юридические обязательства всех государств, и их необходимо выполнять».
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N5867 от 24 августа 2012 г.
Комментарий НА "МИД России обвинил западных правозащитников в желании поскандалить громкое дело"