75 лет назад 25 апреля 1945 г. после разгрома кёнигсбергской группировки противника войска 3-го Белорусского фронта под командованием А. М. Василевского, провели земландскую фронтовую наступательную операцию во взаимодействии с Балтийским флотом против немецко-фашистских войск и захватили военно-морскую базу, крепость Пиллау.
Земландская группировка немецко-фашистских войск имела в своем составе восемь дивизий, в том числе одну танковую. С учётом боевых групп и других частей силы противника доходили до 10 дивизий. Советским войскам противостояло более 65 тыс. солдат и офицеров, 1200 орудий и минометов, 166 танков и штурмовых орудий.
Кроме того, на Пиллаусском полуострове во втором эшелоне располагался 55-й армейский корпус (три-четыре дивизии и ряд специальных частей), на косе Фрише-Нерунг спешно восстанавливался 6-й армейский корпус из остатков разгромленной хейльсбергской группировки. Все немецкие войска были объединены во 2-ю армию, а с 7 апреля в армию «Восточная Пруссия». Армия была создана на основе штаба и некоторых частей 2-й армии и остатков частей 4-й армии, находившихся на территории Восточной и Западной Пруссии. Командующий 4-й немецкой армии генерал Мюллер был смещен со своего поста и заменен на генерала Дитриха фон Заукена.
Германское командование ожидало главный удар на центральном и южном направлениях, поэтому здесь располагались наиболее плотные боевые порядки. Немцы имели хорошо развитую оборону с густой сетью траншей, опорных пунктов и узлов сопротивления.
Сильные оборонительные рубежи находились на Пилаусском полуострове. Город Пиллау (ныне — Балтийск) был сильной крепостью. (Крепость была построена в 17 веке по приказу шведского короля Густава II Адольфа.) Пиллаусский полуостров имел длину около 15 км и ширину от 2 км у основания до 5 км у южной оконечности. Цитадель и форты Пиллау, хотя и относились к старой постройке, могли выдержать снаряды большой мощности.
Следует сказать, что русская разведка интересовалась ею еще накануне Первой мировой войны, когда под видом туристов и коммерсантов Пиллау посещали агенты военно-морского ведомства. Но только в середине 30-х годов XX века советской разведке стало известно о строительстве восьми зенитных береговых батарей калибром 105 — 150 миллиметров. Их 49 килограммовые снаряды пробивали броню кораблей и танков.
Батареи были механизированные с бронированными дверями, с двухметровыми стенами и перекрытиями, имели на вооружении радиолокаторы и дальномеры. Под землей размещались: ремонтные мастерские, артиллерийские погреба, машинное отделение, коммутатор, радиорубка, котельная, умывальник, столовая, спальные комнаты для солдат и отдельно для офицеров, запасные баки с водой, склад для горючего, водопровод, канализация, вентиляция, калорифер для подогрева воздуха.
Батареи маскировались сетями из искусственных листьев и хвои, не выгоравших от солнечного света. Опираясь на шоссейную и железную дороги, противник мог маневрировать силами, формировать и посылать в бой новые части.
Оборонявшиеся имели трехмесячный запас продовольствия и патронов. На стенах домов пестрели плакаты: «Мы не капитулируем никогда!», «Победа или Сибирь»!
Войска 3-го Белорусского фронта насчитывали более 111 тыс. человек, более 3 тыс. орудий и минометов, 824 танка и САУ. В результате в начале операции по живой силе советские войска превосходили противника почти вдвое, в артиллерии в 2,5 раза, в танках и САУ почти в 5 раз.
Замыслом командования 3-го Белорусского фронта предусматривалось ударом основных сил 5-й и 39-й армий из района северо-западнее Кенигсберга в общем направлении на Фишхаузен рассечь группировку противника и уничтожить её по частям. Одновременно силами 2-й гвардейской армии и 43-й армии нанести вспомогательные фланговые удары. Для завершения разгрома противника в районе Пиллау предназначалась 11-я гвардейская армия, составлявшая 2-й эшелон фронта. Балтийский флот должен был прикрывать приморские фланги фронта, поддерживать наступление сухопутных войск и не допускать эвакуации вражеских войск морем.
В ночь на 12 апреля командующий фронтом Василевский предложил немецким войскам сложить оружие.
Текст обращения:
«К немецким генералам, офицерам и солдатам, оставшимся на Земланде!
От командующего советскими войсками 3-го Белорусского фронта Маршала Советского Союза Василевского.
Немецкие офицеры и солдаты, оставшиеся на Земланде!
Сейчас, после Кенигсберга, последнего оплота немецких войск в Восточной Пруссии, ваше положение совершенно безнадежно. Помощи вам никто не пришлет. 450 км отделяют вас от линии фронта, проходящей у Штеттина. Морские пути на запад перерезаны русскими подводными лодками. Вы — в глубоком тылу русских войск. Положение ваше безвыходное. Против вас — многократно превосходящие силы Красной Армии. Сила — на нашей стороне, и ваше сопротивление не имеет никакого смысла. Оно приведет только к вашей гибели и к многочисленным жертвам среди скопившегося в районе Пиллау гражданского населения.
Чтобы избежать ненужного кровопролития, я требую от вас: в течение 24 часов сложить оружие, прекратить сопротивление и сдаться в плен. Всем генералам, офицерам и солдатам, которые прекратят сопротивление, гарантируются жизнь, достаточное питание и возвращение на родину после войны. Всем раненым и больным будет немедленно оказана медицинская помощь. Я обещаю всем сдавшимся достойное солдат обращение. Мирным жителям будет разрешено вернуться в свои города и села, к мирному труду.
Эти условия одинаково действительны для соединений, полков, подразделений, групп и одиночек. Если мое требование сдаться не будет выполнено в срок 24 часа, вы рискуете быть уничтоженными. Немецкие офицеры и солдаты! Если ваше командование не примет мой ультиматум, действуйте самостоятельно. Спасайте свою жизнь, сдавайтесь в плен.
Командующий советскими войсками 3-го Белорусского фронта
Маршал Советского Союза Василевский.
24 часа по московскому времени. 11 апреля 1945 года …».
Ответа от немецкого командования не последовало.
Утром 13 апреля после кроткой, но мощной артиллерийской подготовки войска фронта перешли в наступление на всем Земландском полуострове. Части Красной армии прорвали оборону противника и быстро продвинулись вперед на 5 км. на следующий день еще до 15км.
Большую помощь частям Красной армии оказал Балтийский флот. Следует сказать, что Балтийское море было перегружено минами. 72 тысячи советских и немецких мин было выставлено под водой. Крупным судам было невозможно в короткие сроки пройти от Кронштадта до Пиллау. Поэтому Балтийский флот использовал бригады торпедных катеров, бронекатера, сторожевые катера. В такой сложнейшей обстановке Балтийские моряки ворвались в залив Фришес-Хафф и в Кёнигсбергский морской канал, нанесли внезапные удары, подавляя вражеские огневые точки, мешающие продвижению сухопутных войск. Морская авиация и группа морской железнодорожной артиллерии, наносили массированные удары по врагу.
15 и 16 апреля 1945 г. прошла успешная высадка тактических десантов на дамбу Кёнигсбергского канала в районе Пайс-Циммербуде. Десант и огневая поддержка бронекатеров позволили войскам 43-й армии очистить от гитлеровцев опорные пункты Пайс и Циммербуде, дамбу канала. Это создало благоприятные условия для наступления Красной Армии вдоль побережья залива.
Не выдержав решительного удара, фашисты начали отходить. Немцы начали оттягивать свои потрепанные силы в район Фишхаузена, расположенного северо-восточнее крепости Пиллау, где завязались напряженные бои.
17 апреля наши войска после ожесточенного боя овладели этим городом и выполнили основную задачу по очищению от противника Земландского полуострова.
Таким образом, войска 3-го Белорусского фронта вышли к первому рубежу обороны (их было всего шесть) Пилаусского полуострова, фронт которого был равен 2-3 км. Здесь противник имел возможность максимально уплотнить боевые порядки, и обойти его было нельзя. С одной стороны, наши войска одержали победу, вышли к побережью и освободили территорию. С другой стороны, раздробить и окружить войска противника не удалось. Немецкое командование смогло вывести из под удара северную часть земландской группировки, и отвести ее на заранее подготовленные позиции, расположенные на Пиллаусском полуострове. Немецкие войска сохранили боеспособность, и по-прежнему дрались упорно и умело, хотя и несли серьёзные потери.
Сложившееся положение грозило затягиванием операции. Требовался ввод в бой свежих сил. В сражение была введена 11-я гвардейская армия. 11 часов утра 20 апреля войска начали наступление на передовые фашистские позиции. Нужно представить, насколько тщательно гитлеровцы подготовили оборонительные рубежи. На первом рубеже обороны, немцы построили сильные укрепления противотанковые рвы шириной до 4 — 6 метров и глубиной до трех метров. Как правило, впереди и позади них стояли противотанковые надолбы, а за ними несколько линий траншей полного профиля. На каждые сто метров — по нескольку дотов, дзотов, пулеметных гнезд и врытые в землю танки класса «Пантера». В этом районе у немецкой группировки насчитывалось около ста таких танков. Несмотря на сильный оборонительный рубеж, наши войска одолели его уже 20 апреля. А 21-го двинулись на второй оборонительный гитлеровский рубеж и успешно его взяли, несмотря на то, что на пути были установлены проволочные заграждения и траншеи полного профиля.
Третья линия гитлеровской обороны в районе Нойхойзер была самой укрепленной. Здесь противотанковые рвы были еще шире и глубже: шириной 8 и глубиной 4 метра. Именно на третьем рубеже бои приняли затяжной характер. 24 апреля под огневой налет попал маршал Василевский. Лично он не пострадал, но машину пришлось менять. И все же 24 апреля части 11-й гвардейской армии взяли его. Упорный бой за этот опорный пункт, прикрывавший подступы к Пиллау, длился почти сутки. В дальнейшем, наши войска взяли еще три рубежа обороны противника.
В ночь на 25 апреля части 11-й армии обошли морскую крепость с востока, на правом фланге завязали бой на ближних подступах к Пиллау. К исходу 25 апреля наши войска овладели Пиллау, последним опорным пунктом немцев на Земландском полуострове.
После взятия Пиллау 148 частей и подразделений были награждены правительственными наградами. 55 участников штурма Пиллау были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
Войскам, за овладение последним опорным пунктом обороны немцев на Земландском полуострове городом и крепостью Пиллау — крупным портом и военно-морской базой немцев на Балтийском море, приказом Верховного Главного Командования от 25 апреля 1945 г. объявлена благодарность и в Москве дан салют двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырёх орудий.
После разгрома основных сил группы «Земланд» противник продолжал удерживать в своих руках лишь косу Фрише-Нерунг, бои по освобождению которой продолжались до 8 мая, а 9 мая более 22000 солдат и офицеров сложили оружие. Земландская наступательная операция завершила наступление советских войск в Восточной Пруссии.
Георгий Цобехия
Екатерина Куаншпаева
Военный университет Минобороны РФ