В сентябре 1990 года отцы-командиры и местный горком (или обком) КПСС однажды зачем-то отправили нас, курсантов ЛВВПУ, на силовую защиту митинга ветеранов Великой Отечественной войны и львовских коммунистов против сноса памятника Ленину перед Оперным театром. Я прихватил с собой на построение фотоаппарат.
![Красивейший Львовский оперный театр (ныне Львовский национальный академический театр оперы и балета им. С. А. Крушельницкой) с пока ещё целым монументом В.И. Ленину перед ним. Октябрь 1988 года.](https://journal.morpolit.ru/wp-content/2022/03/morpolit00007.jpg)
На знаменитой львовской «стометровке» у Ильича уже бурлила огромная толпа. Мы вошли в неё сходу, но вскоре увязли. Пожилых людей с цветами и красными флагами, собравшиеся здесь ещё ранее националисты к монументу так и не пропустили.
Нас было всего-то сотни три (младшие курсы в форме, старшие – по «гражданке», все без оружия, защитного снаряжения и каких-либо спецсредств) плюс ещё сотня-полторы ветеранов и коммунистов, оказавшихся вдруг в окружении двух-трёх (а то и больше, не считал) тысяч разъярённых горожан и РУХовцев под их «жовто-блакитными прапорами» с трезубом. Это было нечто! Крики, политическая истерика, пена у рта, скандирование антисоветских лозунгов на украинском, свист, рёв «ГАНЬБА!!!», визг со всех сторон…
![С однокурсником в Парке культуры и отдыха им. Богдана Хмельницкого. На память! Львов, октябрь 1988 года.](https://journal.morpolit.ru/wp-content/2022/03/morpolit00006.jpg)
И мы внутри этого всего, «тонкой красной линией» оцепления в две шеренги заслонившие оторопевших коммунистов и ветеранов войны. К ним спиной, лицом к ненавидящей всех нас беснующейся толпе напротив себя. На расстоянии вытянутой руки от их первой линии. Лицом к лицу, глаза в глаза. Никогда это не забуду.
Глаза у людей напротив и вокруг нас были так себе. Опасные глаза. Подёрнутые плёнкой истерии, с искрами какой-то неестественно бесшабашной злой радости и, как ни странно, явно читавшегося в них страха. На некоторых лицах кроме гнева и злобы, крививших их кричащие рты пародиями на улыбки, застыла гримаса удивления, даже некоторого смущения, точно они одновременно прислушивались к себе и как будто не совсем верили в то, что всё происходящее с ними здесь не сон, а реальность. Они нас боялись.
![«Гань-ба! Гань-ба! Гань-ба!»](https://journal.morpolit.ru/wp-content/2022/03/morpolit00003.jpg)
![«Гань-ба! Гань-ба! Гань-ба!»](https://journal.morpolit.ru/wp-content/2022/03/morpolit00009.jpg)
![«Гань-ба! Гань-ба! Гань-ба!»](https://journal.morpolit.ru/wp-content/2022/03/morpolit00008.jpg)
![14 сентября 1990 года, Львов](https://journal.morpolit.ru/wp-content/2022/03/morpolit00004.jpg)
Назревала нешуточная драка с превосходящими силами «противника», но никого из нас это не смущало. Вечер переставал быть томным. Курсанты уже поснимали ремни с «парадок». Разошлись мы тогда с «самостийщиками» краями только чудом, да стараниями наших офицеров и сотрудников львовской милиции, образовавших в итоге переговоров живой коридор в толпе. Нам в спину кричали, что будут убивать в городе всех, кто коротко стрижен, а мы в ответ показывали им характерный рубящий жест левой рукой по локтю согнутой правой и многообещающе скалились, ощущая себя победителями.
Но мы ими не были. 14 сентября 1990 года по решению местных властей памятник В.И. Ленину всё-таки демонтировали. Бронзовую фигуру позднее расплавили, а полученный металл, якобы, использовали для сооружения во Львове памятника Жертвам коммунистических репрессий.
![](https://journal.morpolit.ru/wp-content/2022/03/morpolit00002.jpg)
Это произошло более тридцати лет тому назад. С тех пор на Западной Украине ничего не изменилось ни в головах, ни в сердцах людей. Разве что одних бронзовых политических «идолов» сменили другие: недалеко от львовского железнодорожного вокзала, например, уже лет двадцать сверкает на солнце Степан Бандера…
![](https://journal.morpolit.ru/wp-content/2022/03/morpolit00001.jpg)
А Оперный театр всё также прекрасен. И на том самом месте, где раньше за каменной трибуной спиной к нему, но лицом к скверу «стометровки» (ныне проспекту Свободы) стоял неживой Ильич, недавно (после реконструкции театральной площади в 2021 году) открыли большой красивый светомузыкальный «сухой» фонтан.
Игорь Цирульников