В ходе русско-турецкой войны 1787-1791 годов особое значение имело взятие Измаила – цитадели турецкого владычества на Дунае. Хорошо укрепленная крепость с высоким валом, глубоким рвом, земляными каменными бастионами считалась неприступной. Измаил перестроили под руководством французских и немецких инженеров в соответствии с новыми требованиями фортификационного искусства. Крепость располагалась на возвышенности, спускающейся к Дунаю крутым обрывом. Измаил был защищен Дунаем, имеющим здесь ширину в полкилометра. Внутри города было много каменных построек, удобных для обороны. Гарнизон крепости насчитывал 38 тысяч человек и 265 орудий. Командовал гарнизоном один из лучших турецких генералов Айдос Мехмет-паша.
Русская армия численностью 31 тысяча человек при 500 орудиях предприняла в ноябре две неудачные попытки овладеть Измаилом. Военный совет, собранный новым командующим генералом А. Н. Самойловым, решил снять осаду крепости ввиду приближения зимы. В этих условиях вместо Самойлова во главе русской армии был поставлен А. В. Суворов. Прибыв к армии и изучив обстановку полководец решил штурмовать крепость.
Девять дней русские войска отрабатывали тактику действий, в стороне от Измаила были сооружены укрепления, подобные крепостным. Здесь ночью в секрете от турок войска учились преодолевать их. Для штурма было изготовлено 30 лестниц и тысяча фашин. Проводя ежедневные рекогносцировки с начальниками участков, Суворов тщательно изучил схему обороны Измаила и каждому из них поставил конкретную задачу. Огромное значение имела проведенная Суворовым подготовка войск. «Храбрые воины, — говорил он солдатам, — приведите себе в сей день на память все наши победы и докажите, что ничто не может противостоять силе оружия российского».
Замысел штурма заключался внезапной ночной атаке крепости со всех сторон. При этом основные усилия сосредоточивались вдоль менее всего защищенной приречной части Измаила. С этой целью войска делились на три отряда по три колонны в каждом. Отряд первого крыла под командованием генерала П. С. Потемкина должен был атаковать западный фасад крепости. Отряд генерала А. Н. Самойлова, одной из колонн которого командовал М. И. Кутузов, — восточный фасад, а отряд генерала О. М. Дерибаса при поддержке Лиманской военной флотилии имел задачу атаковать крепость с юга, со стороны Дуная. Из девяти колонн на главном направлении в приречной полосе А. В. Суворов сосредоточил шесть, здесь же массированно использовалась вся артиллерия Лиманской флотилии и большая часть полевой артиллерии. Боевой порядок каждой колонны включал два эшелона и резерв. В первом эшелоне двигалось до 150 стрелков и 50 саперов, во втором — главные силы колонны (3 батальона), частный резерв (2 батальона пехоты, построенных в каре) следовал в хвосте колонны. Боевой порядок Лиманской флотилии состоял из двух линий. 145 легких судов и казачьих лодок с десантом были размещены в первой линии, а 58 более крупных судов — во второй. Крупные суда должны были прикрывать огнем своей тяжелой артиллерии высадку войск на берег.
Перед штурмом А. В. Суворов обратился к войскам со следующими словами: «Храбрые воины! Приведите себе сей день на память
все наши победы и докажите, что ничто не может противиться силе оружия российского… Два раза осаждала Измаил русская армия и два отступала; нам остается в третий раз или поселить, или умереть со славою». В то же время предупреждал: «Христиан и обезоруженных отнюдь не лишать жизни, разумея то же о всех женщинах и детях». Еще до начала штурма Суворов послал в Измаил парламентера с ультиматумом, лаконично гласившим: «24 часа на размышление для сдачи и в — воля; первые мои выстрелы — уже неволя; штурм — смерть». Комендант Измаила Айдос Мехмет-паша отказался капитулировать, один из его помощников заявил парламентеру, что скорее Дунай остановится в своем течении, нежели сдастся Измаил.
10 декабря русская артиллерия начала интенсивно обстреливать город. В 3 часа ночи 11 декабря войска 9 колоннами атаковали крепостные стены. Бой продолжался до 17 часов, крепость по существу, была уже взята. Оставались отдельные очаги, в которых засело несколько сот турок, но затем и они капитулировали, как только артиллерия начала обстрел.
Крепость Измаильская столь укрепленная, столь обширная и которая казалась неприятелю непобедимою, взята страшным для него оружием русских штыков». Противник потерял убитыми 26 тыс. человек 9 тыс. сдалось в плен. В крепости было захвачено 265 орудий и 42 судна. Русские войска потеряли до 2 тыс. убитыми и 32 тыс. ранеными.
В реляциях после победы Суворов подробно рассказывал Потемкину о том, кто героически проявил себя при штурме – от солдата до генерала. В этих подробных отчетах прозвучала одна сильная фраза — признание полководца «Не бывало крепости крепче, не было обороны отчаяннее…Но Измаил взят!».
Литература:
- Великие битвы в истории России «Дом славянская книга» М.: 2009.
- Военная история «Воениздат» М.: 2006.
- 3. Ключевский В.О. Курс русской истории. М.: 2005 г.
- Соловьев С.М. Публичные чтения по истории России М.: 2005.
Габриэль Цобехия
Комментарий НА "Не бывало крепостей крепче"