Александр Раевский,
подполковник запаса
Дважды лауреат
На Богословском кладбище Санкт – Петербурга, неподалеку от могилы легенды рока Виктора Цоя, стоит серый, ничем не примечательный памятник из серого мрамора. На нем — имя нашего земляка, жителя блокадного Ленинграда, народного художника СССР, действительного академика Академии художеств, дважды лауреата Государственной премии Алексея Пахомова…
В деревне Харламово Кадниковского уезда (ныне Харовский район – авт.) Вологодской губернии, более ста лет назад, у крестьянки Ефимии Пахомовой и родился мальчик, которого назвали Алексеем. Его отец, Федор Дмитриевич, происходил из «удельных» землепашцев, не знавших в прошлом ужасов крепостного права. Алексей воспитывался в трудовой обстановке. Жили небогато. Как и во всей деревне, своего хлеба до весны не хватало, нужно было покупать его. Требовался дополнительный заработок, которым занимались взрослые члены семьи. Один из братьев был каменотесом. Многие односельчане плотничали . И все же ранняя пора жизни запомнилась будущему художнику, как наиболее радостная. После двухгодичного обучения в церковноприходской школе, а затем еще двух лет — в земской школе в соседнем селе, он был отправлен «на казенный счет и на казенные харчи» в высшее начальное училище в город Кадников. Время занятий там осталось в его памяти как очень тяжелое и голодное.
— С тех пор мое беспечное детство в отчем доме, — рассказывал он, — навсегда стало казаться мне самым счастливым и поэтичным временем, и эта поэтизация детства в дальнейшем стала главным мотивом в моей работе.
Художественные способности Алексея проявились рано, хотя там, где он жил, не было условий для их развития. Но даже при отсутствии учителей мальчик добился определенных результатов. Соседний помещик В. Зубов обратил внимание на его дарование и подарил Алеше карандаши, бумагу и репродукции с картин русских художников. В пятнадцать лет, ко времени окончания училища города Кадникова, по предложению уездного предводителя дворянства Юрия Зубова местные любители искусства объявили подписку и на собранные деньги направили Пахомова в Петроград в училище А. Л. Штиглица. Недолгое обучение под руководством большого мастера рисунка Виктора Шухаева дало ему много ценного.
Так, замысел картины Пахомова — «Сенокос» — возник в родном селе Харламово, на Вологодчине. Там же и был собран к ней материал. Художник изобразил не обычную бытовую сценку на покосе, а помощь молодых крестьян своим соседям. Хотя переход к коллективному, колхозному труду являлся тогда делом будущего, но само событие, показывающее задор молодости и увлеченность работой, пришлось, как говорится, ко двору.
Надо сказать, что работы Алексея Пахомовав назаслужено забытого нами, в свое время, в свое время, получили международную известность на больших выставках в Европе, Америке, Азии. А в 1937 году за панно «День Страны Советов» в Советском павильоне на Международной выставке в Париже он был награжден золотой медалью.
Рисунки и картины художника: «Натюрморт», «Отбивают косы», «1905 год в деревне», «Всадники», «Спартаковка», «Два косца»,. «Косарь в розовой рубахе», «Мальчики на коньках», «Девочка за прической» и многие другие, по праву являются гордостью Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи.
Отдельная, незабываемая веха в его жизни — 900 дневная блокада Ленинграда.
Как в свое время вспоминал Алексей Федорович, его, как и остальных жителей, сразу мобилизовали на строительство оборонительных сооружений. Довелось вологжанину и дежурить на крышах зданий, где тушил немецкие бомбы – зажигалки. Было холодно, голодно, но он ни на минуту не изменил делу своей жизни. В своей нетопленной, промерзшей насквозь комнате, рисовал, рисовал… Чернил, красок не было, какие краски! Спасал простой карандаш, который он берег, как зеницу ока, пряча его за пазуху, ложась спать, от оголодавших от бескормицы крыс… И прятал от них свои эстампы…
Вместе с мастерами искусства города на Неве он, как когда-то в молодости в гражданскую войну, работал по заданиям фронта. Его рисунки нередко печатали «Ленинградская правда», «Смена», военная газета «На страже Родины». А серия литографий Пахомова «Ленинград в дни блокады», одно из самых значительных созданий искусства военных лет, В 1946 году за эту серию «Ленинград в дни войны и блокады» 1942 – 1944 г.г., которая раскрывает беспримерную доблесть и мужество советских людей, наш земляк получает Сталинскую премию второй степени. Блокада Ленинграда была снята в ходе начавшейся 14 января крупной наступательной операции войск Ленинградского фронта, поддержанной моряками Балтийского флота. В ходе двенадцатидневных боев войска Ленинградского фронта прорвали и преодолели на всем фронте под городом на Неве сильно укрепленную и глубоко эшелонированную оборону противника. 26 января командующий Ленинградским фронтом генерал армии Леонид Говоров доложил в Ставку Верховному Главнокомандующему Иосифу Сталину о том, что немецкие войска отброшены от города на 65 – 100 километров. Ленинград перестал быть городом фронтом. Во всех его кварталах установилась необычайная для военного времени тишина.
Из газеты «Ленинградская правда» от 19 января 1943 года: …На днях наши войска расположенные .жнее Ладожского озера
перешли в наступление против немецко – фашистских войск, блокировавших г. Ленинград. Наши войска имели задачей разрушить оборону противника и этим прорвать блокаду Ленинграда…. Прорвав долговременную укрепленную полосу противника глубиной до 14 км, и форсировав реку Неву, наши войска в течение семи дней напряженных боев, преодолевая исключительно упорное сопротивление противника, заняли г. Шлиссельбург, крупные укрепленные пункты – Марьино, Московская Дубровка, Липка, рабочие поселки NN 1, 2,3,4,5,6, 7,8,станцию Синявино, станцию Подгорная…
9 января 1945 года выступая перед генералитетом в своей ставке, Гитлер говорил:
— Даже русские, эти свиньи, сумели организоваться. Когда у нас начинают жаловаться, я могу только сказать, берите пример с русских в том положении, какое у них было в Ленинграде…
Величайший враг нашего народа, несмотря на всю ненависть к нашей стране, сумел по достоинству оценить величие подвига Ленинграда!
…На Пискареском кладбище есть мемориальная доска открытая в 1992 году делегаций бывших блокадников — вологжан в честь наших земляков погибших в блокаду. На ней начертано: «Защищая Ленинград, вы спасали Россию»… Есть и его оброну м вклад нашего земляка…
После войны Алексей Пахомов, полностью посвятил себя творчеству. Уже с 1948 года он преподает в институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, иллюстрирует книги, которые по праву вошли в золотой фонд русской литературы. Имя выдающегося вологодского художника Алексея Пахомова широко известно.
И известность эта не ограничена пределами нашей страны. Его живопись и графика всегда привлекали большое внимание на зарубежных выставках. Ряд его произведений были приобретены США, Италией и Японией. А с книгами, которые иллюстрировал вологодский художник, со многими его рисунками читатели знакомы с самых юных лет. И это не удивительно: ведь Алексей. Пахомов – один из зачинателей советской иллюстрированной литературы для детей и юношества. Его имя по праву стоит рядом с именами Самуила Маршака, Корнея Чуковского… Наш земляк рисовал и иллюстрации к поэме Николая Некрасова «Мороз — Красный Нос», к роману Николая Островского «Как закалялась сталь», к повести Алексея Толстого «Детство Никиты» (1959 г.) и многим други произведениям.
Ему присваивается звание народного художника СССР, а за оформление и иллюстрации к сборнику рассказов Льва Толстого «Филипок. Страницы из „Азбуки“», он, к сожалению посмертно, удостаивается Государственной премии СССР.
Комментарий НА "Неизвестные герои блокадного Ленинграда"