Неотвратимость наказания

Нюрнбергский процесс. Карикатура Бориса Ефимова.Нюрнбергский процесс. Карикатура Бориса Ефимова.

75 лет назад 20 ноября 1945 года в небольшом германском городке Нюрнберг открылся международный судебный процесс по делу главных нацистских военных преступников.

На Потсдамской конференции руководители трех держав, которая проходила с 17 июля по 2 августа 1945 года подтвердили свое намерение предать военных преступников скорому и справедливому суду и наказанию. Решение конференции обязывали к созданию в кратчайший срок международного трибунала для суда над военными преступниками.

С 28 июля по 8 августа в Лондоне происходили переговоры между представителями Советского Союза, Соединенных штатов, Великобритании и Франции, завершившиеся подписанием соглашения об учреждении Международного военного трибунала и Комитета по расследованию дел и обвинению главных военных преступников. Основу соглашения составили положения Московской декларации от 30 октября 1943 года об ответственности гитлеровцев за совершенные зверства, под которой поставили свои подписи руководители СССР, США и Великобритании.

Основной целью работы Трибунала было разоблачение фашистской системы, как наиболее реакционной, наказание ее создателей  и руководителей, которые уничтожали в Германии последние остатки демократических свобод, установили жестокий террористический режим, растоптали принцип суверенитета и свободного развития малых стран, проводили разбойничью политику захвата чужих земель, порабощения других народов и открыто заявили, что добиваются мирового господства, стремятся насадить фашистский режим во всем мире.

По принятому уставу Международного военного трибунала наказанию подлежали лица, развязавшие или руководившие преступления против мира, подготовлявшие, развязавшие или руководившие ведением агрессивной войны; военные преступления, выразившиеся в нарушении общепринятых законов или обычаев войны (увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории, убийства или истязания военнопленных, ограбление общественной или частной собственности, бесцельное разрушение городов или деревень и др.) В силу статьи 29 устава приговор Трибунала проводился в исполнение по приказу Контрольного совета для германии, который мог изменить наказание, но не отменить его.

В результате работ Комитета по расследованию дел и по обвинению главных военных преступников был установлен первый список преступников, предаваемых суду Трибунала: Геринг, Гесс, Риббентроп, Лей, Розенберг, Франк, Кейтель, Йодль, Кальтенбруннер, Фрик, Денниц, Шахт, Круп, Папен и др.

Народы мира с удовлетворением встретили это решение четырех держав, к которому присоединились 19 других стран-членов антигитлеровской коалиции.

В то же время реакционные американские и английские круги, делавшие ставку на возрождение германского милитаризма, пытались спасти гитлеровские кадры от справедливого возмездия. Некоторым преступникам предоставлялась возможность бегства, комиссия по денацификации в западных зонах оккупации нередко выгораживали главных преступников, а привлекали к ответственности лишь рядовых функционеров фашистского режима.

Процесс как уже выше сказано проходил в Нюрнберге. Этот город был выбран неслучайно: он многие годы был цитаделью фашизма, невольным свидетелем съездов национал-социалистской партии и парадов штурмовых отрядов.

Международный судебный процесс по делу главных немецких военных преступников открылся 20 ноября 1945 года. Обвинитель от Советского Союза Р.А.Руденко, выражая волю советского народа, в своей речи заявил: «… Я обвиняю подсудимых в том, что они подготовили и осуществили вероломное нападение на народы моей страны и все свободолюбивые народы. Я обвиняю их в том, что, развязав мировую войну, в нарушение основных начал международного права и ими заключенных договоров, они превратили войну в орудие массового истребления мирных граждан, в орудие грабежа, насилий и разбоя. Я обвиняю подсудимых в том, что, объявив себя представителями ими измышленной расы господ, они всюду, куда приникала их власть, создавали режим произвола и тирании, режим, основанный на попирании элементарных основ человечности».

В ходе процесса были вскрыты тягчайшие преступления, совершенные гитлеровцами. Особенно варварским было их отношение к славянским народам, которые они намеревались почти полностью уничтожить.   В концентрационных лагерях Освенцима, Дахау и других от рук гитлеровцев погибли сотни тысяч невинных людей. Неопровержимые факты вынуждали подсудимых признать себя организаторами и участниками этих жертв.

На процессе вскрылись и такие факты, которые доказали наличие во время войны связей гитлеровской клики с реакционными кругами США  и Англии. По признанию корреспондента английской газеты «Ньюс кроникл», английские чиновники, обнаружившие в немецких архивах списки гитлеровских пособников в Англии, «были поражены содержанием обнаруженных документов и именами упоминаемых в них лиц». Как сообщает газета, были приняты самые жесткие меры, чтобы предупредить разглашение имен тех лиц, которых касаются эти документы». Было сделано все возможное для того чтобы спасти остатки гитлеризма и, в первую очередь, то, что необходимо было для возрождения германского милитаризма. В результате этой подрывной работы многие гитлеровцы избежали заслуженной кары.

Необходимо подчеркнуть, что не были признаны преступными организациями гитлеровский правительственный кабинет, генеральный штаб и верховное главнокомандование фашистской армии, несмотря на то, что эти органы принимали прямое участие в разработке и осуществлении преступных планов фашистов.

Зал трибунала

По приговору Трибунала двенадцать подсудимых: Геринг, Риббентроп, Кейтель, Кальтенбруннер, Розенберг, Франк, Фрик, Штрейхер, Заукель, Йодль, Зейс-Инкварт, были приговорены к смертной казни через повешение; Фриче, Папен, Шахт были оправданы, несмотря на полную доказанность совершенных ими преступлении; Гесс, Функ, Редер, Шпрель, Нейрат, Денниц приговорены к различным срокам тюремного заключения. Приговор в отношении осужденных на смертную казнь был приведен  в исполнение 16 октября 1946 г.

Следует сказать, что в начале октября 1946 года Геринг, Кейтель  и Йодль подали прошение о замене повешения расстрелом. Они полагали, что фельдмаршалы должны прощаться с жизнью именно так. После того как контрольный совет по организации казни отклонил их ходатайства, Герман Геринг 15 октября 1946 принял яд, чтобы избежать позора. До сих пор для историков остаётся загадкой, как ему удалось достать капсулы с ядом и почему их не обнаружили охранники. В своём последнем письме жене Геринг признавался: «Я всегда имел при себе капсулу с ядом — с того самого момента, когда меня взяли под арест. Когда меня привезли в Мондорф (Германа Геринга держали в отеле «Палас» в Мондорфе, небольшом городке в Люксембурге. — RT), я имел три капсулы. Первую я оставил в одежде так, чтобы её нашли при обыске. Вторую я клал под вешалкой, когда раздевался, и забирал, одеваясь. Я делал это и в Мондорфе, и здесь,  в камере, так удачно, что, несмотря на частые и тщательные обыски, её не нашли».

Охране действительно не удалось найти у Германа Геринга капсулы с ядом, которые он прятал у себя в сапогах, а также в банке с кремом для кожи.

Спустя полтора часа после самоубийства, в районе часа ночи приговор о смертной казни через повешение был приведён в исполнение. Корреспондент газеты «Правда» Виктор Темин подробно описал место казни. Он отметил, что там было три виселицы, выкрашенные в тёмно-зелёный цвет. На эшафот, основание которого было закрыто брезентом, вели 33 ступени. Под каждой виселицей находился люк с двумя створками, которые открывались с помощью нажатия рычага. По замыслу организаторов казни, подсудимые должны были падать в отверстие на глубину 2 метра 65 сантиметров. У каждой виселицы лежали чёрные колпаки, которые натягивали на головы осуждённым в последний момент перед обрывом верёвки.

Вот как описывает казнь советский писатель Борис Полевой, который присутствовал при исполнении приговора:  «Идя на виселицу, большая часть из них сохраняли присутствие духа. Некоторые вели себя вызывающе, другие смирились со своей судьбой, но были и такие, которые взывали  к Божьей милости. Все, кроме Розенберга, сделали в последнюю минуту короткие заявления. И только Юлиус Штрайхер упомянул Гитлера. Вешали по одному, но чтобы скорее закончить, очередного нациста вводили в зал тогда, когда предыдущий ещё болтался на виселице». Каждый из нацистов имел право произнести заключительное слово. После казни Артура Зейса-Инкварта, который был последним в очереди, в зал внесли тело Геринга и символично уложили его под виселицу. Это было сделано для того, чтобы журналисты и все присутствующие на казни убедились в его смерти.

После казни «Представители всех союзных держав осмотрели тела и расписались на свидетельствах о смерти. Были сделаны фотоснимки каждого тела, одетого и обнажённого. Потом каждый труп завернули  в матрац вместе с последней одеждой, которая на нём была, и верёвкой, на которой он был повешен, и положили в гроб. Все гробы были опечатаны».

В районе четырёх часов утра в день казни гробы с трупами погрузили в машины и повезли по направлению к Мюнхену. Грузовики сопровождал военный эскорт, представленный американскими и французскими военными.

Нюрнбергский процесс, проходивший по решению Потсдамской конференции, несмотря на его недостатки, имел огромное международное значение – впервые в истории предстали перед судом и понесли суровое наказание преступники, ответственные за организацию и осуществление агрессивной войны.

Этот процесс показал всем поджигателям войн, что народы мира не оставят их преступления безнаказанными.

Полковник Г. Цобехия

Курсант А. Бадмаева

Курсант Д. Христославенко

Военный университет Минобороны РФ


Чудовищное преступление гитлеровских людоедов

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 14 марта. (От наш. корр.). 

Младший сержант Иванов во время разведывательного поиска нашел в планшете убитого им в рукопашной схватке немецкого офицера-эсэсовца Гейнца Келлера фотоальбом со снимками. Эти снимки, воспроизведенные в газете «Суворовец», запечатлели чудовищные зверства гитлеровцев над советскими военнопленными.

Чудовищное преступление гитлеровских людоедов

На первом снимке изуродованная голова бойца. Пилой отпилена верхняя часть черепа, отрезан нос, выколоты глаза. На другом снимке изображена еще одна жертва фашистских людоедов с отсеченной ногой и распиленным черепом. Одна фотография изображает головы советских военнопленных с распиленными черепами. Не менее ужасны и остальные шесть снимков из фотоальбома эсэсовца Келлера. На одном из них заснят разрубленный пополам раненый красноармеец. Лицо его носит следы пыток. Издеваясь над бойцом, немцы разрубили ему топором трудную клетку и растянули в стороны ребра.

Садист и палач Келлер служил в особом батальоне войск генерала Шернера. В боях с нашими частями этот батальон был разгромлен. Вместе со многими сотнями отпетых головорезов нашел свою собачью гибель и эсэсовец Гейнц Келлер.

Фотоальбом людоеда Келлера — грозный обличительный документ. Бойцы Красной Армии не забудут мук своих растерзанных товарищей. Они не простят подлым убийцам кровавых злодеяний над советскими воинами.

«Красная звезда»№ 62 (6050) от 15.03.1945 г.