Виктор Петрович Макеев – выдающийся советский учёный-конструктор, создатель отечественной школы баллистических ракет морского базирования. Доктор технических наук (1965), академик АН СССР (1976, член-корреспондент АН СССР 1968), дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1974), лауреат Ленинской (1959) и Государственных премий (1968, 1978, 1983). Депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР IX-XI созывов (1974-1989) от Таджикской ССР. Кандидат в члены ЦК КПСС (1971-1976), член ЦК КПСС (1976-1985). Автор 32 основополагающих изобретений, более 200 печатных работ, в том числе монографий.
Судьба была благосклонна к Виктору Макееву и вела его к славе почти прямыми курсами, хотя пройденный им путь не всегда был усыпан розами и наградами. Он родился там и тогда, где и когда его талант, творческий порыв и неисчерпаемая энергия получили возможность найти для себя необходимое и полное применение. Решительность, стойкость и мужество, умение брать на себя ответственность и быстро принимать правильные решения в сложной обстановке — все эти главные его качества оказались востребованы с молодых лет, поэтому смогли принести Отечеству несомненную и, что совсем немаловажно, максимальную пользу.
Учёный, засекреченный на долгие годы, появился на свет 25 октября 1924 г. в с. Протопопове (ныне в черте г. Коломна). В центре этого старинного подмосковного города сейчас стоит бронзовый бюст Виктора Петровича. В 1930 г. семья Макеевых переехала в столицу. Интересов и увлечений у юноши оказалось много и в любом деле он старался добиваться наивысшего результата. В учёбе стремился быть первым и в спорте показывал неплохие результаты, активно работал в комсомоле. Будучи из рабочей семьи, Виктор Макеев в 1939 г. после окончания седьмого класса пошёл рабочим на авиационный завод, где трудился его отец.
С началом войны авиационный завод из Москвы эвакуировали в Казань. Вместе с предприятием переехали и все Макеевы, которые уже в полном составе – отец, мать, Виктор и его сестра работали на авиазаводе. Молодость помогала стойко переносить трудности. Работая без выходных и давая по несколько норм в день, Виктор Макеев сдал экстерном экзамены за 10-й класс и поступил заочно на учёбу в Казанский авиационный институт.
В Казани состоялась первая его встреча с Сергеем Королёвым. Хоть эта встреча, состоявшаяся в 1942 г., была мимолетной, но Сергей Павлович прозорливо заметил творческий потенциал талантливого молодого человека и рекомендовал продолжить его обучение на дневном отделении Московского авиационного института. В ту пору В.П. Макеев о ракетах ещё даже и не думал, а мечтал о реактивной авиации. Но судьба вела его уже к новой неведомой цели. Первой наградой будущего академика стала медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».
Одиннадцать дипломников МАИ в 1947 г. были отобраны С.П. Королёвым на практику в его КБ. Темы проектов лично распределял сам Сергей Павлович. В.П. Макееву он поручил спроектировать ракету для вертикального запуска на высоту 100-150 км с двумя пилотами с последующим спуском их на землю на парашюте. Проект у молодого ученого получился и защита прошла блестяще. Работа Виктора Макеева получила высокую оценку председателя государственной комиссии известного авиаконструктора Мясищева В.П. Это было первое серьёзное научное достижение молодого учёного.
Правда, долго в КБ поработать ему не удалось, судьба сделала небольшой зигзаг – Виктора Макеева перевели в аппарат ЦК комсомола. Данный период оказался недолгим, но отнюдь не лёгким, сыгравшим важную роль в становлении его характера. Инструктора ЦК В.П. Макеева посылают устанавливать советскую власть в Западную Белоруссию. Из четырёх участников той командировки живым вернулся домой только Виктор Макеев. Далее были командировки в Донбасс, Кузбасс и Тулу. В составе комсомольских делегаций побывал и за границей – в Румынии и Болгарии. Даже попал на олимпиаду в Хельсинки в 1952 г. в качестве замполита руководителя команды по вольной и классической борьбе. Но по возвращению попросил С.П. Королёва вернуть его обратно в КБ.
Вернувшись в московское КБ, В.П. Макеев на вторых ролях находился снова недолго. Уже в июне 1955 г. его, 30-летнего молодого ученого, назначают главным конструктором вновь создаваемого златоустовского КБ. Первоначально речь шла о должности заместителя руководителя, но Виктор Петрович заявил, что согласен идти только главным. И Сергей Павлович, недолго подумав, оказал ему такое высокое доверие. Новое конструкторское бюро вёло изготовление серийной ракеты Р-11, разработанной С.П. Королёвым (ведущим конструктором ранее был В.П. Макеев). Только что назначенному главному конструктору КБ поначалу пришлось решать вопросы организационные, т.к. большинство начальников отделов и ведущих специалистов были младше его или ровесниками и не имели достаточного опыта практической работы, часто подменяя мастеров.
В.П. Макеев попал в самую гущу ускоряющейся гонки вооружений. В начале 1955 г. в США было выбрано направление приоритетного развития морской составляющей ядерной триады и ускоренными темпами пошли разработка и строительство как баллистических ракет, так и их основных носителей — атомных подводных лодок. В ответ в августе 1955 г. вышло постановление Правительства СССР о разработке ракеты Р-11ФМ для подводных лодок на базе королёвской армейской ракеты. Документацию проекта разработали макеевцы. 19 сентября 1955 г. С.П. Королев впервые в мире осуществил пуск баллистической ракеты с дизельной подводной лодки «Б-107» Северного флота проекта АВ-611 (командир капитан 2 ранга Козлов Ф.И.). Но это был надводный старт, а в США тогда завершалось строительство существенно превосходившего его во всех отношениях комплекса для атомных подводных лодок. С.П. Королев с 1956 г. отошёл от работы с ракетами для ВМФ, передав это направление В.П. Макееву, Р-11ФМ дорабатывается уже в Златоусте и принимается на вооружение в 1959 г. В том же году КБ морских ракет переезжает в Миасс.
Виктор Петрович пошёл собственным путем, приступив в начале 1957 г. параллельно с Р-11ФМ к разработке первой отечественной морской ракеты Р-13. Он считал, что на позиции догоняющего сравняться с США невозможно, поэтому нужны принципиально новые решения. Его Р-13 могла стрелять на расстояние в четыре раза превышающее дальность Р-11ФМ, но ещё в 3,7 раза уступала американским «Поларисам». К тому же старт Р-13 предполагался только надводным, а сами ракеты устанавливались на дизельные подводные лодки. Но отставание от супостата по техническим характеристикам компенсировалось отделяемой боеголовкой с мощным ядерным зарядом. Р-13 была принята на вооружение ВМФ в 1961 г. и устанавливалась на подводных лодках 629 проекта.
Начало разработки баллистической ракеты для подводных атомоходов КБ В.П. Макеева было несколько отложено срочным правительственным заказом 1958 г. по созданию армейской ракеты Р-17, впоследствии получившей известное во всем мире наименование «Скад». Уже через год изготовление этой ракеты было передано Воткинскому машиностроительному заводу, а в 1962 г. её приняли на вооружение Советской Армии.
Работа над ракетой с подводным стартом всё же началась в КБ в 1958 г. (Виктор Петрович внедрил в своём коллектив королёвский принцип конвейера: одна модель на лётных испытаниях, другая внедряется в производство, третья – на стадии проектной документации). Но делалась она на скорую руку на базе Р-13, получив наименование Р-13М. Правда, здесь уже начались отработки новшеств, которые нашли применение в ракете Р-21 — первой модели с подводным стартом, разработанной специально для атомных подводных ракетоносцев. Дальность стрельбы Р-21 достигала 1400 км, что на 300 км превысило задание заказчика. Эти ракеты предназначались для размещения на первых советских атомных ракетоносцах 658М проекта. В проекте нашли воплощение новые технические решения: плотная компоновка, малогабаритная пусковая установка, утопленный двигатель.
С ракетой Р-21 связан курьёзный случай: руководителю страны Н.С. Хрущеву, 20 июля 1962 г. наблюдавшему с борта крейсера «Мурманск» за учениями кораблей Северного флота, было объявлено о первом подводном старте ракеты Р-21, произведённом с подводного атомохода. Действительно после стрельбы всплыла атомная подлодка 627А проекта, но фактически стреляла дизельная субмарина. Темпы строительства наших подводных атомоходов тогда отставали от темпов разработки морских ракет. На вооружение Р-21 была принята в 1963 г.
Создать советский «Поларис» мешали многие технические и организационные проблемы. Но в КБ В.П. Макеева за два-три года был сделан огромный технологический рывок, создавший условия для достижения паритета с американцами на ближайшие десятилетия. Первая малогабаритная ракета Р-27, принятая на вооружение в 1968 г., по дальности полета (2400 км) хоть и немного уступала усовершенствованному «Поларису», но показала, что структурное отставание от США ликвидировано. Уже во время лётных испытаний ракеты американцы вынуждены были в корне пересмотреть свои взгляды на весь комплекс создания ракетного вооружения. Ракетами Р-27 были оснащены первые ракетные подводные крейсера стратегического назначения 667А проекта.
Разработка проекта ракеты Р-29 межконтинентальной дальности (7800 км) велась в конкурентной борьбе с сильным и опытным КБ академика В.Н. Челомея, где работал сын Н.С. Хрущева. Но макеевские ракеты оказались в 1,5 раза короче и легче, а также в 1,1 раза меньше по диаметру, чем у конкурентов и их проект победил.
Принципиальное «ноу-хау» Р-29 – двигатель второй ступени, утопленный в компоненте топлива для двигателя первой ступени, давшее значительный выигрыш в размерах ракеты. Проверкой качества работы КБ стала залповая ракетная стрельба на полную дальность из акватории Белого моря по полигону в районе Камчатки. Ракета РСМ-40 была принята на вооружение в 1972 г. На основе Р-29 была разработана космическая ракета-носитель «Высота». Дальнейшей её модификацией стала ракета РСМ-50, имеющая большую дальность и точность стрельбы. В 1983 г. на вооружение ВМФ была принята новая ракета макеевского КБ — РСМ-52, принципиально отличающаяся от своих предшественниц твердотопливным двигателем, потребовавшем изменения логики построения почти всех систем. Ракета получила десять боеголовок индивидуального наведения, упростилась и улучшилась её эксплуатация. Она стала последним детищем Виктора Петровича.
В.П. Макеев ушёл из жизни скоропостижно в день своего рождения 25 октября 1985 г. в 61 год, в самом расцвете творческих сил и возможностей, но дело его жизни бережно сохранено и развивается. В 1993 г. на основе его КБ был создан Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева, ныне очень авторитетное в мире ракетостроителей объединение. 25 октября 2019 г. Виктору Петровичу Макееву исполнилось бы 95 лет. В свете это юбилея следует отметить, что ракеты Р-29РМ и «Синева», последние из числа тех, в создании которых принял участие выдающийся учёный, до сих пор находятся в боевом строю на страже нашего Отечества.
В.П. Макеев сыграл заметную роль в развитии и благоустройстве г. Миасса. Под его руководством и при непосредственном участии велось строительство миасского Машгородка с торговым центром, гостиницей, дворцами культуры и спорта. При содействии В.П. Макеева были решены вопросы строительства и целевого финансирования важных городских объектов: ТЭЦ, ЛЭП, водохранилища и троллейбусного сообщения, телевизионной вышки, строительства нового железнодорожного вокзала и других объектов.
Кроме Ракетного центра, основного детища Виктора Петровича, его именем названы проспект в г. Миассе, улицы в г. Коломне и г. Челябинске, гидрографическое исследовательское судно и морской транспорт вооружения ВМФ России. Федерацией космонавтики РФ учреждена медаль имени академика В.П.Макеева. Также учреждены стипендии его имени в Челябинском университете, МАИ, МФТИ, Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова.
Александр Бондаренко