Волей истории имена многих российских героев Первой мировой войны оказались забытыми для нынешнего поколения. Одним из них был первый Георгиевский кавалер Русской Императорской Авиации — Вячеслав Матвеевич Ткачёв.
Весной 1965 года в Краснодаре умер одинокий старик, которого звали Вячеслав Матвеевич Ткачев.
Никто из его соседей не знал, что когда-то этот человек носил золотые генеральские погоны и командовал Военно-воздушными силами России на фронтах Первой мировой войны, а потом возглавлял авиацию Русской армии генерала Врангеля. Уроженцу Келермесской станицы Кубанского казачьего войска, подъесаулу Вячеславу Матвеевичу Ткачеву выпала честь служить и быть близким другом Героя Первой мировой войны Петра Николаевича Нестерова, который геройски погиб в первые месяцы войны совершая таранный удар австрийского самолёта. Окончив Нижегородский графа Аракчеева корпус, а затем Константиновское артиллерийское училище, В.М. Ткачев был выпущен в 1906 году во вторую Кубанскую казачью батарею. С 1910 года по 1912 год прикомандировывается на должность офицера-воспитателя в Одесский кадетский корпус. Пристрастившись к авиации, в 1911 году, он блестяще заканчивает Одесскую частную авиационную школу, а затем в 1912 году и офицерскую Севастопольскую школу авиационного отдела воздушного флота. В.М.Ткачев еще в мирное время завоевал себе славу бесстрашного авиатора, не щадившего своей жизни ради развития родного ему воздухоплавательного дела. В октябре 1913 года он устанавливает рекорд перелета. По собственной инициативе он вылетает на «Ньюпоре» из Киева, пролетает Бирзулу, Одессу, Херсон, Джанкой, Керч, Тамань и совершает посадку в Екатеринодаре. При этом, исключая остановки, он преодолевает этот громадный путь в четыре дня.
К началу Первой мировой войны подъесаул Ткачев назначен командиром 20-го корпусного авиаотряда, расквартированного в городе Лида. Главной и фактически единственной боевой задачей аэропланов в те времена была разведка. Высокую награду принес Ткачеву разведывательный полет 12 августа 1914 года во время Люблин-Холмской операции. Выполняя разведывательное задание один (без наблюдателя) зафиксировал движение неприятельских колонн, двигающихся к Люблину и установил их силу. Вынужденный лететь низко, подъесаул над Красником попал в сферу шрапнельного огня. Шрапнельные пули неоднократно попадали в крылья и корпус самолета. Под огнем, при отсутствии парашюта, мужественный офицер продолжал выполнять задание. Пробит масляный бак «Ньюпора», машина теряет высоту. Находчивый подъесаул, не выпуская из рук штурвала и спустившись почти на пол, затыкает дыру в баке ногой. В таком положении летчик посадил свой аппарат в расположении русских войск, едва не став жертвой пехотинцев, посчитавших его за австрийца. Осознавая всю важность собранной разведывательной информации для русского командования, Ткачев, позаимствовал у артиллеристов коня, и поскакал в штаб дивизии, куда и донес о ценных результатах разведки.
После этого он вернулся обратно за своим самолетом и в условиях отступления русских войск смог вывезти его, прицепив к проезжавшей двуколке. За ценные сведения, оказавшие большое влияние на ход боя, мужество и находчивость, а также за спасение самолета Вячеслав Матвеевич Ткачев был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. В телеграмме полученной Начальником кубанской области от его императорского высочества великого князя Александра Михайловича было отмечено: «Подъесаул Ткачев, военный летчик, начальник авиационного отряда, удостоился получить орден Святого Георгия. Эту высшую награду он заслужил за свои смелые разведки, пренебрегая своей жизнью и думая об исполнении долга перед Царем и Родиной. Он первым из наших доблестных орлов получил это высшее отличие. Душевно радуюсь сообщить об этом славному Кубанскому казачьему войску, сыны которого не только на земле, но и в воздухе покрывают себя неувядаемой славой».
Самоотверженно и умело действовал В. М. Ткачёв в период с 4 по 7 Июня 1915 года — несмотря на явную
опасность для жизни от смертельного огня зенитных батарей, он неоднократно пробивался в тыл неприятеля, собирая важные сведения. Встретившись с немецким аэропланом, вооружённым пулемётом, вступил с ним в поединок и обратил его в бегство. 4 Июля, производя воздушную разведку в районе рек Лины и Стыри, вскрыл сосредоточение сильной ударной германской группировки. В Августе 1916 года Ткачёв возглавил 1-ю истребительную авиагруппу, в которую вошли 2, 4 и 19-й авиаотряды. Свое первое боевое крещение лётчики авиагруппы получили во время прорыва воздушной блокады немецкой авиации в Сентябре 1916 года под Луцком. Тогда отважным русским пилотам удалось добиться существенного перелома в ходе борьбы за господство в воздухе. О том, что она носила ожесточённый характер, свидетельствует такой эпизод. 13 Сентября 7 русских истребителей, патрулировавших воздушное пространство над вторым эшелоном своих войск, перехватила группу из 8 немецких самолётов, пытавшихся прорваться к Луцку. Завязался бой. После потери 3 аэропланов противник вынужден был повернуть обратно, но русские лётчики продолжали его преследовать и уничтожили ещё несколько вражеских машин. Из этого полёта не вернулся один русский пилот. В начале 1917 года тридцатидвухлетний Ткачев стал Инспектором авиации Юго-Западного фронта. Тогда же вышла из печати его книга «Материал по тактике воздушного боя» — первое в России учебное пособие для фронтового летчика и командира авиаотряда. Вершиной служебной карьеры для В.М.Ткачева за годы Первой мировой войны стала его назначение на должность начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания 9 июня 1917 года.
Октябрьскую революцию 1917-го года, В.М.Ткачев воспринял враждебно. В марте 1918 года Вячеслав Матвеевич вступил в добровольческую армию. Летом 1918 года на занятой добровольцами территории юга России начали создаваться первые белогвардейские авиационные отряды. Ткачев возглавил 1-й Кубанский Авиаотряд. Постепенно численность белой авиации росла за счет трофеев и поставок авиатехники из Англии. Осенью деникинская армия, наступавшая на Москву, была разбита превосходящими силами красных. Генерал Врангель, сменивший ушедшего в отставку Деникина, 14 апреля назначил его главнокомандующим всей белой авиацией. Одновременно 34-летнему летчику было присвоено звание генерал-майора. Между тем белым пришлось отходить все дальше на юг, пока в апреле 1920 года они не оказались запертыми на Крымском полуострове. Ткачев эмигрировал в Югославию, где работал преподавателем в школе. После окончания Великой Отечественной войны он вернулся на Родину. Написал книгу «Крыля России (история Российской военной авиации) и повесть «Русский сокол» (Посвящена жизни и деятельности Петра Нестерова)».
Последные годы жил в Краснодаре скончался 25 марта 1965 года и был похоронен на Славянском кладбище Краснодара. В 1994 году на доме, где завершился жизненный путь прославленного летчика, была установлена мемориальная доска. На ее открытие прибыл главком авиации России генерал П. С. Дейнекин, а во время торжественной церемонии в небе над городом в четком парадном строю пронеслись летчики пилотажной группы «Русские витязи».
Литература:
1. Военная история «Воениздат» М.: 2006.
2. Махалин А. В. М. Ткачев — участник и историк воздушных сражений Великой войны //. Первая мировая война и участие в ней России. Ч. II. М.: 1994.
3. Николай Рутыч Биографический справочник высших чинов Добровольческой армии и Вооруженных Сил Юга России. Материалы к истории Белого движения. М.: 2002.
Габриэль Цобехия
Комментарий НА "ПЕРВЫЙ ГЕОРГИЕВСКИЙ КАВАЛЕР РУССКОЙ АВИАЦИИ"