Победа стала переломным моментом

195 лет назад, 30 мая (11 июня) 1829 года, русские войска под командованием генерал-адъютанта Ивана Дибича нанесли поражение почти вдвое превосходящей их турецкой армии под болгарским селом Кулевча. Данная виктория открыла дорогу на Константинополь, предначертала исход русско-турецкой войны 1828-1829 года.

Успешное завершение войны с Ираном развязало России руки в очередном противостояний с известным противником на Балканах и на Кавказе — Турцией. Русско-турецкая война 1828 — 1829 годов — военный конфликт между Российской и Османской империями, начавшийся в апреле 1828 года вследствие того, что Порта, после Наваринского сражения (октябрь 1827 года), в нарушение Аккерманской конвенции, закрыла пролив Босфор. В более широком контексте эта война стала следствием борьбы за сферы влияния между великими державами, вызванной греческой войной за независимость (1821–1832) от Османской империи. Жестокое подавление турками освободительного движения, начавшегося в 1821 г. в Греции, вызвало резко негативную реакцию сначала в России, а потом и во всей Европе. Даже Англия и Франция, традиционно рассматривавшие Турцию в качестве восточного противника России, вынуждены были на этот раз поддержать требование русского правительства и вмешаться в греческие дела.

 Россия, Англия, Франция, Австрия потребовали от султана предоставить Греции автономию. После отказа турецкого правительства выполнить это условие, было решено отправить к берегам Греции соединенную эскадру, чтобы принудить турок принять требования великих держав. Россия выделила наибольшую среди союзников эскадру под командованием вице-адмирала Л.П.Гейдена в составе 4-х линейных кораблей, 4-х фрегатов, 1-го корвета и 4-х бригов.

В начале октября 1827 г. русская, английская и французская эскадры соединились у острова Закинф. Командование над союзным флотом получил старший по чину английский вице-адмирал Кодрингтон. Флот получил предписание «силой воспрепятствовать» стоявшей в бухте Наварина турецкой эскадре оказывать помощь войскам, действующим против греческих повстанцев.

Несмотря на то, что турецкий флот в Наваринском сражении был наголову разгромлен, поражение не повлияла на жесткую позицию султана по отношению к грекам. В апреле 1828 г. русский МИД разослал европейским державам декларацию, объявлявшую, что в данных условиях Россия вынуждена начать войну с Турцией.

 Ситуация сложилась таким образом, что ни Англия, ни Франция, ни Австрия совершенно не заинтересованные в новом поражении Турции и соответственно усилении позиции России в бассейнах Средиземного и Черного морей, вынуждены были признать оправданность действии русского правительства, что позволяло России вести войну, не опасаясь враждебных действии со стороны великих держав. Воевать планировалось на двух театрах: на Балканах и на Кавказе. Главнокомандующим русской армией был назначен генерал-фельдмаршал П.Х.Витгенштейн, начальник Главного штаба генерал-адъютант И.И.Дибич полагал, что, если начать военные действия в начале весны, войну можно завершить в течение одной кампании.

Сражение при Кулевче

Недовольный тем, что кампания не завершилась, как планировалось за один год, Николай I заменил П.Х. Витгенштейна генерал-адъютантом И.И.Дибичем. Активные действия возобновились в мае 1829 года.

Против 40-тысячной турецкой армии Дибич имел 25 тыс. человек при 52 орудиях. Командующий русской армией Дибич атакой авангарда генерала Отрощенко заставил турок развернуть армию на невыгодной позиции и обнаружить расположение всех своих частей.

На помощь авангарду развернулся 2-й пехотный корпус генерала от кавалерии П.П.Палена. При этом между авангардом и частями 2-го корпуса образовался опасный разрыв, но турецкий командующий не воспользовался этим, потратив много времени на военный совет. Когда же турки попытались нанести удар в указанном направлении, подоспела конная батарея генерала И.К.Арнольди.  Следует сказать, что в битве при Лейпциге этот артиллерист получил тяжелое ранение и лишился ноги, но тем не менее продолжил служить.

12 орудий генерала Арнольди открыли ураганный огонь картечью, буквально сметая регулярную пехоту турок. Батарею Арнольди поддерживали 35 пушек Палена, во фланг атаковала подошедшая к полю боя бригада 2-й гусарской дивизии.

 Пользуясь замешательством неприятеля, Дибич начал общую атаку. Вновь отличились артиллеристы Арнольди, меткими выстрелами разгромившие вражескую батарею на опушке леса. Рашид-Паша не решился ввести в бой оставшуюся у него в резерве регулярную конницу и начал отходить. Отступление превратилось в бегство. Потери турок составили 6 тыс. убитыми и 2 тыс. пленными, русских – около 2500 раненых и убитых.

Успешно для русских развивались военные действия и на других участках. На Кавказе войска генерал-адъютанта Паскевича отразили все попытки турок перехватить инициативу. 27 июня 1829 г. был захвачен Эрзерум, столица Анатолии.

Успехи сухопутной армии были поддержаны русским флотом. 3 мая отряд капитана 1-го ранга И.С.Скаловского уничтожил турецкую. эскадру в составе линейного корабля, 2-х фрегатов, брига и 14 других судов. Мичман Трескин с несколькими матросами подошел на шлюпке к турецкому флагману и под сильнейшим неприятельским огнем поджег его. Турецкий корабль вспыхнул, после чего огонь перекинулся и на другие суда.

Дибич после победы под Кулевчей захватил Силистрию и начал с основными силами наступление за Балканы. Разбив турок у Сливно, русская армия 7 августа 1829 г. вошла в Адрианополь, поспешно оставленный гарнизоном.

Весть о приближении русских войск вызвала панику в Константинополе. Турецкое правительство поспешило с предложениями о мире.

Вместе с тем турки пытались затягивать переговоры, видимо очень надеялись на помощь Англии, а также на изменение обстановки и военного баланса на Балканах. Во второй половине августа турецкий полководец паша Мустафа со своей армией вошёл в Софию и двинулся к Филиппополю, с целью создать угрозу тыловым коммуникациям русских, в Адрианополе. Впрочем, русского генерала Дибича это не смутило, и он выдвинул ультиматум: если до 1 сентября мир не будет заключён, русская армия пойдёт на Константинополь. В доказательстве главнокомандующий выдвинул несколько отрядов к окраине турецкой столицы, где сразу началась паника.

Султан вынужден был повиноваться, и 2 сентября 1829 г. был заключен Адрианопольский мир, по которому Османская империя обязывалась полностью соблюдать условия не только Аккерманской, но и Лондонской конвенции. Также к России переходила значительная часть восточного Причерноморья с городами Анапа, Сухум и Суджук-Кале (крепость рядом с нынешним Новороссийском) и устье Дуная. Турция признавала власть России над Картли-Кахетинским царством, Имеретией, Мингрелией, Гурией, а также над Эриванским и Нахичеванским ханствами. Кроме того, Османская империя обязывалась предоставить Валахии и Молдавии внутреннюю автономию и 33- миллионную контрибуцию.

Таким образом, победа при Кулевче стала переломным моментом, определившим благоприятный для России исход войны.

Следует подчеркнуть, что генерал-адъютанту Ивану Дибичу эта победа, а также его роль в победоносном завершении войны принесли титул «Забалканский», чин генерал-фельдмаршала и орден святого Георгия 1-го класса.

Полковник Г.Цобехия

Лейтенант В. Клещев

Военный университет Минобороны РФ.