Последние дни валом идут сообщения о потопленном на Севере доке. Кто с грустью сообщает, а кто со плохо скрываемым злорадством. Я тоже хочу поучаствовать в освещении этого события. Во-первых, выразить соболезнование пострадавшим — скорого им выздоровления. А во-вторых, поделюсь информацией о самом доке, о том, как и при каких обстоятельствах он был закуплен. В этой связи приведу отрывок интервью с выдающимся военным строителем Героем Социалистического Труда генерал-лейтенантом Алексеем Алексеевичем Макарычевым. В описываемое время он был начальном Строительного управления Северного флота. Вот его рассказ:
— Нам пришлось участвовать в решении еще одной очень важной проблемы, имеющей международный аспект. В состав Северного флота вводился наш первый авианосец «Киев». Но для его докования нужен был плавучий док, которого у нас не было. Наше руководство заказало его в Швеции. Страна эта нейтральная, но тут она сыграла на стороне наших вероятных противников. Они решили хитро поступить: взять наши деньги, сделать плавучий док, но, по просьбе руководства НАТО, выпустить его в нейтральные воды во время штормов. Это был конец сентября – начало октября. План был таков: док не дойдет к нашим берегам и благополучно пойдет на дно под ударами осенних штормов и бурь.
Вы знаете, вначале их план стал реализовываться, мы оказались слабо подготовленными. Я был в группе первого заместителя командующего флотом вице-адмирала Владимира Сергеевича Круглякова, который лично руководил приемкой этого плавучего дока. Как строители мы подготовили 24 подводных якоря, вывели фалы, чтобы потом быстренько закрепить. Но у нас в стране не было буксиров большой мощности, поэтому цугом (один за другим) шли 15 буксиров – они должны были тащить док на Кольский полуостров.
Но если Швеция сыграла за НАТО, то северная природа – за нас. Слава Богу, они не дотащили док до нейтральных вод, не успели его нам передать, и его выкинуло на берег еще в их водах. Был составлен акт, что груз не получили. Они принялись ремонтировать плавдок, а мы тут же заказали в Японии буксир в 15 000 сил, который уже к новому году был готов. Время прошло, и вот исполнители опять момент сдачи подтянули к сентябрю; начались северные шторма и бури. И снова матушка-природа сыграла на стороне коммунистов-большевиков. Шторм пошел не на СССР, а на Англию. И плавдок мы принимали при штилевой погоде. Море в идеальном состоянии. Имея такой мощный буксир, успели за сутки дойти до Росляково, сейчас это жилой район города Мурманска, до 2015 года – посёлок городского типа. У нас все было готово, там целый год стояли якоря. Мы за сутки все раскрепили, поставили его на якоря, а через сутки пришел дикий шторм. Но у нас-то уже все готово и док устоял.
Жалко, конечно, что тогда он устоял, а в наши дни утопили. Но док можно вытащить из воды и, конечно, это будет сделано, он еще послужит нашему флоту.
Эксклюзивные подробности жизни и работы как Алексея Алексеевича Макарычева, так и многих других выдающихся военных строителей можно будет узнать из книги, которая скоро увидит свет. Она называется «След на земле. Строительство военных объектов России в экстремальных условиях».
Владимир Галайко