75 лет назад 22 сентября 1944 года в результате Таллиннской фронтовой наступательной операции, передовые части Ленинградского фронта при поддержке Балтийского флота, освободили столицу советской Эстонии город Таллин.
Разгром группировки немецко-фашистских войск в Прибалтике, осуществленный в сентябре – октябре 1944 г., вошел в историю Великой отечественной войны, как восьмой удар года решающих побед.
Гитлеровское командование все еще рассматривало Прибалтику с одной стороны как плацдарм для действий против Ленинграда, а с другой – как «балтийский бастион», прикрывающие восточные границы Германии. Немецко-фашистские захватчики учитывали также большое военное значение островов, расположенных у восточного берега Балтийского моря, особенно остров Хиума (Даго) и остров Саарема (Эзель). Эти острова могли быть использованы немецким флотом, как базы для операций в Финском заливе.
Оккупация Прибалтики давала гитлеровским грабителям и материальные выгоды. В частности, они были крайне заинтересованы в эстонском сланце, при помощи которого пополняли свои быстроисчезающие запасы горючего.
В политическом отношении потеря Прибалтики лишала фашистскую Германию влияния на северного союзника – Финляндию, а также могла привести к изменению политики Швеции, которая формально соблюдала «нейтралитет», а на деле продолжала поставлять Германии необходимую ей железную руду.
Наконец, Прибалтика была немаловажным козырем в руках гитлеровцев в тех тайных переговорах, которые они вели с американо-английскими кругами о заключении сепаратного мира.
Чтобы удержать за собой прибалтийский плацдарм, гитлеровское командование осуществило здесь многочисленные оборонительные мероприятия. Вся линия фронта была сильно укреплена. На громадном пространстве тянулись оборонительные полосы с большим числом траншей, усиленных долговременными огневыми сооружениями и разнообразными противотанковыми и противопехотными препятствиями. Оборонительные полосы опирались на укрепленные районы и большое число опорных пунктов. По мнению немецких военных инженеров, отдельные участки созданной здесь обороны могли соперничать с финской «линией Маннергейма». Особенно сильно был укреплен участок между Нарвой и Чудским озером.
Следует сказать, что развивая успех пятого сокрушительного удара, советские войска в июле – августе развернули активные наступательные действия и в Прибалтике. В результате, к концу августа 1944 г. почти половина всей территории советской Прибалтики была освобождена от фашистских захватчиков. Под ударами 3-го, 2-го и 1-го Прибалтийских, 3-го Белорусского фронтов гитлеровские войска были отброшены в глубь Прибалтики. К концу августа была освобождена юго-восточная часть Эстонии и большая часть Латвии. Немецкие войска, вынужденные отходить к западу в направлении на Таллин и Валгу и к юго-западу на Ригу, охватывались с суши плотным полукольцом советских войск.
Стратегически замысел новой операции состоял в том, чтобы изолировать группировку немецких войск в Прибалтике от остальных сил немецко-фашистской армии, расчленить ее на части и уничтожить.
Войска Ленинградского фронта, выполняя план Ставки Верховного Главнокомандования, готовили два удара. Один из них наносился с нарвского плацдарма на железнодорожный узел Раквере. Этот удар имел целью прорвать вражескую оборону на перешейке между Финским заливом и Чудским озером и оттеснить оборонявшиеся здесь войска на запад под удар другой группы войск фронта, наступавшей с юга, из района Тарту.
В последующем наступление Ленинградского фронта должно было развиваться в двух направлениях: на запад – к Таллину и на юго-запад – к портам Рижского залива.
Подготовка к наступлению закончилась в первой половине сентября. Решающее наступление в Прибалтике началась 14 сентября 1944 г., в нем участвовали 3-й, 2-й и 1-й Прибалтийские фронты. 17 сентября перешли в наступление и войска Ленинградского фронта. Прорыв вражеской обороны почти на всех участках был сопряжен с форсированием рек, что стоило войскам дополнительных трудностей. В операции принимал активное участие Балтийский флот.
17 сентября на участке между Чудским озером и оз. Выртс-Ярв, из района Тарту, войска левого крыла Ленинградского фронта нанесли мощный удар по правофланговым соединениям немецкой армейской группы «Нарва» и вынудили их начать отступление в северном направлении. Наши передовые части на этом направлении продвинулись почти на 100 км. и к исходу дня 21 сентября вышли в район юго-восточнее железнодорожной станции Раквере.
Это решительным образом способствовало успеху правого крыла Ленинградского фронта, развернувших наступление с нарвского плацдарма 19 сентября. Противник под угрозой окружения начал поспешный отход.
21 сентября обе группы войск Ленинградского фронта, соединились в районе Реквере. Немецкая армейская группа «Нарва» понесла тяжелые потери и от окончательного уничтожения спаслась только поспешным отходом.
Советским войскам открылся путь к столице Эстонской ССР – Таллину и портам, расположенным на побережье Балтийского моря. Освобождаемое население Эстонии повсеместно оказывало наступающим войскам радостный прем.
Войска Ленинградского фронта, соединившись, развернули преследование противника. Ввиду быстрых темпов наступления основная роль в операции выпала на долю подвижных соединений. Первым подошли к Таллину мотострелковые и танковые части. После короткого боя на окраинах города 22 сентября они вступили в Таллин.
Успех был, достигнут благодаря хорошо организованному взаимодействию всех родов войск, созданию сильных подвижных групп. Широкое применение маневра, энергичные и решительные действия Красной Армии не позволили противнику закрепляться на новых рубежах. Вместе с тем, советским войскам не удалось разгромить или окружить немецкую группировку, которая ускользнула в Латвию и закрепилась в Курляндском котле.
Потери войск Ленинградского фронта составили около 6200 человек убитыми и более 22 500 ранеными, потери Балтийского фронта — 258 погибших, свыше 1500 раненых. В операции было уничтожено 30 000 солдат вермахта, 15 745 захвачено в плен. Сожжено, либо захвачено трофеями 175 танков и самоходных орудий.
Быстрое продвижение наших войск спасло Таллин от разрушения. Немецкие саперы не успели произвести взрывы. Сотни тонн взрывчатых веществ были извлечены нашими воинами из-под различных зданий. В сохранении народного достояния от разрушения значительную роль сыграли сами жители столицы, с оружием в руках вставшие на его защиту.
Полковник Г. Цобехия
Военный университет МО РФ