Московские новости
ОБАМА НАСТУПАЕТ ПО ТИХОМУ
Шеф Пентагона Леон Панетта объявил, что к 2020 году основная военно-морская мощь США будет сосредоточена в Тихоокеанском регионе. Если ныне баланс между силами американского флота на Тихом океане и в Атлантике примерно 50 на 50, то к концу десятилетия он составит 60 к 40. На Тихом океане будут находиться шесть авианосцев, основная часть крейсеров, эсминцев, боевых кораблей прибрежной зоны, подводных лодок. В Австралии, Сингапуре и на Филиппинах появятся тренировочные центры и пункты базирования США. После перемещения части американских морпехов с японского острова Окинава на остров Гуам там возникнет новый «стратегический узел» США на Тихом океане.
США привыкли считать весь Тихий своей зоной «национальных интересов» и требуют от Китая уважать «основанный на правилах порядок», который был создан шесть десятилетий назад. Однако проблема кроется в том, что тихоокеанский мировой порядок эпохи холодной войны не предполагал, что Китай превратится в экономического гиганта и у него появятся свои геополитические интересы.
В 2011 году Китай потратил на военные нужды около $180 млрд (США — более $500 млрд.). Пекин строит современные ракетные комплексы, испытывает малозаметный для радаров истребитель пятого поколения и достроенный собственными силами купленный у Украины советский авианосец «Варяг». Вскоре, по мнению экспертов, Китай создаст собственные авианосцы.
Стремительное изменение баланса сил происходит на фоне незатухающих территориальных споров, в которых Китаю противостоят союзники США в регионе. Их обострение может поставить две державы перед угрозой прямого военного столкновения.
СПРАТЛИ И ПАРАСЕЛЬСКИЕ ОСТРОВА
Главным источником напряженности в регионе стал архипелаг Спратли, где Китай все чаще вступает в споры с Филиппинами и Вьетнамом. Рядом с этими островами проходит важный судоходный путь, по которому нефть с Ближнего Востока идет к потребителям в Восточную Азию. Эти примерно 700 островков, атоллов, рифов и отмелей с общей площадью суши около 10 кв. км имеют стратегические позиции, рядом расположены богатые углеводородные ресурсы.
Пекин настаивает, что все острова были открыты китайскими мореходами тысячу лет назад. Первое крупное военное столкновение здесь произошло в 1974 году, когда китайский флот вступил в противостояние с кораблями Южного Вьетнама. В итоге Пекин полностью взял под контроль Парасельские острова. Уже после объединения Вьетнама в 1988 году произошел новый морской конфликт из-за Спратли, в котором погибли 64 вьетнамских моряка. Сегодня к спорам о том, кто и где может здесь ловить рыбу, добавились разногласия по поводу освоения подводных нефтегазовых месторождений.
Спор вокруг Спратли толкает Вьетнам и Филиппины к сближению с США. Пока, однако, Вашингтон продолжает критиковать Ханой за нарушения прав человека и отвергает его просьбы о поставке современного оружия. С Филиппинами таких проблем нет. Вашингтон помогает Маниле в разработке планов модернизации армии и обещает самую современную технику для контроля за китайскими перемещениями вокруг Спратли — радары, патрульные корабли, самолеты-разведчики. Манила является главным кандидатом на роль «опасного союзника», способного в пылу территориального спора втянуть США в вооруженный конфликт.
В апреле этого года отношения Филиппин и Китая серьезно обострились, когда филиппинские корабли попытались выдворить из района спорного рифа Скарборо китайские рыболовные суда. На защиту рыбаков Китай направил свои военные корабли. Как раз в разгар противостояния на Скарборо 7 тыс. военнослужащих США и Филиппин провели совместные учения по высадке десанта для освобождения острова, захваченного «вооруженными боевиками». В конце июня Китай начал боевое патрулирование близ Спратли.
США не скрывают, что не хотят оставлять страны региона один на один с Китаем, и призывают Пекин к многостороннему урегулированию территориального спора. Но тот считает возможным вести лишь двусторонние переговоры.
СЭНКАКУ
Все более напряженными становятся территориальные споры между Китаем и Японией — ключевым военным союзником США на Тихом океане. Поворотным моментом стал сентябрь 2010 года, когда рядом со спорными островами Сэнкаку в Восточно-Китайском море произошло столкновение китайского рыболовного судна и японского патрульного корабля.
Япония захватила китайские острова Сэнкаку в 1890-е годы. После второй мировой островами вместе с Окинавой управляли американцы. Когда в начале 70-х США вернули острова Японии, вопрос об их принадлежности снова возник в повестке дня, но добиться прогресса Пекину не удалось. Вашингтон связан с Токио договором о безопасности, и в случае вооруженного японо-китайского конфликта из-за островов американцам придется в него вмешаться.
После спора осенью 2010 года Китай прервал переговоры с Японией о разработке газовых месторождений в Восточно-Китайском море, расположенных на пересечении эксклюзивных экономических зон двух стран. Япония то и дело обвиняет Китай в незаконном бурении и попытках выкачать газ с месторождений, расположенных по ее сторону от разделительной линии. Дележка дефицитного сырья может стать еще одной причиной конфликта Токио и Пекина, в который может быть вовлечен Вашингтон.
ТАЙВАНЬ
Единственный спорный регион в Тихом океане, напряжение вокруг которого не растет, а, наоборот, спадает, — это Тайвань, который откололся от Китая в 1949 году после гражданской войны. Кошмарный сценарий для мира в регионе — Тайбэй провозглашает независимость при молчаливой поддержке США, а Пекин отвечает на это военной операцией против сепаратистов — становится все менее вероятным.
Пиком напряженности стал 1996 год, когда Пекин провел ракетные стрельбы около Тайваня, попытавшись накануне президентских выборов на острове припугнуть местных избирателей. Американцы в ответ подогнали к Тайваню пару авианосцев, продемонстрировав свою силу и неспособность Пекина найти ей адекватный противовес.
Китайские руководители извлекли урок из тех событий. Они отказались от прямолинейного запугивания Тайваня и сделали ставку на экономическое сближение. Эта стратегия принесла успех. После того как в 2008 году президентом острова стал представитель партии Гоминьдан, ориентированной на сотрудничество с материком, Пекин и Тайбэй сумели отказаться от воинственной риторики.
ПУТЬ НАПРЯЖЕННОСТИ
На словах США отрицают, что создают в регионе антикитайский альянс. Однако в Китае маневры Вашингтона в Тихом океане рассматривают как угрозу. В Пекине полагают, что американцы умышленно привлекают внимание к территориальным проблемам, желая посильнее напугать страны региона и побудить их искать защиты у США.
Эта ситуация чем-то напоминает споры США и России по проблеме ПРО: поток американских мирных заверений не убеждает собеседника, а лишь вызывает у него тревогу. Китай копирует тактику США так, как понимает ее: на словах говорит о приверженности миру и стабильности, а сам наращивает военные программы. Одновременно Пекин создает собственные партнерские отношения с региональными державами. В апреле прошли российско-китайские военно-морские маневры, в ходе которых помимо спасательных операций моряки двух стран отрабатывали борьбу с подводными лодками противника. Москва и Пекин намерены продолжать проводить военно-морские учения, показывая США, что американское господство на Тихом океане не будет безраздельным.
Стремление США сыграть на противоречиях Китая со странами региона может оказаться опасным. Если кто-то из соседей Китая решится на военное столкновение с Пекином из-за спорных территорий, США окажутся в незавидном положении. Локальный вооруженный конфликт с участием американцев и китайцев может нанести беспощадный удар по мировой экономике, а пресловутая защита свободы судоходства в Южно-Китайском море обернется транспортным параличом. С другой стороны, отказ поддержать союзника подорвет репутацию США как всемогущей военной державы, способной навязать свои правила игры в любой части планеты.
Комментарий НА "Противостояние США и Китая в Тихом океане"