Мы и техника

Техника живет по своим законам, и самый грамотный инженер втайне осознает, что он только думает, что их знает. (законы эксплуатации вверенной тебе матчасти).

     Если какие-либо действия по обслуживанию техники могут быть выполнены не так, как надо, обязательно найдется тот, кто так и сделает.

 Следствия:

  а) перекроют тот клапан, который ни в коем случае нельзя перекрывать;

     б) если предохранитель сгорает, его поменяют на более мощный, и ценный прибор сгорит первым, героически защитив собой предохранитель;

     в) невероятным образом подключат какой-либо прибор или устройство к большему напряжению, чем его конструктор вообще мог себе представить;

     г) штепсельный разъем или фидер питания, проявив техническую находчи­вость, всунут не в то гнездо, даже в том случае, если это, на первый взгляд, и невозможно;

     д ) шайбу или уплотнитель вставят не той стороной;

     е) защитный экран установят не в ту сторону;

     ж) переключатель режимов переведут совсем не туда, куда нужно;

     з ) тот, кто должен был бы все это проверить, будет не в состоянии это сде­лать ровно до подачи питания или давления в систему.

     Кстати,  известный всем адмирал Степан Осипович  Макаров изобрел свой бронебойный наконечник именно потому, что  его «бойцы», по своей оплошности, поставили под снаряды  броневые плиты на испытательном стенде   не той, которой нужно,   а  т.н.  «мягкой» стороной. Но только у него появилось эв­ристическое озарение  от полученного неожиданного эффекта.

     Если командир боевой части серьезно думает, что грамотное обслуживание его материальной части еще кому-то, кроме  него, нужно, он крупно заблуж­дается. Следствие: такое заблуждение не может быть долгое время безнаказанным.

     На любую защиту от «дурака» найдется такой «дурак», который ее преодо­леет без особых усилий и напряжения мозговых извилин.

  Установка «защиты от дурака» не учитывает  дурака любознательного и технически грамотного.

   Нормальная система  предназначена для работы в нормальных условиях. В ненормальных условиях, для которых она вроде бы и предназначена, она работать не хочет. Поэтому, в боевых условиях  надежнее работают ненормальные, системы с неожиданными техническими решениями.

   Только истинная вера в то, что наши офицеры и мичманы никогда и ни за что не будут читать многотомные описания и инструкции позволяет представителям промышленности снабжать многотомными сопутствующими издании каждую систему и даже каждый прибор. Иначе корабельных  у офицеров  не осталось бы времени ни на что другое!

    Если  система имеет вероятность неустойчивой работы,  то найдется опера­тор, который создаст для этого все необходимые  условия…

     Сбой в работе, техническая поломка,  отказ прибора, системы  или устройства  в той или иной мере следуют  за операторской ошибкой.

     Отказ подсистемы или переход в работу в нештатном режиме повышает веро­ятность операторской ошибки  обратно пропорционально опыту работы и  прямо пропорционально склонности оператора к панике.

     Технические и программные блокировки гарантируют защиту устройства от дурака. Но не от изобретательного и находчивого.  Следствие:  Если вам ка­жется, что оставленный на боевом посту без присмотра матрос  не сможет сделать там ничего плохого, то это только на первый взгляд.

     Если есть правила техники безопасности, значит, есть и исключения. Знания техники безопасности вызывают у нарушителей какие-то муки совести, но уже потом, когда что ни — будь, серьезное и непоправимое,  уже произошло.

     Упавшая в трюм деталь обязательно попадет в самое труднодоступное ме­сто. Вероятность ее обнаружения и извлечения тем меньше, чем меньше их имеется в запасе.

     Сопротивление изоляции может упасть даже тогда, когда никто его и не «ро­нял».

     Сопротивление изоляции активнее всего сопротивляется своему восстановле­нию.

     Сопротивление изоляции тоже может упасть прямо в трюм. Через залитый забортной водой прибор или датчик, про который еще не знают.

     При поисках причины падения сопротивления изоляции, ее следствия пере­мещаются  из блока в блок и из системы в систему со скоростью большей, чем можете развить вы сами.

     Ни один трюм до конца сухим не бывает. Если его хорошенько не протерли перед самой проверкой. Протечки разных трубопроводов и арматуры на них так же неистребимы, как и жизненные неприятности.

     Если достаточно прослуживший трубопровод не подтекает снаружи, через разные фланцы и фильтры — значит, в нем ничего не течет внутри.

    Если что-то по системе течет — значит, оно где-то и протекает!

     Если прибор показывает отсутствие давления в трубопроводе, это еще не зна­чит, что его там нет. («Предупреждение пытающемуся открутить гайки на крышке фильтра гидравлической системы»)

     Если пробовать искать пропавшую фазу голыми руками, можно найти круп­ные неприятности на свое седалище.

     Если вы долго не можете найти на приборе, согласно описанию, нужные де­тали или элементы управления, значит,  вы изучаете не тот прибор.

     Если вы не можете найти на схеме нужные элементы, которые вы ясно ви­дите на приборе,  то, возможно, вы взяли схему не к тому прибору.

     На любой схеме  может не быть  отмечен именно тот участок цепи, на кото­ром случилась неисправность!

     Если в запасе имеется всего одна-единственная прокладка, то при сборке уст­ройства ее должны прорвать.

     Если что-то быстро покрасили, значит, краска быстро слезет. Почти везде. Но кроме тех мест, где ее вовсе быть не должно.

     Необходимая деталь или утерянный инструмент найдется в самом последнем ящике, а ключи — в последнем кармане.

     Подальше положишь — возьмет тот, кто случайно окажется поближе в ваше отсутствие.

     Закон неисчерпаемости командирских неприятностей: Чужой опыт полу­чения «техногенных» неприятностей никого ничему не учит.

     Следствия: а) если кто-то пострадает от электротравмы, остальные не пе­рестанут пользоваться приборами без заземления, разбитыми вилками и штекерами;

     б) каждый нарушитель и разгильдяй считает, что страдают и попадаются ду­раки и растяпы, а он — как раз наоборот;

     в) если кто-то пытается регулировать или ремонтировать приборы под напря­жением, то он будет это делать каждый раз, но ровно до тех пор, пока его самого, как следует,  не шарахнет током;

     г) если  кому-то будет лень искать спички, он попробует прикурить при по­мощи какого-нибудь убийственно-примитивного устройства от электродуги, причем, выберет напряжение «покруче». Если ему и вам повезет, он лишится только бровей, усов и части прически;

     д) в холодное время года на корабле будут действовать нелегальные нештат­ные электрогрелки, изготовленные из чего угодно, со всеми нарушениями всякой безопасности. По возможным побочным проявлениям они еще надеж­нее и эффективнее американского электрического стула для преступников.

     д1) количество этих грелок, а также ужасность их конструкции обратно про­порционально зависит от исправности вспомогательного котла и систем отопления на корабле и объективно свидетельствует об этом любому наблю­дательному офицеру. Чем котел работает хуже, тем примеры нарушения элек­тробезопасности будут ужаснее.

     е) после происшедшей где-то аварии неизбежно проверяется состояние того оборудования,  которое привело к этой аварии. Но не  к  вероятной будущей.

     Если груз поднят над палубой или трюмом (вообще, хоть как-то поднят), то обязательно найдется кто-то, кто постарается под него подлезть, дожидаясь с открытым ртом, пока уронят этот самый груз прямо на его бестолковую го­лову или беспечно отставленную ногу.

    Под летящим грузом мужик не перекрестится!

     Оборвавшийся трос должен стукнуть хоть одного зазевавшегося.

     Всякий оборвавшийся блок (такелажный), поднятый  груз норовит  попасть прямо в голову стоящему в «зоне досягаемости». Это же старается сделать даже самая паршивая сосулька с вант  или антенн.

     Прокладка на паровом клапане прорвется в тот момент, когда кто-то ока­жется под струей пара.

     Случайный удар или толчок придется именно на место дефектной пайки схем прибора или сварки паропровода и манометрической трубки.

     Случайное превышение рабочего давления случайно же  придется именно на участок паропровода с дефектной сборкой.

     Личный состав может «уронить давление» в паропроводе, вызвав возмущен­ную реакцию автоматики в самый неподходящий момент, допустим, пытаясь прокипятить свою робу под струей пара от трубки вентиляции датчика манометра.

     Если, начиная возиться с прибором, вы случайно забудете снять обручаль­ное кольцо, то оно обязательно должно зацепиться за какой-то контакт, да еще под  напряжением. Или просто за какой-то предмет, стараясь сделать так, чтобы вы сами оторвали себе собственный  палец с его (символа супружеской верности) помощью.

     Самыми вероятными неисправностями приборов и систем в море будут са­мые невероятные.

     Не ремонтируй того, что пока еще работает! (Закон Е.Панова).

Следствие 1: не чини ничего, не проверив, что это действительно сломалось. Может быть, просто сработала какая-то блокировка или пропал один из видов питания.

Следствие 2: Не улучшай  и не модернизируй  того, что и так хорошо работает! Последствия модернизации приводят  к непредсказуемым  поломкам.

Следствие 3: Не рационализируй  устройства и приборы без анализа возможных последствий! И даже никому не предлагай!

     Инженера — ремонтника часто сравнивают с врачом. Однако,  врачу проще — ему уже  не надо убеждать свое начальство, что трупы не реанимируются, а просто закапываются.

     Ремонт  любой техники, состоящей из более чем трех деталей —  это такое же, как секс,  утомительное занятие, от которого трудно оторваться по своей воле.  Однако, ремонт требует гораздо большего воображения, знаний и практики, а также допускают помощь  коллег и старших товарищей.  В случае его удачного завершения испытываешь явно большее удовольствие и облегчение.

     Бригада  представителей промышленности по обслуживанию гарантийной техники, как правило, устраняет прежде всего только те неисправности,  с которыми вы в состоянии и сами справиться.

    «Мне не надо перечислять всего того, что у вас  уцелело, скажите, что именно у вас сломалось!»

     Крупная неисправность  заметна сразу,  но требует много сил, особых условий и времени для ее устранения. Неисправность электронной системы требует много времени, привлечения опытных специалистов на ее поиски и минимум —   для ее устранения.

    Спецключи  для монтажа и демонтажа  аппаратуры, устройств и приборов изобретаются и изготавливаются тогда и только тогда, когда после установки рядом с данным объектом приборов других технических систем  к его гайкам, винтам и регу­лировочным органам иначе просто не подлезть.

     Чем  больше  система содержит в себе подсистем, блоков, деталей линий питания и прямой и обратной связи, тем больше вероятность ее отказов, причину которых установить сразу практически невозможно.

      Если вы устранили одну неисправность в одной из подсистем, значит, неисправность или сбой вполне могут произойти  и в другой.

      Если новая система внедряется, настраивается  больше пяти лет, и все равно происходят разные систематические сбои — 1) она нежизнеспособна от рождения. 2) она уже  морально устарела. 3) где-то уже есть аналогичная сис­тема  на современной элементной базе, превосходящая по своим боевым и техническим качествам эту многострадальную технику.

     Прежде чем запрашивать подачу питания, убедись, что все твои подчинен­ные убрали свои конечности от токоведущих деталей.

     Аварийные средства смогут работать не во всех аварийных ситуациях, кото­рые произойдут с вашим кораблем.

     Аварийные средства могут быть выведены из строя еще до аварии.

     Если что-то удалось запихать или засунуть куда-то (в ящик, емкость, нишу), то это еще не значит, что вам его оттуда удастся вытащить. Не разломав это самое «что-то».

     Если откачать воду из какого-либо корабельного помещения никак не уда­ется,  то это значит, что вы пытаетесь перекачать океан своим насосом из од­ного отверстия в другое.

     Аварийные аккумуляторные фонари оказываются разряженными как раз к моменту аварии

     Забирая приборы из мастерских, убедитесь: а не остались ли у них на рабо­чих столах «лишние» запчасти после их сборки, без которых вы потом не обойдетесь.

     В ремонтных мастерских ваши приборы и станции вполне могут укомплекто­вать вместо относительно новых деталями от «радиомамонтов», почивших естественной смертью, и убедить, что так оно и было.

     Если вы включили прибор, а он не работает, что бы вы с ним ни делали, — внимательно прочтите инструкции.

     К чтению инструкции приступают только после неоднократных провалов применения «методов прямого тыка». Инструкция становится понятной, ко­гда при попытке исправить поломку вдруг находишь пункт, строго запре­щающий делать то, что вы всегда делали, успешно добившись этой самой по­ломки, которую уже битый час теперь пытаетесь устранить.

     Горькое дополнение «смутного времени»: если вы выполнили все требова­ния инструкции, но прибор (устройство) все равно не работает, то по­смотрите, где его содержимое всякие там микросхемы, полупроводники, кон­денсаторы и трансформаторы. Может быть, все они уже не в корпусе прибора, а в пункте приема лома цветных и редкоземельных металлов.

     Матросов теперь больше волнует то, из каких металлов сделан прибор, чем-то, для чего он предназначен.

     Запуская комплекс, вводя в действие систему, убедитесь, что не все его блоки еще «раскурочили».

   Если техника не работает какое-то время, но находится в зоне бесконтрольной досягаемости матросов — она  может больше и не работать вообще в дальнейшем

     Эксплуатация — это неизбежный процесс уверенного превращения техниче­ских средств в металлический лом.

     Кажущийся неисправным прибор начнет работать, как ни в чем не бывало, издеваясь над вами, если его просто разобрать и снова собрать или просто вытащить из гнезда и вставить обратно.

     В присутствии представителей промышленности, инженеров из бригад гаран­тийного обслуживания новой техники эта самая техника дает меньшее количество сбоев и отказов на единицу времени, чем в любой другой период эксплуатации. При них вам никогда не удастся наглядно продемонстрировать какой-либо редкий,  но самый вредный ее отказ.

     При установке новой техники  на месте и ее испытаниях  даже генеральный конструктор с удивлением отмечает в ней проявления неизвестных ему са­мому качеств.

    Если  прибор, устройство, инструмент не имеют изначально второго, мир­ного назначения в бытовых целях, то матросы все равно его придумают.

     Кабель — трассы в отсеках корабля предназначены для скопления пыли, му­сора и посторонних предметов (на подводных лодках),  а на надводных ко­раблях, ко всему еще и  играют роль транспортных коридоров для крыс.

     Если ваш подчиненный отвечает, что он знает устройство (прибора, системы и т.д.), но вы сами этого за ним не замечали, все-таки проверьте его знания и умения  до того, пока он всю эту вашу технику не обезвредил.

     В водонепроницаемый прибор рано или поздно вода обязательно проникнет.

     Всякое водонепроницаемое  покрытие и или уплотнение со временем стано­вится проницаемым.

     Повреждение ударопрочной упаковки свидетельствует о том, что до этого ее так сильно еще не били. Тем более на заводских испытаниях.

     Ударопрочная упаковка защищает прибор от случайных ударов, на разруши­тельные специальные удары, которые наносятся по ней при перегруз­ках с транспорта на транспорт, или с места на место, никто не рассчитывает, ибо любознательность нашего личного состава в расчет никем не берется. А зря!

     Конденсат, скапливаясь на подволоке, будет стекать именно туда, где влага уверенно может что-то замкнуть или испортить. На самый худой конец, она размоет какой-нибудь плакат, вычерченную схему или чернила на документе,    растворит и размажет тушь на карте или схеме.

     Вода, прорываясь в корабельные  помещения, сразу выводит из строя са­мые новые и необходимые приборы.

     Блок, требующий замены, всегда находится в самом труднодоступном месте. Для его замены нужно будет разобрать в кратчайший срок пол-отсека, а верхние блоки будут нагло издеваться.

     Вероятность выхода из строя  техники обратно пропорциональна  необходимости в ней в ближайшее же время.

     Самая сложная в ремонте техника выходит из строя сразу по истечению гарантийного срока.

     Как только удастся дотащить «переноску» в дебри трубопроводов трюма машинного отделения, так она тут же перестанет работать.

     Как  только  трудный  ремонт завершен, так сразу становится ясно, как его надо было,  оказывается, проводить с самого начала! Как было не нужно — тоже. Сила — она в заднем уме!

     Если в описании приведены типовые неисправности прибора, то у вас прояв­ляются почему-то нетиповые. Потому что «типовые неисправности» нормальные люди и неисправностями-то не считают.

     Если дано следствие и перечень возможных  причин неисправности или аварии,  то самой вероятной истинной причиной будет самая простейшая.

     Следствие: в формировании и проявлении этой причины, так или иначе, обязательно «приложил свою руку» человеческий фактор. Особенно — слабо подготовленный, но сильно самоуверенный и любопытный.  Или ленивый…

     Если не знаешь, что происходит в технике  после нажатия кнопки или пере­ключения манипулятора  — лучше не нажимай, это — к вероятным неприятностям! И малым, и — большим!

     После того, как будут выполнены все нужные действия, начнут пробоваться все ненужные.

     Количество вероятных технических решений всегда превосходит ваши физические и ма­териальные возможности.

     Самое лучшее принципиальное решение технической проблемы не имеет прак­тического материального обеспечения его реализации.

     Новое техническое решение — это еще и ваша новая головная боль.

     Любая умная новая техническая находка требует длительного доведения «до ума». После этого самого доведения, на определенном этапе она утрачивает свою уникальность и начинает работать хуже, чем от нее ожидали…

     Компьютер отличается от мозга тем, что им чаще пользуются. Чем больше разнообразных вспомогательных программ, тем человек реже использует свои знания и навыки.

     Решение технической проблемы часто лежит на поверхности. Но, чтобы это понять, надо «копнуть» достаточно глубоко в теорию.

     Если в отсеке корабля, подводной лодки находятся несовместимые рабочие среды (ВВД, гидравлика, электроприборы, вода, масло, регенерация и т.д., что неизбежно), то в определенный момент сложится ситуация, которая со­вместит их в самом неподходящем месте. И в самое неподходящее время! У этой «ситуации», скорее всего, будут конкретные фамилии, как установит проведенное расследование.

     Если из описания (прибора, устройства и т.д.) выдрана всего одна схема, она будет именно той, которая вам сейчас просто позарез необходима.

     Следствие: на соседнем корабле этого описания вообще не найдут.

     Если вы легко достали из оригинальной упаковки прибор, то засунуть его об­ратно будет значительно труднее.

     Эпизодическая любовь к технике никогда не бывает взаимной.

     Пружина в каком-либо механизме, которая разжалась, сжиматься обратно не собирается. Попытки запихнуть ее обратно приведут к разрушению другого механизма.

     При установке прибора на месте должно выясниться, что в комплектации прибора нет какой-то детали, коммутационного кабеля и т.д., без которого ввод в строй прибора должен быть отложен на неопределенное время.

     Если в комплект прибора ошибочно вложено описание другой модификации, то именно он потребует вашего внимания в море, где его родное описание взять негде.

     Если вы уже совсем разобрали прибор и не поймете в чем дело, проверьте, наконец, предохранители и питание на разъемах. Прочтите же, наконец, инст­рукцию и хорошенько встряхните прибор.

     Посмотрите, наконец, на ключи, переключатели и тумблеры — какая-то любопытная … товарищ обязательно оставила их в другом положении, вопреки инструкции!

   Хуже всего специалистам дивизиона движения — они, при всем желании, не могут поднять и встряхнуть свою закапризничавшую технику. Зная точно о причинах неисправности, они никогда не могут ее устранить одним тычком отвертки, как где-то в РТС. Но зато там ищут неисправность значительно дольше…

     Электромагнитный или механический переключатель на какой-либо системе будет оставлен и забыт в самом неподходящем положении. Последствия тоже будут неподходящими для вашего поощрения.

     Если измерительный прибор упорно показывает вам «погоду в Африке», зна­чит, датчик уже стянули.

     Далеко не все то, что вскрыто и разобрано вашими подчиненными, удастся собрать и вновь закрыть под крышки блоков даже достаточно опытным спе­циалистам.

     Только отечественный прибор способен работать лучше после того, как его уронили на палубу.

     Только отечественный прибор может показывать истинное состояние изме­ряемой среды после того, как у него разбили датчик.

     Только отечественный прибор может вытерпеть энергичные постукивания по своему корпусу, выслушать убийственные характеристики в свой адрес, а после всего этого улучшить свои рабочие характеристики. Нежный и дорогой «японец» от такого обращения сразу теряет всякое сознание или вообще «за­гибается» и «замыкается в себе».

     Наши приборы, безусловно, прочнее импортных. Иностранным конструкто­рам и изготовителям почему-то не приходит в голову, что их детища будут ронять на стальную палубу, а также встряхивать, бить кулаком и пинать но­гами.

      Если  пуск (выстрел или залп) не произошел вследствие одной неисправности (сбоя, отказа) , то в следующий раз он не произойдет совсем по другой причине.

     Отечественный прибор рассчитан не только на выполнение своих функций, но и на отражение всяких боевых внешних воздействий, ударов  стихии, мел­ких нечаянных или продуманных диким умом, диверсий своих дураков и прямого попадания оружия противника.

     «Захваленная» техника в определенный период может давать такие же неожи­данные сбои, как и зазнавшийся человек.

     Любой прибор, требующий при установке регулировки и наладки, как пра­вило, не поддается ни тому, ни другому в корабельных условиях. После попы­ток его отрегулировать он будет вести себя еще хуже. Самое интересное, что на стенде в мастерской эта поумневшая железяка будет выдавать результаты лучше паспортных.

     Все заложенные конструктором возможности в систему невозможно полно­стью использовать из-за несовершенства сопутствующих систем и подсистем.

     Полные знания устройства сложной системы и освоение ее боевых техниче­ских возможностей затрудняются упрощенным применением в повседневной жизни.

   Всякая многофункциональная  система  решает  технические задачи каждого направления хуже, чем специальная система, но, тем не менее, обладает выра­женными недостатками каждой из спецсистем в интегрированном виде.

    Результаты попыток впихнуть в создаваемый  корабль (самолет) все поже­лания  разных заинтересованных ведомств-заказчиков, а также  стремление сделать его самым комплексным в мире,  каждый раз убеждают  в справедливости постулата Козьмы Пруткова: «Нельзя объять необъятное»

     Значительная часть функций, а следовательно, блоков и  деталей сложной системы практически не используется.

     Часть приборов и подсистем в вашей системе предназначены для взаимодей­ствия с системами, которые на ваш корабль не поставили.

    Части системы, установленные на месте, оказываются дублирующими функции друг друга — к удивлению разработчиков.

     Выход из строя одной системы может сделать взаимодействующие системы практически малопригодными.

     Всю систему в целом и большую часть ее периферийных деталей   на ко­рабле представляет тем меньше людей, чем раньше она на него была постав­лена. Реальная  схема эксплуатируемой системы отличается  от ее генераль­ного чертежа.

     «В нашей лодке так много дырок, по  проекту и просто так…»

                                   А. Солдатенко, врач, подводник и поэт.

     Каждый регулировщик настраивает прибор в соответствии с собственным представлением о нем.

     Если вам удалось списать старый неисправный прибор, это еще не значит, что вам удастся получить новый.

     Если «мавр» уже сделал свое дело на технике и успел сбежать, то устранять последствия его труда люди будут достаточно долго!

     Сроки окончания ремонта сданной аппаратуры необходимо умножить на два и в своих планах и надеждах исходить именно из этого.

     Даже если вы договорились и вам твердо пообещали, вам все равно с пер­вого раза не удастся получить свою отремонтированную аппаратуру обратно из ремонтных мастерских.

     Любая утерянная деталь найдется только после того, как вы выпросите, выме­няете, получите или приобретете взамен нее другую.

     Большую часть дефицитных деталей и инструментов, спрятанных подальше от легкомысленных подчиненных и щедрых за чужой счет начальников, впо­следствии трудно найти самому.

     Чаще всего оброненный инструмент падает именно туда, где он  может при­чинить наибольший вред или бесследно сгинуть.

     Монтажник нечаянно уронит в шахту или в трюм единственный инструмент, не закрепленный к  его  поясу специальным поводком.

     Мелкие детали опровергают закон Пола: «С пола упасть нельзя». Навер­ное, потому, что на корабле нет пола, а только палубы. Свалившись со стола, они обязательно найдут в палубе или линолеумном  покрытии  на ней отвер­стие, которого буквально только что не было. «С палубы можно упасть, и не только палубой ниже. А даже до самого трюма». Это закон Дека. Кроме того, в палубах существует много люков и лючков, которые совсем не обязательно закрыты в нужное время. Поэтому провалиться палубой, а то и двумя ниже могут не только мелкие детали…

    Упавшая деталь или оброненный инструмент  обязательно медленно-медленно докатятся до открытого лючка в палубе и сгинут там. Или аккуратно поместится в щель около основательно закрытого и опечатанного люка.

     Ни один прибор не получает и половинной нормы спирта, положенной ему для регламентных работ. За исключением тех приборов и устройств, до кото­рых доберется забортная вода, и, хочешь или нет, а приходится им отдать всю их норму, которую уже кто-то из людей считал своей.

     При хорошей организации и определенном усердии можно сломать не только ключ или отвертку, но даже лом.

     Закисшую гайку сорвать могут вместе со шпилькой. Наличие большой физи­ческой силы у исполнителя часто оставляет его мыслительные процессы невостребованными: «А ларчик просто разломался!»

     …Провел ЕТО (ежедневный техосмотр) … тряпкой по крышке приборов.

     Свищ в трубопроводе образуется аккуратно над открытым в недобрый час электроприбором.

     После проведенного срочного ремонта часть блоков и приборов оказыва­ется не закрытой и не загерметизированной, как следует. Что способствует в скором времени новому срочному ремонту и героическим усилиям по восстановлению боевой готовности.

     Когда с закисшей гайки срывается гаечный ключ, то ваши пальцы, сжимаю­щие его, должны врезаться в железяку с самыми острыми углами, какие только есть в пределах досягаемости.

     Когда становится слишком ясно, что замок неисправен, прилагаются еще большие усилия для поворота ключа, тот ломается в скважине, а замок стано­вится не ремонтопригодным. При наращивания физических усилий примени­тельно к технике главное — вовремя остановиться.

     Прежде, чем применять усилители при откручивании гаек нужно убедиться, что крутить надо именно в ту сторону. Желательно это сделать до того, как устройство будет безнадежно испорчено.

     Чем с большим нетерпением ждать подвоза необходимых запасных частей, тем больше времени он займет.

     Отсутствие необходимых запчастей и технических средств стимулирует изо­бретательность. Изобретательность — это производная от дефицита вре­мени и средств, помноженная на интеллектуальный потенциал личного со­става соответствующей боевой части и степень ожидания безнадежности ре­шения проблемы установленным порядком.

     Если вы с нетерпением ждете блок (или фильтр, или сальник), который должны вам привезти со склада, то когда его доставят, вы убедитесь, что это очень похожий, подходящий (почти), но не тот, что нужен для восстановле­ния техники.

     Тестер, находящийся в ЗИПе, на который вы очень рассчитываете, уже со­жжен.

    Чувства  командира группы, вручающего матросу тестер, по своей гамме напоминают чувства профессора музыки, вручающего  дорогой инструмент  плохо дрессированному медведю после спячки.

     Если на ящике с ЗИПом пломба пока цела, то все-таки неплохо бы прове­рить, что еще, кроме пломбы, уцелело.

     Если вы рассчитываете обменяться с коллегой какой-либо завалявшейся у вас запчастью на что-то очень необходимое, то вы, как правило, выясните, что ваш мичман уже успешно обменял ее, ну, скажем, на «шило» или тушенку, на другом корабле.

     Следствие: прежде, чем что-то обещать, убедись, что это еще у вас не «при­ватизировали» другие!

     Чем ваш корабль старее, тем ниже вероятность обнаружения готового ЗИПа на разных складах и хранилищах.

  Следствия: 1) тем выше потребность в вашем собственном интеллекте и ин­женерной мысли; 2) тем выше потребность в организации  около­криминальных меновых действий и коммерческих операций на соседних кораблях в интересах службы.

     Промышленность никогда не создаст такой техники, которую не смог бы сло­мать ваш матрос. Даже чугунная станина ему вполне по силам.

     Два матроса, оставшиеся на пять минут без присмотра, вполне в  состоянии сломать прибор, рассчитанный на прямое попадание атомной бомбы.

     Безвременная кончина материальной части, случившаяся по вине какого-то «дуба», оправдывается и списывается килограммами документов бумажной «липы».

     Показательная демонстрация вами нового технического приема ремонта «матчасти» имеет шансов на успех тем меньше, чем больше людей вам уда­лось собрать на это показное мероприятие.

     Если кто-то залез в блок или прибор хотя бы раза два и что-то там паял, то его реальная рабочая схема не имеет ничего общего со схемой в описании.

     Брак создается на небесах! Только небожитель может поставить в прибор ве­дущую шестерню из мягкой пластмассы. Или ярый вредитель…

     Если какая-нибудь блестящая «железяка» на двигателе или приборе непости­жимым образом подходит к легковому автомобилю, то она будет обя­зательно скручена и унесена кем-нибудь из запасливых мичманов.

     Если какая-нибудь деталь или устройство на вашем корабле может быть как-то оригинально использована чьем-то в личном гараже, она (или оно) все равно туда попадет.

     Пропажа или утрата хотя бы одного маховика на клапане, вентиле или «клю­вика» на переключателе вызывает в ближайшее время их массовый «падеж» на всем корабле.

     Чем глупее выглядит пункт инструкций, тем катастрофичней могут быть по­следствия его невыполнения.

     Количество запрещенных операций при эксплуатационных ограничениях тех­ники определяется таким образом, что даже пренебрежение большей их ча­стью все же позволит кораблю хоть как-то оставаться на плаву.

     Переключение корабельных сетей и источников питания происходят в са­мое неподходящее время. Разрешения на них дают те, кому оно не нужно, не особенно задумываясь над вероятными последствиями и не интересуясь осо­бенно мнением тех, кому это питание нужно более всего…

     Неожиданное переключение источников питания, броски напряжения и про­валы по частоте неизменно вызывают у офицеров и мичманов чувстви­тельную головную боль. О том, как и каким образом, восстановить ту тех­нику, которая непременно выйдет из строя, или на каком основании списать все сгоревшие детали и блоки.

     Чем чаще без особой нужды щелкать переключателем или кнопкой,  тем уве­реннее можно добиться их  скорого выхода из строя.

    У значительного числа разных операторов почему-то бытует  уверенность, что система будет работать быстрее и надежнее, если по ее кнопкам и клави­шам управления молотить со всей дури. Поэтому, ремонтники никогда не ос­таются без дополнительной рабочей нагрузки.

     Нельзя быть полностью уверенным в успехе мероприятия, которое полно­стью зависит от состояния техники. Этот успех еще более сомнителен, если он полностью зависит от малознакомых людей.

     Наружные устройства и блоки выходят из строя в самую плохую погоду.

     Заползший в прибор таракан выведет его из строя в самый неподходящий мо­мент.

     Все поломки в электро-  и  радиотехнике  из-за контактов.  Или контакт  обра­зовался там, где его быть совсем не должно, или пропал там, где он дол­жен был бы быть постоянно. Ненужный контакт на корабле и подводной лодке может быть установлен через вездесущего таракана, а нужный контакт прерван оголодавшей крысой. Или кем-то, не в меру  любознательным…

    Вибрация сможет самостоятельно отвинтить  любой  контакт в самом труд­нодоступном и незаметном месте с соответствующими последствиями. Она же может привести к разгерметизации любого соединения  в самое неподхо­дящее для устранения этой неисправности время.

     Гаечные ключи, отвертки, щупы и т.д. имеют уникальную способность исче­зать без видимых причин.

     Ничего  никуда в этом мире, а тем более, на корабле бесследно не исчезает! Оно кем-то и куда-то уносится и на что-то меняется! В лучшем случае — прячется до удобного времени…

     Снятый «на время» маховик с вентиля или «клювик» с пакетника никогда не будет возвращен на свое место. Как и другие запчасти.

     Аварийному инструменту давным-давно придумали множество способов мирного применения, вот поэтому он и загадочно исчезает со своих штатных мест в более укромные места.

   Даже самое  маленькое  реле, «сдохшее» не вовремя, может принести круп­ные неприятности большому начальнику. Если оно часть важной системы.

     Устранение замеченной предпосылки к поломке стоит значительно дешевле устранения поломки, которая может еще и развиться в аварию. Однако для этого не всегда удается победить лень. (Собственную, или ваших подчиненных.)

     Ожиданий вроде «авось, еще протянет» техника, как правило, не оправды­вает.

     Если к прибору или к системе подходит несколько видов питания с разным напряжением (силовое, сигнализация и т.д.), то перед ремонтом хоть одно из них отключить забудут. В этом убедится тот, кто полезет делать ремонт, акку­ратно ткнувшись в «живые» контакты. Полученные ощущения произведут не­изгладимое впечатление на пострадавшего на долгие годы. Если они у него будут.

     Попытка исправить пустяковую неисправность под напряжением часто при­водит к полному «аутодафе» прибора. После этого уже дешевле его просто выкинуть, а не восстановить.

     Всякий, кто имеет в своем заведовании сложную «матчасть», но не забо­тится о ней так, как положено, непременно дождется, что эта самая «мат­часть» будет иметь его.

     Замок на двери каюты и даже дверцы сейфа не смогут надежно защитить то, что там спрятано: если замок нельзя открыть, его выбьют;

                               если замок нельзя выбить, выбьют дверь;

                               если дверь нельзя выбить, ее снимут с петель.

     Печать на двери еще не останавливала ни одного любопытного взломщика. Кроме того, существуют несколько общедоступных эффективных методов вскрыть дверь, оставив пластилиновую печать нетронутой.

     Временная проводка силового тока будет постоянной до тех пор, пока на нее не наткнется кто-либо из высокопоставленных проверяющих. Или она вновь не загорится.

     Временная проводка обеспечит вам постоянную головную боль из-за мест­ного перегрева в местах безграмотно сделанных сростков и вытекающих от­сюда последствий. Обещания «все исправить» выполняются после первой серьезной предпосылки к пожару. Конечно, если на нее резко отреагирует вы­сокое начальство, пообещав после жестоко проверить и разобраться.

     Последствия длительного использования временной проводки в конечном итоге обойдутся дороже монтажа постоянной проводки.

     Временное техническое сооружение, береговая постройка будет служить по­стоянно до своего полного физического износа.

     Одна сторона кажущейся прямоугольной или квадратной рамы корабельной приборной стойки никогда не бывает точно равна противоположной стороне.

     Если систему приема топлива можно собрать как-то иначе, то найдется кто-нибудь, кто так и сделает, приняв его в трюм или в еще менее подходящее для этого помещение. Аналогично могут поступить и с пресной водой, и с мас­лом.

     Прорыв трубы водяной системы, трагическая кончина прокладки на каком-то ее фланце будут обнаружены уже после того, как что-то ценное уже как следует затоплено.

    Если вы принимаете с берега или танкера какую-либо жидкость, (воду, масло, топливо), но ее уровень в соответствующих цистернах со временем не повышается, значит, вы что-то уже, и как следует, затопили.

     Не все то, что топливная служба называет «дизельным топливом», способны проглотить ваши дизеля и турбины. Жидкий навоз, между прочим, тоже топливо. Но ему вряд ли очень обрадуются ваши двигатели.

     Запасы топлива и масла на корабле никогда не равны учетным.

     Нормы расхода топлива являются чудом экономии и берутся ГСМ-щиками прямо из пальца и интерполируются с потолком, предполагая идеально-нере­альное состояние двигателей и сопутствующих им систем.

     Нормы расхода топлива разрабатываются,  как правило, теми, кто к  работе корабельных двигателей никогда не имел никакого отношения.

     Тот, кто принимает топливо на корабль из береговых резервуаров, должен вспомнить, что он тоже будет находиться на корабле в шторм. Но желательно до того, когда двигатели «подавятся» дрянным топливом, т.к. начальника то­пливной службы или склада в море точно не будет. Потому, что тогда  на­чальника топливной службы, скорее всего, будут с нетерпением ждать радо­стные работники прокуратуры и мрачные судьи, а вас — голодные рыбы и жадные крабы.

     Кончина (выход из строя) одного гирокомпаса в море резко повышает ста­тус остальных. Когда же ГК остается всего один, то он обретает право на ко­ролевский уход. До тех пор, пока не отремонтируют еще хотя бы один.

     То, что человек некомпетентен в устройстве техники и неопытен в ее ре­монте, выяснится уже сразу после того, как он что-то безнадежно испортит!

     Мастера бывают:

     — те, кто действительно знает и умеет, как проводить ремонтные работы (опытные, собственно мастера);

     — те, кто видел, как надо ремонтировать (начинающие инженеры и техники);

     — те, кто читал, или где-то слышал, (давно, на лекции), как надо все это делать.

  Корабельные механики бывают двух основных типов: у одних всегда рабо­тает даже еще то, что работать уже не должно, у других уже не работает все, что должно было бы работать еще долгое время.

            Специалисту звание мастера присваивается:

1. приказом соответствующего начальника,

2. людским уважительным мнением

3. собственным завышенным самомнением.

     Если начинающий специалист залез в какой-либо блок с отверткой, то после этого его с трудом сможет отрегулировать только высококлассный мастер.

     Лучше признаться в том, что ты не совсем уверенно знаешь устройство заба­рахлившего прибора до того, как ты его разберешь, чем  потом, когда по­сле этого его не смогут восстановить может и менее образованные, но зато  более опытные подчиненные.

     Дилетант видит частное составляющее и пытается найти в нем неизвестные изъяны. Мастер же видит систему в целом, в том числе и  то, что, после по­ломки, в ней не хватает.

     Командир боевой части, легкомысленно разрешающий  молодому инженеру работать на матчасти словами: «Трудись, хуже уже не будет!», вполне  может в этом и ошибаться.

     Когда консультируешься с признанным специалистом по «залипухам»  ка­кой-то системы или прибора, то даже, если он не сумел тебе чем-то помочь, все равно чувствуешь определенное облегчение: оказывается, если ты и болван, то, по крайней мере, не единственный.

     Чем меньше влезать без необходимости в приборы и блоки, тем безупречней они будут работать. Необходимая надпись на кожухе прибора: «Стой! Не вскрывать! Ломаюсь без предупреждения!».

     Если крышка блока не открывается, не спеши вырывать ее с корнем, может быть, она просто отодвигается в сторону.

     Прежде чем ломать замок, который не открывается ключом, проверь, а тем ли ключом ты его насилуешь!

     Ремонт прибора дилетантом почти наверняка делает его непригодным к вос­становлению. Даже бригадой мастеров.

    Любой  ремонт  техники, при более или менее сложной поломке и аварии, начинается с того, что все пытаются убедить командира или соответствующие технические структуры в том, сто эта техника  ремонту больше не подлежит. Или этот самый ремонт явно превосходит по сложности и инструментальному обеспечению всю их компетенцию и квалификацию.

     Прибывшие на корабль для ремонта и обслуживания специалисты промышленности и ремонтных заводов отвечают на все замечания по работе техники со стороны корабельных специалистов отвечают примерно так: « так оно и должно быть», «это проектная недоработка», «со временем  это  приработается и пройдет».

     Количество лично испорченных приборов и «запоротых» запчастей называ­ется «профессиональным опытом».

     Метод «тыка» — отец технического опыта, сын лени и дилетантства и… постоянный могильщик приборов и механизмов.

     Все, что,  как следует, не упаковано для перевозки, будет разбито. Все, что упаковано — тоже!

     Бьющийся прибор могут разбить в любой предохраняющей упаковке. Глав­ное — желание!

    Долгий бездейственный  отдых техники и оружия  предшествует длительному и трудоемкому процессу восстановления ее боевой готовности.

     Конструкторы и проектировщики необоснованно высокого мнения о долго­вечности техники. Поэтому иной раз, чтобы отремонтировать или заме­нить блок или вспомогательный дизель, приходится разобрать полкорабля. Причем, всегда выходит из строя самый труднодоступный из них.

     Следствие: как только вы начнете опробовать новый блок после сборки на месте, будьте готовы к тому, что он тоже неисправен.

    Чем больше боевой корабль  насыщен электроникой и автоматикой, тем меньше попаданий оружия противника необходимо для вывода его из строя. И, тем больше технических средств станут небоеспособными при простом случайном  выгорании  кабель — трасс в любом из его отсеков и тем больше времени и сил потребуются на его восстановление.

     Даже конструктор не всегда знает обо всех секретах созданной им техники.

     То, что «плохо лежит», долго лежать не будет!

     Пока вы семь раз мерили, кто-то уже унес наскоро им отрезанное! От вашего куска.

     Чем длиннее инструкция по эксплуатации, тем меньше шансов, что ее кто-ни­будь, когда-нибудь дочитает до конца.

     Длинная инструкция по эксплуатации в три раза полезней и эффективней лю­бого патентованного средства от бессонницы и, безусловно, совершенно безвредна для организма. При попытке читать ее лежа уже третья ее страница гарантирует вам здоровый сон.

     Тот, кто сочинял эти инструкции по эксплуатации, работал с этой «матча­стью» в лучшем случае в лабораторных условиях.

     Если у вас есть новый тестер, но он не заперт в сейфе, то обязательно най­дется тот, кто замерит им или сопротивление изоляции под напряжением, или запредельное напряжение.

     Как только какой-нибудь двигатель или устройство будут разобраны для про­филактики, в них тут же возникает жизненная необходимость. После того, как их быстро соберут снова, сначала выяснится, что они уже неисправны, а затем, что необходимость в них отпала.

     Схему электрического подключения прибора, тщательно составленную при его разборке, должны непременно потерять. «Кембрики» с номерами проводов тоже куда-то загадочно исчезнут.

     Эксплуатационник (не путать с эксплуататором) — это тот офицер, который уверенно объяснит командиру, как работает его матчасть, но не сможет тол­ком ответить ему, почему она не работает.

     Дилетант свято верит в надежность техники, специалист же слишком хо­рошо ее знает для этого.

     При поиске неисправности дилетант идет сумбурно от сложного варианта к простому, а специалист — последовательно, от простого к сложному.

     Эксперимент — отец опыта. Но — успешный  могильщик матчасти! Если же  в море проводить несанкционированный эксперимент с техникой, не имеющей резервирования, то стать отцом собственных детей можно и не успеть! Особенно, если эта техника обеспечивает навигацию и живучесть вашей лодки.

    Если молодой инженер  не может  разобраться и устранить отказ техники, но тут же организует  работу мастеров и создаст условия для них по матери­альному  и продовольственному обеспечению, то это — не инженер, но буду­щий командир.

     Дилетант — это тот, кому стыдно сказать, что он чего-то не знает, но уже умеет договариваться с мастерской о ремонтно-восстановительных работах.

     Когда вы, наконец, доберетесь до места поломки где-то среди дебрей трубо­проводов, то в подготовленной ремонтной сумке окажется весь комплект ключей, кроме того, что нужен именно в этом случае.

     Если сгорел один блок в приборе или в системе, то вставленный на его ме­сто блок из ЗИПа тоже должен выйти из строя (Закон парной подлости). Следствие: если сгорел и второй блок, значит он не причина неисправности системы,  а лишь ее следствие.

     Оставленные на месте разбора системы крепежные болты, шайбы и гайки к моменту обратной установки прибора бесследно исчезнут.

   Чем чаще снимать кожухи с приборов, тем меньше крепежных винтов на них останется.

     Забытые предохранительные устройства (замки, чеки, стопора) порождают аварийные ситуации.

     Во время экстренного приготовления хоть один клапан, который должен быть открыт, закроют, а который должен быть закрыт — откроют.

     Сулящие невиданный эффект рационализации, не просчитанные до конца, мо­гут принести невиданные ранее неприятности.

      Резервные и дублирующие средства имеют обыкновение выходить из строя сразу вслед за основными. А, бывает, и раньше них, скромно не опове­щая никого об этом.

     Техника выходит из строя в момент острой необходимости в ней: РЛС — в ту­ман, гидроакустика — во время поиска ПЛ, рулевая автоматика — при плава­нии в узкости.

     Устойчивая работа навигационной РЛС гарантируется только в хорошую погоду и полную видимость.

     Как только в технике возникает острая необходимость, так сразу же выясня­ется, что у нее кончились сроки какого-нибудь допуска, поверки или расстыковки.

     Лень приводит к авариям и поломкам — в смысле  хронического не выполнения эксплуатационного регламента, а также нарушения отработанных  конст­руктором разных технологических цепочек. Однако, она же, лень избавляет от лишней работы и вредных модернизаций.

    Проблема мелких неисправностей   техники  в том, что, как правило, их бывает много.

     Паяльник, рассчитанный на малое напряжение, будет жить очень короткое время. Особенно, если рядом с 24-вольтовым есть еще разъем или электроро­зетка с большим напряжением.

     Количество припоя на клеммах и соединениях обратно пропорционально ис­тинной практической квалификации инженера и техника.

     Если  вы  хотите, чтобы ваш паяльник быстро нагрелся, то сделайте вид, что это вам абсолютно все равно. И паяльник  тут же раскалится! Аналогично надо поступать  и чайником, который вы включили, обеспечивая себе некоторый приятный досуг в каюте или  на боевом посту в перерыве между работой. Стоит вам притвориться, что вам по фигу его попытки затянуть процесс ожидания, как он тут же зашумит и выпустит из себя сигнальную струю пара!

     После тарировки прибора необходимую поправку быстро введут, но, чаще всего, с обратным знаком.

     Всегда найдется умелец, который в преддверии очередной проверки изгото­вит свою копию «штампика» отметки о ежегодной проверке измерительных приборов, причем куда лучше лабораторного оригинала.

     В новой системе, как правило, нет недостатков старой, но и некоторые досто­инства тоже надежно  уничтожены.

     Новая техническая система, как правило, избавлена от недоработок старой предшествующей системы, но достаточно обогащена новыми недостатками. Хуже всего то, что их еще придется выявить самому, «наткнувшись» на них в самый неподходящий момент.

     Как бы ни совершенствовали гирокомпас,  как бы ни считали магнитный комп`ас «архаичной мебелью», но никому не приходит в голову выбросить его из ходового поста вместе с нактоузом.

     Даже практическая ракета опасна, и, прежде всего для того, кто собирается ей стрелять.

     Установленная на корабль чудо-техника «завтрашнего дня» к моменту ее окончательного «доведения до ума», по мнению ее же отцов-конструкторов, становится уже вчерашним днем.

      Разработчик системы оружия и технического вооружения озабочен пробле­мой внедрения своих идей, а не потребностями и запросами корабель­ных офицеров.

     Как только вы сломали и выбросили ненужную, на ваш взгляд, конструкцион­ную деталь, сразу же выяснится, сколько всего на ней держалось.

     Экипаж искренне считает, что все предупредительные надписи у щитов и тра­пов (и т.д.) выполнены исключительно для проверяющих. В крайнем случае — для новичков.

     При попытке освободить какое-либо помещение приборы, оборудование, ме­бель и документация, размещавшееся в нем, займут больший объем, чем можно было себе вообразить.

     Чем чаще ломается матчасть, тем лучше знаешь ее устройство.

     Индикатор сигнализации может и не гореть при срабатывании предупреди­тельной уставки прибора, потому что лампочка уже сгорела заранее. Тогда об аварии вы узнаете, когда она придет прямо к вам в гости.

     Частое срабатывание сигнализации подстрекает оператора к ее отключению и собственноручной организации им самим аварийной ситуации.

     Авария может начаться, даже если не горит аварийный сигнал соответствую­щей системы контроля.

     Автоматическая система предотвращения аварий  определенного типа автома­тически может создать условия для аварии другого типа, особенно если она, как следует, не изучена и не опробована.

     Если блокировка отключаемая, то неизбежно наступит момент, когда ее от­ключат, и именно в то время, когда она действительно могла спасти чего-то или кого-то единственный раз за время существования системы.

     Как только вы выбросите любой списанный блок или устройство, как тут же выяснится, что вы не сняли с  него забытую, а теперь позарез необходи­мую деталь.

     Отверстия для крепежа приборов никогда не подходят к отверстиям на пред­назначенных для них кронштейнах.

     Крепежные отверстия на блоках никогда не подходят к отверстиям на амортизаторах, а их диаметр не соответствует диаметру прилагаемых к при­бору крепежных болтов.

     Необходимые для ремонта куски доски, кабеля, провода, отмеренные и наре­занные где-нибудь в мастерской, при установке на месте окажутся ко­роче, чем необходимо.

     При нарезке кабелей заведомо большой длины, придется специально оборудовать места для размещения  колец и даже бухт этого кабеля.

При установке новой техники  на месте и ее испытаниях  даже генеральный конструктор с удивлением отмечает в ней проявления неизвестных ему са­мому качеств.

При поисках причины падения сопротивления изоляции, ее следствия пере­мещаются  из блока в блок и из системы в систему со скоростью большей, чем можете развить вы сами.

     Чем дольше система или устройство бездействовала, тем меньше шансов ее восстановления. У предприимчивых людей будет время, чтобы снять, выне­сти и использовать «в мирных целях» ее детали.

     Ни один двигатель не выйдет на проектную мощность. По крайней мере, без удивляющих последствий.

Виктор Белько

Комментарий НА "Мы и техника"

Оставить комментарий