В начале февраля, увы, уже давным-давно ставшего далёким 1983 года возвращавшуюся из своего «греческого ремонта» «яхту командующего» Черноморским флотом – корабль управления «Ангара» в мглистой утренней дымке на внешнем рейде главной базы встретил «неизвестный» корабль. Его силуэт ни мне, тогда лейтенанту, ни другим морякам был неизвестен. Оказалось: как раз накануне в Севастополь из Николаева пришла «Слава» – новейший, уникально-эксклюзивный для своего времени ракетный крейсер проекта 1164 (шифр «Атлант»). За неделю до того, 30 января, на РКР был поднят Военно-морской флаг, что свидетельствовало о рождении нового корабля Военно-Морского Флота Советского Союза. Было это ровно 40 лет назад…
Приход на флот нового корабля – всегда событие, независимо от того, какая боевая единица пополнила флотский строй. А если уж речь вести о такой – тут никакого словарного запаса не хватит. Тогда у причалов и на внутреннем рейде Севастопольской бухты на своих штатных местах стояли противолодочные крейсера «Москва» и «Ленинград», лёгкие крейсера модификаций 68-го проекта «Жданов», «Дзержинский», «Ушаков», «Михаил Кутузов», а также РКР пр. 58 «Грозный» и «Адмирал Головко». Кроме того, в состав ЧФ начала 80-х входило ещё несколько кораблей 1-го ранга, решавших вспомогательные и специальные задачи. И на их фоне «Слава» не просто выделялась, а занимала своё, особенное место – на неё даже попасть, в смысле, ступить на её палубу или подняться на борт ракетного крейсера поначалу было непросто – из-за особого режима допуска на головной корабль серии «убийц авианосцев». Впрочем, о корабле, его истории и экипажах нескольких поколений написано, сказано, снято и показано немало. За исключением одного – последнего неполного года его истории и трагедии героической гибели. Потому сегодня, в день 40-летия корабля, об этом юбилее публично не вспоминают. Хотя, как мне представляется, надо бы…
22 июня 1995 года приказом Главнокомандующего ВМФ России РКР «Слава» был переименован в «Москву». 13 мая 1998 года крейсер стал Гвардейским. В 2016 году экипаж удостоен ордена Нахимова. За этими тремя фактами – не просто славная биография, а целая эпоха Истории не только Черноморского и всего Военно-Морского Флота России, а нашего Отечества, в которой ГРКР «Москва» стал символом.
«Москва» – символ величия нашей Родины, её научной, конструкторской мысли и мощи промышленности, в которой кораблестроение вместе с авиацией и космонавтикой венчает достижения десятилетий героических поисков, творчества и труда десятков миллионов соотечественников.
«Москва» – это символ океанской школы отечественного мореплавания, соединивший эпоху Главкома №1 Горшкова с возвращением Российского флота в Мировой океан после безвременья развала Советского Союза, черноморского флотораздела и тотального флотопореза 90-х годов уже прошлого века. «Москва» в 2002 году возглавила первый поход отряда боевых кораблей ЧФ под Андреевским флагом в Средиземное море, в 2003-м – поход уже ОБК ВМФ России (ЧФ и ТОФ) уже в Дальнюю морскую зону – в Индийский океан. Затем – уникальные, исторические походы крейсера на Дальний Восток и к берегам Латинской Америки, решение боевых задач в Средиземном море, Атлантике, в Войне 08.08.08, в Русскую весну, у побережья Сирии…
«Москва» – это символ флотского возрождения, силы шефства патриотов Отечества над флотом, в 90-х годах ХХ – первом десятилетии XXI века возглавляемого сегодня не очень-то чтимым мэром российской столицы Юрием Лужковым (светлая память Патриоту…).
«Москва» была флагманом не только Черноморского флота, который из родной гавани никуда не уходил, но и опорой удерживаемого черноморцами, севастопольцами и крымчанами в течение 23 лет плацдарма Русской весны.
«Москва» – это неотъемлемая часть жизни, души и сердца тысяч моряков, для которых крейсер стал по-настоящему родным. Здесь, на палубе, боевых постах, командных пунктах, в каютах и кубриках прошли целые годы или хотя бы несколько месяцев нелёгкой, но интересной и памятной службы. Для многих они стали и главными, и лучшими в морской и просто человеческой биографии. Это – «живое железо», суть которого может познать и ценить только Моряк.
«Москва» символизирует и многое другое. Символизирует знаково…
14 апреля прошлого года «Москва» погибла. По целому ряду причин и обстоятельств, субъективных мнений и прочего о её гибели было сказано немного. Погиб один член экипажа, 27 пропали без вести. Информация более, чем скупая, хотя «матросский телефон», Интернет с соцсетями (в том числе вражескими) довольно быстро выдал и фото, и соответствующие случившемуся тексты. Всё это – неофициально. Официально на самом деле сделано очень многое и властью, и Флотом, чтобы притупить неизбывную боль потери. Но сделано по-тихому, что можно объяснить.
В принципе, объяснить можно всё – не всё можно понять и принять. Со временем произошёл ряд событий, связанных с увековечением памяти «Москвы» (к примеру, появилась общественная медаль, нагрудные знаки). Некоторые без вести пропавшие моряки признаны погибшими. Но этого, как представляется мне, чрезвычайно мало, особенно с учётом того, что наши враги безбожно лгут и глумятся над «Москвой» – от сразу напечатанной «по случаю» почтовой марки до компьютерных игр и игровых автоматов «Потопи «Москву»!».
Сегодня, повторюсь, о юбилее «Москвы» вспоминают лишь сопричастные к её судьбе. Вспоминают по-тихому, негромко, всё-таки надеясь на то, что о Флагмане Черноморского флота вспомнят, как это положено по определению – по Совести и Правде, о которых сегодня очень много говорится. Этого требует Память. Это свойственно Патриотам – настоящим русским людям. Этого дня – Дня воздания Памяти – уже ставшие долгими месяцы ждёт венок с надписью на ленте: «Памяти ГРКР «Москва» – морякам и флагману Флота». По инициативе депутата Госдумы Константина Затулина мы его хотели возложить на воду, на траверзе «московского причала» в День Черноморского флота 13 мая прошлого года, затем – в День ВМФ. Не сложилось…
Вспомним сегодня о «Москве», моряки! Помянем Флагмана…
Сергей Горбачев,
Заслуженный журналист Крыма, капитан 1 ранга