СТАВКА НА ЖЕНЩИН

Мария БочкареваМария Бочкарева

В июне  1917 года временным правительством был образован первый женский «батальон смерти». Правительство решило использовать воинственный патриотический порыв женщин «для поднятия духа» солдат на фронте и вместе с тем опереться на них в борьбе против революционного движения.

      Во время Первой мировой войны женщины настойчиво предлагали свои услуги военному ведомству: писали письма, посылали делегаток, требовали сформировать из доброволиц женские воинские части и немедленно отправить на фронт, выражали желание работать в оборонной промышленности. К тому же следует сказать, что стихийно возник Женский военный союз (в Петрограде), который на одной из частных квартир (а после официального разрешения военного министра – в здании Коломенского женского института), осуществлял запись доброволиц в женские «батальоны смерти». Инициатором их создания была военнослужащая Мария Бочкарева, крестьянка по происхождению, добровольно отправившейся на фронт в 1914 году. Она отличалась смелостью, не раз поднимала бойцов в штыковую атаку, за что была награждена двумя Георгиевскими крестами и двумя медалями.

     Февральская революция перевернула привычный для Марии мир: на позициях шли митинги, начались братания с врагом. Благодаря неожиданному знакомству с председателем Временного комитета Государственной Думы М. В. Родзянко, который приехал на фронт для выступлений, Бочкарева в начале мая 1917 года оказалась в Петрограде. Здесь она пытается реализовать неожиданную и смелую идею — создать специальные воинские части из женщин-добровольцев и вместе с ними продолжать защищать Отечество. Инициатива Бочкаревой получила одобрение Керенского. В обращении Московского женского союза говорилось: «Женская рать будет тою живою водой, которая заставит очнуться русского богатыря».  Как писала сама М. Бочкарева, «солдаты в эту великую войну устали и им нужно помочь… нравственно». Подобного женского воинского формирования не знала ни одна армия мира. Выступая 21 мая 1917 года в Мариинском дворце, Мария Леонтьевна призывала: «Гражданки, все, кому дороги свобода и счастье России, спешите в наши ряды, спешите, пока не поздно, остановить разложение дорогой нам родины». 21 июня 1917 года на площади у Исаакиевского собора состоялась торжественная церемония вручения новой воинской части знамени с надписью «Первая женская военная команда смерти Марии Бочкаревой».  Около двух тысяч женщин откликнулись на призыв Бочкаревой, но только 300 прошли отбор и были отправлены на фронт. Около 30 процентов из них были «курсистками», около 40 процентов имели среднее образование. Среди «солдаток», как называла их сама Бочкарева, были представители не только известных в России фамилий (так, адъютантом Бочкаревой стала Мария Скрыдлова — дочь адмирала Черноморского флота), но и выходцы из самых разных сословий (например, княжна Татуева (Татишвили) из знаменитого грузинского рода).

      Отношение к женским батальонам было неоднозначным, зачастую настороженным. Верховный главнокомандующий Алексей Брусилов выразил сомнение, надо ли их вводить в русской армии, заметив, что подобных формирований нет еще нигде в мире. Согласно условиям приема, вступить в женский батальон смерти могла женщина в возрасте от 16 лет (с разрешения родителей) до 40 лет. При этом существовал образовательный ценз. В женских батальонах была установлена жесткая дисциплина: подъем в пять утра, занятия до десяти вечера и простая солдатская еда. Женщин стригли наголо. Черные погоны с красной полосой и эмблема в виде черепа и двух скрещенных костей символизировали «нежелание жить, если погибнет Россия». Основными принципами провозглашались: «честь, свобода и благо родины»; «твердость и непоколебимость духа и веры»; «смелость и отвага»; «точность, аккуратность, настойчивость и быстрота в исполнении приказаний»; «безупречная честность и серьезное отношение к делу»; «жизнерадостность, вежливость, доброта, приветливость, чистоплотность и аккуратность»; «уважение чужих мнений, полное доверие друг другу и стремление к благородству». Ссоры и личные счеты признавались недопустимыми, унижающими человеческое достоинство. М. Бочкарева,  твердо заявила: «Если я берусь за формирование женского батальона, то буду нести ответственность за каждую женщину в нем. Я введу жесткую дисциплину и не позволю им ни ораторствовать, ни шляться по улицам. Когда мать-Россия гибнет, нет ни времени, ни нужды управлять армией с помощью комитетов. Я хоть и простая русская крестьянка, но знаю, что спасти русскую армию может только дисциплина. В предлагаемом мной батальоне я буду иметь полную единоличную власть, и добиваться послушания. В противном случае в создании батальона нет надобности».      М. Бочкарева запретила в своем батальоне любую партийную пропаганду и организацию каких-либо советов и комитетов. Несмотря на суровую дисциплину, она пользовалась непререкаемым авторитетом среди своих «солдатиков», как она сама любовно называла бойцов батальона.

      В июне 1917 г. Керенский бросил на фронт, сформированный в Петрограде «Женский батальон смерти», которым командовала М.Бочкарева. В наступательных боях под Сморгонью батальон понес серьезные потери убитыми и ранеными. Сама Бочкарева была тяжело контужена. Хотя в донесениях говорилось, что «отряд Бочкаревой вел себя в бою геройски», стало ясно, что эффективной боевой силой женские военные подразделения стать не могут. После боя в строю осталось 200 женщин-солдат. Потери составляли 30 человек убитыми и 70 ранеными. М. Бочкарева была произведена в чин подпоручика, а впоследствии — в поручики.

Женский батальон отправляется на фронт

Женский батальон отправляется на фронт

      После Октябрьского переворота Бочкарева по указанию Советской власти была вынуждена распустить по домам свой батальон, а сама вновь направилась в Петроград. В Смольном кто-то из представителей нового режима долго убеждал Марию, что она, как представитель крестьянства, должна встать на защиту власти трудящихся. Но она лишь упорно твердила, что слишком измучена и не хочет принимать участия в Гражданской войне. Спустя год она заявила  белогвардейскому командующему на Севере России генералу Марушевскому, когда тот пытался заставить Марию заниматься формированием боевых частей. За отказ разгневанный генерал приказал было арестовать Бочкареву, и его остановило лишь вмешательство английских союзников. Возможно, Бочкарева чувствовала, что и красные, и белые хотят использовать ее авторитет в своей непонятной игре.

     Бочкаревой все же пришлось участвовать в политических играх. По поручению генерала Корнилова она с поддельными документами в одежде сестры милосердия пробиралась через охваченную Гражданской войной Россию в ставку генерала, чтобы совершить в 1918 году агитационную поездку в США и Англию. Позже — встреча с еще одним «верховным» — адмиралом Колчаком. Пришла просить об отставке, но он уговорил Бочкареву сформировать добровольческий санитарный отряд. Мария произнесла страстные речи в двух омских театрах и за два дня завербовала 200 добровольцев. Но дни самого «Верховного правителя России» и его армии уже были сочтены. Отряд Бочкаревой оказался никому не нужен.
Когда Красная Армия заняла Томск, Бочкарева сама явилась к коменданту города, сдала ему револьвер и предложила Советской власти свое сотрудничество. Комендант от предложения отказался, взял с нее подписку о невыезде и отпустил домой. В рождественскую ночь 1920 года она была арестована. Никаких явных доказательств ее «контрреволюционной деятельности» обнаружить не удалось, в боевых действиях против красных. В конечном итоге особый отдел 5-й Армии вынес постановление: «Для большей информации дело, вместе с личностью обвиняемой, направить в Особый отдел ВЧК в г. Москву». Возможно, это сулило в результате благоприятный исход, но, к несчастью, в Сибирь прибыл заместитель начальника Особого отдела ВЧК Павлуновский, наделенный                  чрезвычайными полномочиями. На постановлении он написал  резолюцию: «Бочкареву Марию Леонтьевну – расстрелять». 16 мая 1920 года приговор был приведен в исполнение.

                                                                         Александра Герасимова

 Наталья Мороз

                                                                         Военный университет МО

Литература:

1. «Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде». Док. и материалы, М., 1957.

2. «Революционное движение в России в июле 1917 г. Июльский кризис». Док. и материалы. М., 1959.

3. А. Соловьев. Записки современника, М., 1964.

4. «Большевистские военно-революционные комитеты», М., 1954.

5. «Великая Октябрьская социалистическая революция». Сб. воспоминаний участников революции в Петрограде и Москве, М., 1957.

Комментарий НА "СТАВКА НА ЖЕНЩИН"

Оставить комментарий