«Тайная жизнь» Королевы Юлианы.

Королева Нидерландов ЮлианаКоролева Нидерландов Юлиана

Королева Нидерландов Юлиана (Юлиана Луиза Эмма Мария Вильгельмина Оранско-Нассауская) прожила свои 95 лет, несомненно, достойно. Иначе не стали бы её именем называть, к примеру, несущийся где-то во Вселенной астероид, гору в далёком Суринаме или, скажем,  аэропорт на Богом забытом острове Святого Мартина. – Гражданами Нидерландов, как известно, такие названия даются не по указке правящей партии. Государственный праздник День Королевы, приуроченный ко дню её рождения, конечно, не отнести к стихийному проявлению любви подданных к монарху, но, с другой стороны, Юлиана давно покинула этот мир, а праздник остаётся. А уж добровольный уход с поста после 32 лет правления, за 24 года до смерти, – это что-то совсем уж немыслимое на фоне цепляющихся за трон многих современных властителей.

            Юлиана вела активную политическую и общественную жизнь, нередко совершала поездки в другие страны. Её двор, случалось, сотрясали скандалы, связанные с советниками и семьёй королевы. Она даже осмеливалась допускать выпады против НАТО! И немудрено, что в 60-70-х годах заметки о ней часто публиковались в прессе. Хватало их и в газетах ГДР, которые курсанты КВВМПУ обязаны были читать, дабы улучшить свои познания в иностранном языке. – Помните пресловутые «тысячи»?

            Выпускникам суворовских училищ и некоторым бывшим школьникам ни немецкий, ни английский сложности не представляли, а вот парням, пришедшим в училище со срочной службы… – Бравые мореманы и отчаянные морпехи откровенно робели перед первым занятием по иностранному языку. Не удивительно, что обязанность первой встречи «немки» всем классом была возложена на меня.

            Ну, нам, кадетам, не привыкать, тем более первое впечатление, как известно, может на всех годах учёбы сказаться… «Auf! Stielgestanden! (Встать! Смирно!)» – гаркнул я изо всей мощи ещё не охрипшей 17-летней глотки, едва преподаватель открыла входную дверь. «Genosse Lehrerin, die Klasse hundert zwei und zwanzig ist zu befehl! (Товарищ учительница, 122-й класс готов!» – Мои одноклассники прямо-таки обалдели от такого «вермахта». «Klassendienst Ofizierschuler Kurin (Дежурный по классу курсант Курин)» – браво завершил я краткий доклад. Класс оставался в шоке.

            Ирина Борисовна Перковская тоже была несколько ошарашена такой энергичной, несвойственной первым урокам курсантов-новичков, встречей, но быстро сориентировалась: «Siend Sie Suvorovschuler? (Вы суворовец?)» «Javohl, Genosse Lererin! (Так точно, товарищ учительница!)» – громыхнуло в ответ. Это «Яволь» – ну, прямо фильм про войну и фашистов! – окончательно добило впервые увидевших такое первокурсников, и, когда Ирина Борисовна поприветствовала класс, лишь тройка суворовцев ответила, как положено: «Guten Tag, Genosse Lererin (Здравствуйте, товарищ учительница)».

            Ясное дело, после такого представления мой авторитет в глазах всего неделю знакомых со мной первокурсников – суворовцы тогда приезжали в училище в конце августа – стремительно вырос. В некоторых же вселилась надежда. – Надежда одолеть этот ужасный немецкий язык. Хотя бы на троечку. С моей, конечно, помощью.

            Среди таких, увидевших спасительную соломинку, первым, пожалуй, был Женька Мосенков. – Лихой, весёлый, находчивый, не лезущий в карман за острым словцом матрос-балтиец был подобен легендарному Ахиллу: он тоже имел одну уязвимую точку – тот самый Deutsch. И до поступления в КВВМПУ она его совершенно не беспокоила. Но, с началом занятий…

            Происхождение её объяснялось отнюдь не легендарными обстоятельствами. – Во-первых, Женька был новгородцем. А кто же в растерзанной фашистами Новгородской области будет старательно учить язык недавнего ненавистного врага… Во-вторых, если в твоей школе подолгу нет учителя немецкого языка, никто из родителей и учителей не воспринимает это как трагедию: уже в 60-х все понимали, что будущее за английским. В общем, почти отличник, комсомольский активист и спортсмен получил «четвёрку» в аттестате «за красивые глаза» и тотчас же напрочь забыл всё, что относилось к языку Гёте и Шиллера. Необъяснимым образом в памяти остались только «Halt! (Стой!)» и «Hande hoch! (Руки вверх!)».

            Их-то, эти скудные познания, Женька и продемонстрировал на первом занятии, когда Ирина Борисовна попыталась хоть что-то вытянуть из приунывших курсантов. «Фи! Genosse Mosenkoff, das ist sehr schlecht. Sie zollten versuchen, Deutsch zu lernen (Товарищ Мосенков, это очень плохо. Вы должны постараться изучить немецкий язык)». – Это «Фи!» и непонятные слова после него убили зачатки оптимизма в моём новом товарище, и надежда стала стремительно удаляться от него.

            Видя всеобщее уныние, Ирина Борисовна, не впервые начинающая учебный год с первокурсниками, после занятий дала мне и нескольким одноклассникам задание оказать помощь подзабывшим школьный курс. За это нам обещались различные «плюшки». Я, например, после освоения военно-морской терминологии был освобождён от обязательных занятий и даже на экзамене общался с преподавательницей на отвлечённые темы.

             Помочь человеку, если он желает этой помощи, несложно. Женька желал и старался, но пришлось начинать с самых азов – начального словарного запаса и грамматики. И хотя мы двигались вдоль школьного курса в целом неплохо, но ведь его приходилось совмещать с курсом вуза, а это куда сложнее. Мало того, училище-то политическое, а потому к каждому занятию курсанты должны были готовить краткое сообщение из категории новостей на общественно-политическую или военную тему на изучаемом языке. Курсанты с этими сообщениями не заморачивались, а попросту повторяли прочитанные в «Neues Deutschland», «Junge Welt» и в других газетах ГДР, которых у нас было предостаточно и в классе, и в библиотеке.

            Вот тут мы с Женькой и попали в засаду: пересказывать можно, когда не только знаешь перевод слов, но и сами эти слова входят в твой словарный запас. А какой тут запас на общественно-политическую и военную тематику, если ты, условно говоря, ещё толком не освоил «мама мыла раму»…

            В общем, после первых безуспешных попыток заучить самую краткую заметку на незнакомом языке Женька сдался, и мне пришлось искать выход. И он был найден! – Перелопатив кучу газет, нашёл сообщение из буквально нескольких фраз о государственном визите королевы Нидерландов Юлианы и принца Бернарда в Великобританию. Решительно сократив его и выбросив всё, что можно, даже принца, и заменив многие слова на звучащие схоже с русскими, на выходе получил такой текст: «Konigin Juliana von den Niederlanden stattete Grosbritanien einen offiziellen Besuch ab. Sie hat die Technologieausstellung, das Marinemuseum und das Luftwaffenregiment besucht. In der Koniglichen Bibliothek eroffnete sie eine Halle fur hollandische Literatur. (Королева Нидерландов Юлиана посетила с официальным визитом Великобританию. Она побывала на выставке технологий, в военно-морском музее и полку ВВС. В Королевской библиотеке она открыла зал голландской литературы)».      

            Учитывая громоздкость немецких слов и их неблагозвучие для русского уха, это было вполне сносно для заучивания – ни о каком пересказе речи, конечно, не было. Для лучшего усвоения я под каждым словом написал его перевод. Сначала был заучен он, потом перешли к Deutsch. И – терпение и труд, всё перетрут! – через час-другой мой подопечный без запинки выдавал требуемое. Акцент, конечно, был новгородский, но борьбу с ним отложили на будущее. Позже, до самого отбоя, Женька и про себя, и вслух повторял сообщение и ни разу не сбился. Даже утром на зарядке он твердил текст и, лишь убедившись в твёрдости усвоения, спокойно вздохнул. – Немецкий оказался не так уж и страшен…

            Но одно дело зарядка, а на занятии всё оказалось посложнее. – Бравым моряком, увидевшим по ходу «пары», как запинаются и заикаются его одноклассники, всё сильнее овладевали волнение и внутренний мандраж. Былая уверенность отступила. Когда же Ирина Борисовна предложила Genosse Mosenkoff высказаться на общественно-политическую или военную тему, он уже был готов исполнить команду «Hande Hoch!»

            Видя его колебания, я начал вполголоса подсказывать: «Konigin Juliana…» Этого хватило – всё заученное моментально вспомнилось и Женька, почти не запинаясь, сопровождая речь энергичными взмахами руки, доложил о британском вояже королевы. Ирина Борисовна была, видно, удивлена преображением почти безнадёжного ученика, потому что похвалила его по-русски и пожелала и дальше так же успешно учить немецкий.

            Легко сказать, «дальше и успешно…». Теория вероятности и численность класса подсказывали, что на каждом втором-третьем занятии придётся Женьке выступать с сообщением. Если к каждому так готовиться, как к первому, времени и сил у нас с ним ни на что иное не хватит. Не будешь же повторять текст об Юлиане… Хотя, почему бы и нет…

            И «поехала» королева по Европам и Азиям, а иногда и Америкам… – К каждому следующему занятию мы готовили сообщение исключительно о поездках Юлианы, благо она, судя по всему, любила посещать другие страны. Об её новых маршрутах мы узнавали, разумеется, из прессы. В сообщениях мы меняли названия стран, основой же оставалось самое первое, только в культурной программе Marinemuzeum (военно-морской музей) мог смениться на Kriegsmuzeum (военный музей),  в военной — Luftwaffenregiment (полк ВВС) на Panzerregiment (танковый полк). Незначительно менялись и названия выставок. Но залы голландской литературы в местных библиотеках она «открывала» повсеместно. Таким незатейливым образом с минимальными изменениями текста и заучиванием минимума новых слов мы достигали главного: Genosse Mosenkoff всегда был готов к занятиям.

            При всей мобильности и любви к визитам за рубеж Юлиана «не поспевала» за частотой иностранного языка в графике занятий первого курса. Делать нечего, пришлось придумывать ей вояжи и посещения выставок, музеев и войск. Ко второму семестру мой товарищ окреп в своих познаниях немецкого и уже самостоятельно готовил сообщения. – О поездках Юлианы, конечно же. Мне оставалось только проверить их и поправить произношение географических наименований.

            Но счастье длилось недолго… Где-то в конце второго семестра Ирина Борисовна под смех класса поинтересовалась: «Genosse Mosenkoff, und wohin fahrt Konigin Juliana heute? (Товарищ Мосенков, и куда едет королева Юлиана сегодня?)» Покраснев, Женька бодро отчитался об очередном «визите» королевы-путешественницы, но звоночек прозвенел…

            Поняв, что исключительно на поездки Юлианы рассчитывать больше не стоит, мы решили расширить сферу её деяний. – Расставаться с дамой при первой же опасности – не в правилах военморов. Пройдя прошлогодним путём, на выходе получили такую новость: «Konigin Juliana von den Niederlanden besuchte die Universitat von Amsterdam. In der Bibliothek eroffnete sie eine Halle fur hollandische Literatur. Sie hat die Labors und das Museum der Universitat besucht. (Королева Нидерландов Юлиана посетила университет Амстердама. В библиотеке она открыла зал голландской литературы. Она побывала в лабораториях и музее университета)».

            Надо ли говорить, что после успешного доклада о посещении Амстердамского университета королева не преминула «посетить» вузы Гааги, Арнема, Лейдена и других больших и малых городов Голландии. Думаю, граждане некоторых из них были бы очень удивлены, узнав, что у них в городке есть университет и его посетила Юлиана. И не просто посетила, но традиционно открыла зал родной литературы… Впрочем, мы не забыли о насмешке Ирины Борисовны и для разнообразия периодически «отправляли» королеву с визитом в ту или иную страну. Так, перемежая визиты с университетами, и дотянули до четвёртого семестра.

            К середине второго курса Женька серьёзно подтянулся: он, конечно, ещё не говорил по-немецки, но на основе газетной заметки уже мог самостоятельно, зачастую даже без помощи словаря, подготовить краткое сообщение в стиле более ранних. И, конечно же, о Юлиане – мы решили, что верность этому персонажу будет плюсом в глазах преподавательницы.

            И наш расчёт оправдался! – «Also, Genosse Mosenkoff, was konnen Sie uns uber Konigin Juliana erzahlen? (Итак, товарищ Мосенков, что вы можете нам рассказать о королеве Юлиане?)» — с поощряющей улыбкой спрашивала Ирина Борисовна, и наш герой без запинки информировал уже не только о зарубежных поездках и университетских встречах. – Он расширил диапазон королевских дел до выступлений королевы в парламенте и правительстве, её общения с футболистами любимого Женькой «Аякса» и нелюбимых «Эйндховена» и «Фейеноорда», присутствия на спектаклях гастролировавшего в Европе балета Большого театра. Правда перемешивалась с вымыслом, но не их соотношение было главным…

            Словом, жизнь королевы, о которой она и не подозревала, била ключом, а жизнь моего друга постепенно наладилась. Наладилась так, что итоговый экзамен по немецкому языку он сдал с положительной оценкой. Давно это было и точно вспомнить нет возможности, но, по-моему, это была «четвёрка». Заслуженная. В том числе «благодаря» королеве Юлиане. 

            После выпуска лейтенант Мосенков уехал служить на Северный флот. К нам, на Тихий океан, изредка доходили вести о нём, о том, что немало было трудностей на его служебном пути – редко у кого из морских офицеров, тем более корабельных офицеров, их не бывает, – но он их мужественно одолел и сделал вполне приличную карьеру. Деталей я не знаю, но в том, что он не поддался невзгодам, я не сомневаюсь – не тот он человек, чтобы не найти выход из сложной ситуации. Одна история с немецким языком и королевой Нидерландов чего стоит…

07.10.2012.

Спустя 44 года.

            Не так давно мне удалось раздобыть номер телефона капитана 1 ранга запаса Евгения Ильича Мосенкова. Позвонил в Североморск. В трубке послышался совсем не испорченный временем голос моего лихого и никогда не унывающего друга юности Женьки…

            Жизнь его не щадила, служба мёдом не казалась, лёгких путей он не искал, палуба из-под ног уходила, но ничто не смогло «вышибить его из седла». Вспомнили друзей-одноклассников – живых и покинувших нас, нашу прекрасную молодость и родное училище, командиров и преподавателей. И иронию Ирины Борисовны: «Фи! Genosse Mosenkoff…» И королеву Юлиану, конечно…

            Вернуться бы в те счастливые годы…

Николай Курин

02.09.2020.