Ударная сила врага была сломлена

Стратегическая цель наступления немецко-фашистских войск летом 1943 г. заключалась в том, чтобы окружить войска Красной армии, находившиеся в районе Курска, а затем развернуть наступление на Москву.

В приказе Гитлера от 4 июля 1943 г. говорилось, что «германская армия переходит в генеральное наступление на Восточном фронте. Удар, который нанесут немецкие войска, должен иметь решающее значение и послужить поворотным пунктом в ходе войны…Это последнее сражение за победу Германии». Образованный в линии фронта Курский выступ, глубоко вдававшийся в сторону противника, имел огромное значение. Для немецко-фашистских войск создавались условия для нанесения мощных фланговых ударов по нашим войскам, оборонявшим Курский выступ.

Планируя наступательную операцию, гитлеровское командование преследовало цель — разгромить войска Центрального и Воронежского фронтов, ликвидировать Курский выступ и при благоприятных условиях развернуть дальнейшее наступление в северо-восточном или восточном направлениях.

Замысел противника заключался в том, чтобы сильными группировками нанести из районов южнее Орла и Белгорода мощные удары по сходящимся направлениям на Курск, окружить к исходу пятого дня операции главные силы наших войск на Курском выступе и уничтожить их. Для осуществления этого замысла гитлеровское командование выделило крупные силы в составе   9-й и 2-й полевых армий, 4-й танковой армии, оперативной группы «Кемпф», 6-го и 4-го воздушных флотов. Всего в составе группировки противника насчитывалось до 50 дивизий (в т. ч. 14 танковых и 2 моторизованные), около одного миллиона человек, до 10 тыс. орудий и минометов, 2 700 танков и штурмовых орудий, около 2 000 самолетов.

Ставка Верховного Главного Командования в своем замысле предусматривала создание на курском направлении глубокоэшелонированной и хорошо подготовленной обороны с целью истощить и обескровить наступающие ударные группировки немецко-фашистских войск в оборонительных сражениях, после чего перейти в контрнаступление и нанесением мощных ударов разгромить вражеские группировки. Для создания глубокоэшелонированной обороны было решено всю местность от линии фронта до реки Дон на глубину более 300 км привести до 15 апреля 1943 г. в оборонительное состояние, а войска Центрального и Воронежского фронтов, оборонявшие Курский выступ, полностью доукомплектовать силами и средствами,

В качестве резерва Ставки было решено на курском направлении создать Резервный (впоследствии Степной) фронт.

Центральный фронт (командующий генерал армии К.К. Рокоссовский) оборонялся на фронте от Туровец до Гапоново на протяжении 306 км.

К.К. Рокоссовский

Воронежский фронт (командующий генерал армии Н.Ф. Ватутин) оборонялся на фронте от Гапоново до Волчанска на протяжении 244 км.

Н.Ф. Ватутин)

Общее соотношение сил и средств на 1 июля 1943 г. было в пользу советских войск: по людям – почти в 1,4 раза, по артиллериям – в 1,6 раза, по танкам – в 1,3 раза. Самолетов было поровну.

Советское Верховное Главнокомандование в сложившейся обстановке решило первоначально создать для наступательных действий наших войск более благоприятные условия, используя для этого все выгоды и все сильные стороны заблаговременно подготовленной обороны.

Во второй половине дня 4 июля противник начал наступление своими передовыми отрядами против 6-й гвардейской. армии. С наступлением темноты разведчики захватили в плен несколько саперов, проделывавших проходы в наших минных полях и проволочных заграждениях. На основании данных разведки и показаний пленных было установлено, что наступление противника начнется утром 5 июля и командующие фронтами отдали распоряжения о проведении артиллерийской контрподготовки в ночь с 4 на 5 июля.

В результате артиллерийской контрподготовки удалось на 1,5 часа задержать начало наступления противника и несколько ослабить его первоначальный удар. Несомненно, можно было достигнуть большего успеха в срыве наступления противника, если бы усилия артиллерии Центрального фронта и авиации 2-й и 16-й воздушных армий в период контрподготовки направлялись на подавление и уничтожение живой силы и техники врага, сосредоточенной в исходном положении.

Оборонительная операция Центрального фронта. Наступление главных сил орловской группировки при поддержке авиации началось в 5 часов 30 минут 6 июля. Главный удар врага был направлен на Ольховатку (против левого фланга 13-й армии и частично против правого фланга 70-й армии).

В результате ожесточенных боев 6 июля противнику удалось на ольховатском направлении ценой огромных потерь вклиниться в оборону 13-й армии на 6-8 км и выйти ко второй полосе севернее Ольховатка на участке в 16 км. Наступление противника на Малоархангельск и Гнилец имело еще меньший успех. Там ему не удалось прорвать главную полосу обороны.

Командующий Центральным фронтом, определив направление главного удара противника, уже в первой половине дня 5 июля отдал войскам приказ с утра 6 июля нанести контрудар по главной группировке врага с целью восстановления положения в полосе 13-й армии.

Войска, наносившие контрудар, не выполнили поставленных задач, однако этот контрудар позволил сорвать планы противника. Немцы понесли огромные потери и в этот день не продвинулся вперед. Враг вынужден был перенести основные свои усилия из района Ольховатка в район Поныри.

Наступление противника на Поныри началось с утра 7 июля. Противник пять раз переходил в атаку, пытаясь прорвать оборону. Но каждый раз с большими потерями откатывался в исходное положение. В первые же минуты боя артиллерия противотанковых опорных пунктов подбила 22 вражеских танка, в том числе 10 танков типа «Тигр».

Несмотря на численное превосходство, врагу не удалось сломить сопротивление оборонявшихся войск. Только в 19 часов в результате сильного удара танков противник смог овладеть северной частью Поныри, но уже утром 6 июля части дивизии, перегруппировав свои силы, перешли в контратаку и во взаимодействии с соседними дивизиями 18-го гвардейского стрелкового корпуса и частями 3-го танкового корпуса восстановили прежнее положение.

Войска Центрального фронта, сорвав планы фашистского командования – прорваться к Курску с севера, приступили 12 июля к подготовке контрнаступления.

Наступление противника на белгородско-курском направлении началось с 16 часов 4 июля. Вначале действовали усиленные передовые отряды, имевшие задачу сбить боевое охранение 6-й гвардейской армии и выйти к переднему краю нашей обороны. Ожесточенные бои продолжались до конца дня. В 6 часов 5 июля началось общее наступление немецко-фашистских войск на всем фронте 6-й и 7-й гвардейских армий. Главный удар противника пришелся по 67-й м 52-й гвардейским стрелковым дивизиям 6-й гвардейской армии и 81-й, и 78-й гвардейским стрелковым дивизиям 7-й гвардейской армии.

В итоге боев 5 июля противнику ценой огромных потерь удалось продвинуться до 2 км западнее Черкасское и на 200-300 м восточнее этого пункта.

С утра 6 июля после мощной артиллерийской и авиационной подготовки враг снова перешел в наступление на всем фронте 6-й гвардейской армии. Противник бросил против наших войск до 750 танков одновременно. Это явилось основной причиной отказа командующего фронтом от нанесения контрудара.

Бои 6 июля разгорелись на тех же направлениях, но с еще большим ожесточением. Атаки противника следовали одна за другой, но все они были безуспешными. После того, как 260 бомбардировщиков противника нанесли массированный удар по боевым порядкам 67-й гвардейской дивизии, танковой группировке врага удалось прорвать оборону дивизии и к 16 часам выйти ко второй полосе нашей обороны на участке Завидовка, Солонец (10 км).

До 9 июля, несмотря на ожесточенные атаки, противнику не удалось прорваться на Обоянь. 9 июля он предпринял последнюю попытку прорваться к этому городу вдоль шоссе Белгород — Курск.

Потеряв в боях 295 танков и 57 самолетов, противник был вынужден остановить наступление. Всего же за пять суток ожесточенных боев противнику удалось вклиниться в нашу оборону на глубину до 35 км и только на участке шириной 12–13 км подойти к тыловой армейской полосе 6-й гвардейской армии.

Немецко-фашистокое командование, не добившись успеха на обояньском направлении, приняло решение перенести основной удар 4-й танковой армии на прохоровское направление. Здесь для удара было сосредоточено четыре танковых, одна моторизованная и одна пехотная дивизии. Всего в составе этой группировки насчитывалось до 700 танков. Одновременно армейская группа «Кемпф» (танковых дивизий – 3, около 350 танков) получила задачу нанести удар с юга из района Мелихово также на Прохоровку.

Командующий Воронежским фронтом генерал армии Н.Ф. Ватутин, оценив обстановку, сложившуюся на фронте, пришел к выводу, что противник на прохоровском направлении вводит в сражение вое свои наличные силы и что срыв готовящегося нового удара явится окончательным провалом вражеского наступления на Курск с юга. Командующий фронтом принял решение с утра 12 июля нанести контрудар силами 5-й гвардейской танковой армии.

В 8 ч 30 мин 12 июля после 15-минутной артиллерийской подготовки войска фронта начали контрудар. Основные события развернулись в полосе наступления 5-й гвардейской танковой армии, танковые корпуса которой встретили в 1,5-2 км от исходных позиций атакующие вражеские танки. Завязалось беспримерное в истории войн ожесточенное встречное танковое сражение длилось весь день 12 июля. Оно проходило в двух районах: юго-западнее Прохоровки, где вели бои основные силы танковой армии, и в районе Ржавец, где вели бои основные силы танковой армии под командованием заместителя командующего армией генерал-майора Н.И. Труфанова.

Танковое сражение под Прохоровкой, в котором одновременно принимало участие до 1 500 танков с обеих сторон, закончилось поражением немецко-фашистских войск. За 12 июля враг потерял около 400 танков, 500 автомашин, свыше 4 500 солдат и офицеров и вынужден был перейти к обороне на этом направлении.

В связи с провалом наступления и тяжелым положением в районе Орла и Донбасса немецко-фашистское командование принимает решение отвести свою группировку на прежний рубеж. 16 июля под прикрытием сильных арьергардов противник начал отход.

Таким образом, ударная сила врага была сломлена, победа, одержанная нашими войсками в оборонительном сражение за «курский выступ» со всей очевидностью, показал, что войска Красной Армии оказались способными отразить самые мощные удары врага, а немецкая армия уже бессильна развернуть успешное наступление даже на одном направлении.

Полковник Г. Цобехия

Курсант А. Параскевов

Военный университет Минобороны РФ