В Ливадии состоялась Международная научно-политическая конференция, приуроченная к 240-летию присоединения Крыма, Тамани и Кубани к Российской Империи. В этом торжественном научном мероприятии приняли участие политики, учёные и общественные деятели Крыма, России и Дальнего зарубежья.
В работе конференции участвовал исполнительный директор Института стран СНГ в г. Севастополе, председатель регионального отделения Союза журналистов Города-Героя Сергей Горбачев. Его выступление «Роль Черноморского флота в обретении Россией Причерноморья и отстаивании её интересов на Юге» не только привлекло внимание, но и вызвало резонанс. Как представляется, это не случайно.
– Наверняка всем известны часто повторяемые в последнее время слова Императора Александра III «У России есть только два союзника – её Армия и Флот», – отметил Сергей Горбачев. – В современной России эта фраза приобрела популярность не только в российской политической среде, получая интерпретации и добавления. Кто-то, наоборот, заявляет о том, что она устарела. Тем не менее отметим: именно в нашей стране, в становлении её государственности военные сыграли особенную, если не исключительную роль.
Первые лица государства – во все эпохи – непосредственно занимались военными вопросами, возглавляли Армию, даже женщины имели воинские звания. К примеру, Екатерина Великая была полковником Семёновского, Преображенского, Конного и Измайловского полков и капитаном Бомбардирской роты, к слову, на ряде ставших хрестоматийными портретов она изображена как раз в военном мундире. Её абсолютно оболганному в наших историографии и исторической памяти сыну Павлу Первому на самом деле принадлежит определяющая роль в развитии Российского Военно-Морского Флота в «эпоху его славы и побед». Почти 35 лет, с 1762 по 1796 г., он был президентом Адмиралтейств-коллегии, высшего органа управления военно-морскими делами в Российской империи. Эти и многие другие факты как раз и являются подтверждением особой роли, которую играли военные в целом, и моряки в частности, в становлении, прирастании, укреплении и развитии России. Это особенно характерно для событий XVIII века, связанных со всем Причерноморьем – Новороссией, Тавридой, Крымом, Кавказом и Придунавьем.
По большому счёту, Российское государство как великая держава сложилось благодаря выходу к морям, обеспечившему её политическое, экономическое и культурное развитие. И в этой связи рассмотрение роли Черноморского флота, моряков-черноморцев приводит к выводам о важности морского фактора как стержня доминанты России в Черноморском, а сегодня и в Черноморско-Каспийском геостратегическом субрегионе. Это однозначно демонстрирует опора практически всех государств региона на морскую силу и морские коммуникации, портовое хозяйство, шельф и морскую (исключительную) экономическую зону, без чего невозможно их существование. Напомню: даже сухопутная Молдавия в 2006 году благодаря соглашению с Украиной заполучила порт Джурджулешты, приобретя выход непосредственно в Чёрное море.
Отмечу ряд принципиальных моментов.
– Истоки зарождения флота и мореплавания на Руси неразрывно связаны с Чёрным морем, не случайно в древности оно называлось Русским.
– Именно здесь, на Юге, мореплавание имело самые глубокие корни.
– Именно здесь Пётр Первый начал «рубить окно в Европу», в 1695 и 1696 годах предприняв Азовские походы, успех которых как раз был обусловлен созданием флота по факту и формализацией развития «второй государевой руки» – Флота решением Боярской Думы 20 октября 1696 года. Подчеркну: именно на Юге Пётр в то время начал строительство новой столицы – Таганрога.
– Именно здесь началось возвращение России к выходу к дальним морям, за что воевали полтора века – от Крымских походов до Кавказской войны.
– Здесь, на Чёрном море, на Средиземноморье происходили самые грандиозные морские сражения и одержаны славные победы. Одним из результатов этого стало рождение русской школы мореплавания, морской тактики и выучки. В «царское время» – это Ушаковская школа, в советское – Горшковская, а затем – Касатоновская школы. Главное – действовать на максимальных параметрах и сработать на общий победный результат.
– Именно моряки, флотские мастеровые стояли у основ закладки, строительства и развития основных городов Юга – Николаева, Херсона, Одессы, Севастополя, Новороссийска.
– Командующие флотом (официальное название должности менялось) всегда влияли на административные вопросы (управление территориями), особенно в Императорской России (при СССР – в значительной мере), вплоть до вопросов градостроения, архитектуры, логистики, коммуникаций и пр.
– Здесь же с участием флота происходили знаковые социально-политические потрясения. Достаточно вспомнить восстание на броненосце «Потёмкин», лейтенанта Шмидта, Русский исход на кораблях флота в ноябре 1920 года.
– Золотом вписаны Города-Герои Одесса, Севастополь, Керчь и Новороссийск в летопись Великой Отечественной войны. В их обороне и освобождении особую роль сыграли черноморцы.
– Именно Черноморский флот составил основу сил Средиземноморской эскадры ВМФ, действовавшей у берегов Ближневосточных государств – в «военно-политической кухне мира» в последние восемь десятилетий.
– Трудно переоценить роль Черноморского флота в Новейшей истории России. Уникален, беспрецедентен «Феномен адмирала Касатонова». Впервые оперативно-стратегическое объединение (более 90 тыс. военнослужащих, более 100 тыс. рабочих и служащих) проявило свою волю, оставшись управляемым в интересах всего Отечества (верность присяге и интересам России). ЧФ остался в исторических базах в Крыму на территории,находящейся под юрисдикцией Украины. Создан и 23 года удерживался «плацдарм Русской весны-2014», без которого невозможно было бы в принципе ставить вопрос о возвращении Крыма в родную гавань – в Россию.
– Нахождение Черноморского флота в Крыму в 1991-2014 гг. обеспечило сохранение русской идентичности Севастополя и Крыма, не позволило осуществить их бандеризацию.
– Именно с событий в Севастополе и Крыму в феврале 2014 года на практике начался слом однополярной системы мироустройства, возвращение России в число Великих держав. С этого момента изменилась конфигурация Черноморья, произошло формирование единого Черноморско-Каспийского геостратегического пространства, в этот субрегион переместился центр основных международных событий последних лет. Об этом также свидетельствует происходящее вокруг Сирии.
– Особенны значение и вклад Черноморского флота на протяжении более 240 лет в экономику, хозяйство, инфраструктуру, науку, культуру, в целом в гуманитарную сферу. Достаточно, пожалуй, напомнить: первым культурным учреждением на полуострове стала отметившая в прошлом году своё 200-летие Севастопольская морская библиотека. Всем известны имена художника И.К. Айвазовского, писателя И.К. Станюковича, врача Н.И. Пирогова, изобретателя радио А.С. Попова, моряка и учёного С.О. Макарова. Этот список можно продолжить, как и перечень научных, исследовательских, проектных и других учреждений мирового уровня, непосредственно связанных с фотом.
Понимание всего этого чрезвычайно важно, как и оценка значения, потенциала и перспектив развития Черноморского флота в различных аспектах – чисто военном, военно-политическом, в областях военного и военно-технического сотрудничества и пр.
К сожалению, несмотря на фактически уже начавшиеся юбилейные мероприятия, связанные с 240-летием «крымских событий», особо в публичном пространстве о них не говорится. Между тем, до юбилея Черноморского флота, отмечаемого 13 мая, остаётся чуть больше трёх недель. Почему так?
Причин, как всегда, несколько, в том числе проблематика, связанная со Специальной военной операцией. Это и понятно, и объяснимо. Не понять и не объяснить другого, лежащего, как представляется, в основе многого, что происходит в последнее время.
Увы, но всё чаще доводится слышать о размывании севастопольской идентичности, утрате специфических, особенных черт Города-Героя. Сегодня говорится о «морщинистом лице» морского, флотского Севастополя. Красноречивым, показательным примером этого процесса эрозии общественного сознания по оценке авторитетных представителей экспертного сообщества являются вещи фундаментальные.
Как представляется, классикой жанра стала распиаренная и расхваленная в 2021 году 3-томная История Севастополя, в третьем томе которой, о чём не раз говорилось, размыта роль черноморцев как в развитии Севастополя, так и в целом в новейшей истории, особенно – в его возвращении в родную гавань, в Россию. Причем Черноморский флот из родной гавани никуда не ушёл. Более того, черноморцы-россияне в «украинское» время были представлены в депутатском корпусе города и районов. Сейчас в нём – единицы из состава флотских отставников, мало влияющих на проблематику морской сферы деятельности Города-Героя. Увы, есть и другие примеры, или более, или менее показательные…
Говоря об этом, отметим: многие важные вещи, о которых мы говорим, носят по факту формальный, показушный, неискренний, даже бессердечный характер. Так, известно о том, что осенью прошлого года в Херсоне накануне его оставления нашими войсками был демонтирован памятник адмиралу Ушакову. Также разобран и вывезен памятник и Светлейшему князю Потёмкину, а из склепа в Свято-Екатерининском храме извлечены его останки.
В этой связи отметим: некогда тело светлейшего князя Григория Александровича Потемкина-Таврического покоилось под церковным полом по правую сторону амвона. В полу была сделана подъемная дверь, через которую спускались в свод, где стоял гроб, а перед ним – икона с горящею пред нею лампадой.
В 1798 году по приказанию Императора Павла Первого забальзамированное тело Г.А. Потёмкина было предано земле: «все тело, без дальнейшей огласки, в самом же том погребу погребено было в особо вырытую яму, а погреб засыпан землею и изглажен так, как бы его никогда не бывало». Сход в склеп в более поздние годы был закрыт.
Как бывало нередко в советское время, могила Потёмкина неоднократно вскрывалась. По свидетельству писателя Бориса Лавренёва, в 1930-х годах череп Потёмкина даже был выставлен, как экспонат антирелигиозного музея, затем, правда, возвращён в склеп князя. Вот из него и был извлечён прах фактически Отца-основателя Черноморского флота и Севастополя.
Говоря об этом, отметим: на памяти черноморцев и севастопольцев знаковая торжественная церемония перезахоронения останков славных сынов Отечества адмиралов М.П. Лазарева, В.А. Корнилова, В.И. Истомина и П.С. Нахимова, состоявшаяся 29 февраля 1992 года. Она стала демонстрацией несгибаемого характера и крепости духа моряков и горожан, во главе с адмиралом Игорем Владимировичем Касатоновым давших понять «незалежному» Киеву: Севастополь – русский город, флот будет сохранён для России, а Крым вернётся под её державную длань. До этого прах адмиралов хранился в кладовке ленинградской коммунальной квартиры в коробке из-под заморских фруктов. Где сейчас косточки Великого Потёмкина? Лежат на полке в такой же коробке?
Хотелось бы верить, что в ближайшее время на фоне 240-летия Черноморского флота и его главной базы надлежащим образом будет воздана дань памяти Светлейшему князю. Может, уже настало время упокоить его останки рядом с прославленными русскими адмиралами в севастопольском Владимирском соборе – усыпальнице? Это – наш долг, это – конкретное дело, материализация нашей Памяти, считает капитан 1 ранга Сергей Горбачев.
Подготовил Пётр Шишкин