Виктор Фещенко
В Пакистане продолжается расследование дела, которое способно определить вектор развития страны на долгие годы и стать прецедентом для последующих судебных решений.
Все началось 10 дней назад, когда разъяренная толпа мусульман едва не учинила самосуд над христианской девочкой в Исламабаде. Возмущенные пакистанцы уверяли, что та несла мешок с мусором, в котором были страницы из священного Корана. Часть страниц была обожжена. Избежать «линчевания» удалось только благодаря вмешательству полиции, которая задержала девочку и поместила ее в одну из самых строгих тюрем. Считается, что только так можно было спасти ей жизнь.
Лидеры христианской общины утверждают, что обвинения в адрес девочки не имеют под собой оснований. По их словам, Римше всего 11 или 12 лет, она страдает синдромом Дауна, поэтому не понимала, что делает. Для проверки этой информации было назначено медицинское освидетельствование. Оно показало, что Римше на самом деле 13 или 14 лет. Есть ли у нее умственные отклонения, пока не установлено. О других подтекстах громкого дела «РГ» рассказал редактор англоязычной пакистанской газеты The Nation Малак Макбуль.
Что ждет эту несчастную девочку? Как будет развиваться дело?
Малак Макбуль: Пока еще идет расследование, а сама девочка находится в тюрьме. Это потребовалось, чтобы защитить ее жизнь. Она пробудет там до окончания расследования. После этого ее могут выпустить.
А были ли схожие случаи в судебной системе Пакистана?
Малак Макбуль: Были, но не так много. Если кто-то богохульничает, первым делом его одергивают сами люди. Да и многие просто боятся последующей реакции. Помню, недавно было дело в Пенджабе. Там землевладелец обвинил в богохульстве своего рабочего. Но это оказалось неправдой. А в другом случае в том же Пенджабе разгневанная толпа сожгла человека, который страдал психическим расстройством.
В Пакистане принято как-то учитывать весьма юный возраст задержанной?
Малак Макбуль: Да, у нас есть специальные нормы, направленные на защиту совершеннолетних, находящихся под следствием, и она под них подпадает.
Какое наказание предусмотрено за богохульство?
Малак Макбуль: За богохульство у нас наказывают по всей строгости. За осквернение Корана можно получить пожизненный срок. Но в данном случае еще необходимо установить: было ли это богохульством? Это дело имеет двойной подтекст, наверно, не очень понятный иностранцам. Проблема в том, что некоторые у нас делают бизнес на таких инцидентах. Они сначала настраивают общество против себя, а потом просят убежища на Западе, куда с удовольствием переезжают. В данном случае уже поговаривают, что полицейские получили деньги за фабрикацию этого дела, чтобы семья девочки могла переехать в Европу. И ужас в том, что это может оказаться правдой — такие прецеденты уже у нас бывали.
Почему вообще дело получило такой резонанс?
Малак Макбуль: Потому что девочка живет в Исламабаде — столице Пакистана. Тут очень много СМИ, которые быстро подхватили и распространили информацию.
Не является ли скандал вокруг девочки частью какого-то большого заговора против христиан? Почему местные жители так ополчились на девочку с синдромом Дауна?
Малак Макбуль: Здесь нет заговора. Просто многие не понимают, как такое мог совершить маленький ребенок?
Что лучше для девочки — остаться в тюрьме или выйти на свободу, где она, весьма вероятно, подвергнется гонениям со стороны мусульман?
Малак Макбуль: Если ее признают невиновной, она вряд ли подвергнется гонениям. Думаю, над этим поработает духовенство. Например, когда толпа хотела сама наказать девочку, имам ближайшей мечети спас ее, отдав полиции.
Вы согласны, что Пакистан далек от статуса светского государства? Вашу страну нередко называют базой для террористов.
Малак Макбуль: Все это неправда! Пакистан при помощи международного сообщества ведет войну с терроризмом и экстремизмом. Пока мы не можем окончательно победить. Все знают, что в нашем регионе базируется та же «Аль-Каида», но лично я ее членов не вижу. Но из-за этого меньшинства у нашей страны такой имидж. Все думают, что Пакистан — это страна с высоким уровнем экстремизма и сумасшедшими людьми. Это неправда! Чтобы пересчитать пакистанских экстремистов, хватит пальцев двух рук. Вот я, например, живу в Исламабаде рядом с христианами. И у нас очень тесные отношения. А впечатление о нас как об экстремистах придумано Западом. Конечно, нельзя сказать, что у нас прозрачная и полностью безопасная среда. Элементы «сумасшествия» существуют в нашем обществе, но это не экстремизм.
Когда верстался номер
В Пакистане был задержан имам мечети, который, по словам Малака Макбуля, спас девочку от агрессии толпы. Один из свидетелей происшествия рассказал следствию, что именно он подбросил Римше сожженные страницы Корана и пепел. Версия до сих пор проверяется, но один из следователей уже объявил прессе, что девочку, очевидно, вскоре отпустят на свободу.
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N5875 от 4 сентября 2012 г.
Комментарий НА "В Пакистане за богохульство судят 13-летнюю девочку"