«Веста» была построена еще в 1858 году и представляла собой небольшое судно водоизмещением в 1800 тонн с паровым двигателем в 130 лошадиных сил. На вооружении «Весты» состояло пять 6-дюймовых мортир, две 9-фунтовые и одна 4-фунтовая пушки, две скорострельные пушки Энгстрема и две такие же пушки Гатлингса. Кроме того, на пароходе и двух его катерах имелись мины. Экипаж «Весты» состоял из 16 офицеров и 118 человек команды. «Фетхи Буленд» значительно превосходил «Весту» скоростью хода, имел броню и был вооружен двумя орудиями — носовым и кормовым— калибра 10—11 дюймов, четырьмя башенными орудиями калибра 7 дюймов и несколькими орудиями калибра 4—5 дюймов.
22 июля 1877 года «Веста» отправилась в обычное крейсерство к берегам Болгарии. В 7.30 23 июля с «Весты» было замечено судно. Так как погода была пасмурная, то капитан «Весты» пошел для опознания судна на сближение и вскоре обнаружил, что неизвестным судном был турецкий броненосец «Фетхи Буленд». Аркас особым предписанием строго требовал, чтобы капитан «Весты» всемерно избегал вступления в бой с турецкими броненосцами и вообще с хорошо вооруженными турецкими судами, но в данном случае уклониться от боя не удалось.
«Фетхи Буленд» поднял флаг и дал выстрел. «Веста» ответила тем же и повернула назад. Более быстроходный броненосец стал нагонять «Весту». Ведя непрерывный огонь орудиями как главного калибра, так и 7-дюймовыми, «Фетхи Буленд» за короткое время причинил «Весте» большие повреждения. Была пробита верхняя палуба, уничтожена мортира, перебит штуртрос и, наконец, загорелась жилая палуба над самой крюйт-камерой. Экипаж понес большие потери, но не падал духом. Лейтенант Короткое, раненный 17 осколками и опаленный взрывом неприятельской бомбы, продолжал наводить орудия, пока вновь не был ранен осколками в лицо. Боцман Власов и комендоры не отходили от орудий, несмотря на сильный турецкий огонь. Рулевые правили рулем, как в мирное время, не обращая внимания на все творившееся вокруг них.
Пожар удалось потушить. «Веста» энергично отвечала броненосцу своим артиллерийским огнем, а с дистанции 700—800 м — и ружейным. В конце концов «Весте» удалось попасть мортирной бомбой в башню броненосца и подбить его носовое орудие главного калибра. На «Фетхи Буленд» из-под палубы показался пар или дым и было явственно видно смятение экипажа. Броненосец стал отставать, затем переменил курс и вскоре скрылся из виду.
Весь бой, происходивший недалеко от румынского города Кюстендже, длился пять часов и стоил экипажу «Весты» потерь в 33 человека убитыми и ранеными; из этого числа 7 человек были офицерами. В сентябре над командиром «Фетхи Буленд» капитаном Шукри-беем было произведено формальное следствие для выяснения причин его бегства.
Героизм русских моряков и примерное самоотверженное поведение офицеров «Весты» привели к победе в таком неравном бою, где, казалось, все сулило «Весте» верную гибель.
… Да, война заставляет думать, что армия и флот нужны не только для карьерных амбиций чиновников и политиков, не только для распилки финансов, но и для чего-то еще. Впрочем, по докладу генерала Николая Батюшина (военная контразведка), в 1916 прибыль поставщиков вооружений, продовольствия и т.п. составила 600%!!! Ни хрена себе! Причем, часто продовольствие и вещевое имущество были отвратительного качества!
Очень интересно. Выходит царское правительство поживее шевелилось с внедрением новых технологий чем нынешнее? Или это война заставила быстрее подпрыгивать?
1. А вы знаете, что это был Первый В Мировой истории бой в с применением приборов центрального управления артиллерийским огнем провел пароход «Веста» под командованием капитан-лейтенанта Н.М. Баранова 11.7.1877г. Он встретился с турецким броненосцем «Фетхи – Бокленд», и, не смотря на превосходство противника в артиллерии, в результате 5 часового боя, нанес ему серьезные повреждения, после чего тот вышел из боя и ушел к своему побережью, с поврежденной винторулевой группой и выведенными из строя орудийными башнями. Турки уже были сами не рады, что связались с этим пароходом, который вопреки ожиданиям и не собирался убегать из-под огня, а разрывы русских снарядов все чаще раздавались на палубе и надстройках. Туркам стало грустно.
По воле его величества Случая, именно на «Весте» оказался сотрудник конструктора этих приборов подполковник Чернов. этих приборов центрального управления артиллерией, Это был настоящий ученый! Наплевав на ранения, он корректировал работу приборов.
За этот бой капитан-лейтенант Баранов был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени, а Чернов– Орденом Владимира с мечами. 3-й степени
Один из первых минных крейсеров Черноморского флота был назван «капитан Баранов» в честь командира «Весты»
Впервые в мире первые приборы управления артиллерийской стрельбой были спроектированы, изготовлены и установлены на 9 быстроходных пароходах Черноморского флота русским офицером-артиллеристом Давыдовым Алексеем Павловичем. Конструктор и изобретатель первых в мире приборов, решающих задачу артиллерийской стрельбы по движущимся целям, все работы проводил за свой счет, опередив американцев и англичан. В 1876 году морское министерство, узнав о том, что такие разработки пытаются проводить и на иностранных флотах, одобрило работу конструктора и разрешило устанавливать на кораблях эти приборы. Боевое крещение система прошла в войне 1877- 1878г во время очередной русско – турецкой войне. И как оказалось, впечатляюще успешно …
Это кратко … а вообще все было сложнее и не так красиво смотрим сюда http://polardpf.ru/korably/1860-ta-samaya-vesta-tot-samyj-bapanov-kto-ix-pomnit-zabytye-srazheniya-zabytyx-russkix-vojn.html