СОЮЗ РАДИ ОБЩЕЙ ПОБЕДЫ

142460362

В Министерстве финансов США осенью 1940 года возникла идея помощи странам, противостоящим нацисткой Германии. В январе 1941 года проект закона о ленд-лизе был внесен в Конгресс США, и уже 11 марта 1941 года его подписал президент. Согласно этому закону президент получил полномочия передавать, обменивать, сдавать в аренду, взаймы или поставлять иным способом вооружение, боеприпасы, стратегическое сырье, продовольствие, различные товары и услуги, военную информацию правительству любой страны, если ее борьба против агрессии является жизненно важной для обороны Соединенных Штатов.

     В период с 11 марта 1941 года по 1 августа 1945 года США предоставили 42 союзным странам по ленд-лизу материалов и услуг на сумму 46 миллиардов долларов, в том числе Англии и другим странам Британской империи – на 30,3 миллиард, Советскому Союзу – на 11  Франции – на 1,4 миллиард. Китаю – на 631 млн. долларов.

     В первые 5 месяцев Великой Отечественной войны закон о ленд-лизе не действовал в отношении СССР. В этот период США отправили в Советский Союз за наличный расчет вооружения и материалов на 41 млн. долларов.       И только 7 ноября президент США распространил действие закона о ленд-лизе на СССР.

     Поставки Великобритании в Советский Союз по ленд-лизу осуществлялись в соответствии с англо-советским соглашением о взаимопомощи от 12 июля 1941 года. Первый конвой из Англии вышел в северные порты нашей страны в августе 1941 года. Но еще в конце июля 1941 года в Архангельск пришел английский минный заградитель «Адвенчур» с грузом глубинных бомб и магнитных мин. Таким образом, было положено начало поставкам по ленд-лизу.

    Доставка англо-американской техники и вооружения, материальных средств в Советский Союз осуществлялась тремя маршрутами. Первоначально планировалось до 75% всей экономической помощи направлять судами через арктические моря в порты Мурманска и Архангельск. К весне 1942 года было направлено 12 конвоев в составе 103 судов, из которых погибло лишь одно.

    Большие потери имелись в составе караванов PQ – 13, 16 и 17. Действия последнего получили достаточно полное освещение, как в советской, так и зарубежной литературе.

    Второй маршрут пролегал из портов Персидского залива через пустыни и горы Ирана и Ирака в советское Закавказье. Грузы отправлялись железнодорожным транспортом, по автомагистралям и по воздуху. Возможность использования этого пути впервые была обсуждена в августе 1941 года, при этом главное внимание было обращено на недостаточную пропускную способность портов Персидского залива, а также железнодорожных и автомобильных дорог на материке. С декабря 1941 года до конца 1942 года благодаря совместной работе советских, английских и американских специалистов пропускные возможности портов были увеличены с 97 тыс. тонн грузов ежедневно до 148 тыс. тонн, железных дорог – с 39 тыс. тонн  до 72 тыс. тонн.

     В феврале 1942 года на берегу Персидского залива в городе Шуайба была налажена сборка самолетов и перегон на аэродромы СССР. В 1943 году всеми видами транспорта по южным маршрутам было доставлено в Советский Союз 3447 тыс. тонн, в 1944 году – 5498 тыс. тонн грузов.

   Летом 1942 года в ходе переговоров был одобрен третий маршрут отправки самолетов по воздуху через Аляску и Сибирь. Протяженность трассы фэрбенск (США) – Краснярск (СССР) составила 14 тыс. км. За время войны силами 1-й первой перегоночной дивизии по этому маршруту было доставлено 7813 самолетов.

   За весь период Великой Отечественной войны из основных видов вооружения США и Англия поставили в СССР 18,7 тыс. самолетов, 10,8 тыс. танков и САУ, 9,6 тыс. орудий. Из них на долю США приходится: самолетов – 14018, танков и САУ – 6903, орудий – 7507. За этот же период промышленностью СССР произведено 112,1 тыс. боевых самолетов, 102,8 тыс. танков и САУ, 482,2 тыс. артиллерийских орудий всех видов и калибров. Таким образом, англо-американские поставки составили: — 2% от общего объема производства нашей страны.

    Необходимо отметить, что большую роль в обеспечении народнохозяйственного комплекса страны, повышении моторизации Вооруженных Сил сыграли поставки Англией и США автомобильного транспорта. При этом следует сказать, что приводимые в советской и зарубежной литературе цифры имеют большое расхождение. Авторы книги «Влияние второй мировой войны на Советский Союз» дают цифру 475000 автомобилей. Карл Реблинг приводит цифру в 500000 автомобилей. В любом случае, учитывая сокращение производства автомобилей в СССР в предвоенные годы и в период войны, а также возросшие потребности военного времени в автотранспорте, совершенно очевидно, что американский и английский транспорт сыграли большую роль в обеспечении жизнедеятельности нашей страны и армии.

   Поставки по ленд-лизу также включали стрелковое оружие, боеприпасы, обмундирование и обувь, продовольствие, медикаменты, нефтепродукты, некоторые виды стратегического сырья. Всего же в общем объеме военного производства СССР англо-американская помощь по ленд-лизу составила около 4%.

110501

    За период войны США получили от советского Союза в виде так называемого обратного ленд-лиза товаров и услуг на 7,3 миллиард долларов. СССР поставил 300 тыс. тонн хромовой и 32 тыс тон марганцевой руд, большое количество платины и пушнины.

    Существуют различные мнения о роли ленд-лиза в разгроме германского нацизма и его союзников. Вот что говорит о поставках по ленд-лизу А.И. Микоян: «Теперь легко говорить, что ленд-лиз ничего не значил. Он перестал иметь большое значение много позднее. Но осенью 1941 года мы все потеряли, и, если бы не ленд-лиз, не оружие, продовольствие, теплые вещи для армии и другое снабжение, еще вопрос, как обернулось бы дело».

0_7206c_9a65d1e1_orig

    Но самая главная оценка всего ленд-лиза была заключена в словах Верховного Главнокомандующего. В письме И.В.Сталина президенту США Трумэну от 11 июня 1945 г. было отмечено, что «соглашение, на основе которого США на протяжении всей войны в Европе поставляли СССР в порядке ленд-лиза стратегические материалы и продовольствие, сыграло важную роль и в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага — гитлеровской Германии». Бесспорно, такая оценка от первого лица является единственно правильной и полностью отражает признательность за помощь советскому народу и его Вооруженным Силам в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

Габриэль Цобехия

Елизавета Ермакова

Военный университет МО РФ

 

 

     Литература:

     1. Бережков В.М. Как я стал переводчиком Сталина. М.:, 1993.

  1. Якушевский А. Правда о ленд-лизе // политическое самообразование 1984.
  2. «Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Статистический сборник». М.;, 1990.
  3. Батлер Дж. Гуайер Дж. Большая стратегия (июнь 1941 – август 1942) М.:, 1967.
  4. Орлов А. Союз ради общей победы М.:, 1990.

Комментарий НА "СОЮЗ РАДИ ОБЩЕЙ ПОБЕДЫ"

Оставить комментарий