Традиция устанавливать в честь побед русского воинства обетные храмы восходит к глубокой старине. Это православный благодарственный поклон и оружию, и людям. Поклон, запечатленный в веках в камне и дереве. А более всего, в духовной неразрывной связи поколений.
Современники, даже знатоки отечественной истории, вряд ли смогут назвать все храмы-памятники русской воинской славе в пределах России (а есть еще и за рубежом). Между тем, их немало.
Монументальная летопись самых драматичных и в то же время славных событий нашей истории присутствует в больших и малых городах, а не редко и в селениях, близ которых случались судьбоносные битвы. И это всегда не просто церковь или часовня, но символы русского духа, которые обращают ныне живущего к истории Родины и памяти предков.
В Москве сохранились десятки церквей, построенных на народные деньги, являющих собой память об истинно христианском служении Отечеству. Так в честь воинства, одержавшего победу на Куликовом поле, поставили храмы Рождества Богородицы, Троицы и Николы. Позже в память о погибших возвели монастырь Иоанна Предтечи. Погибших в Куликовской битве традиционно поминали в храме Всех Святых.
Так уж сложилась история нашей Родины, что редкие годы она не вела оборонительные войны, не вынуждена была силой оружия отстаивать свои интересы или выполнять союзнический долг. Потому ничего удивительно нет в том, что многие церкви возведены именно по случаю ратной победы. Так была запечатлена память о воинах, одолевших Золотую Орду, бравших Казань, изгнавших из Москвы польских интервентов, прославившихся в Северной войне и войнах с Турцией… Так Русь, Россия благодарила своих земных спасителей и обращала купола нововозведенных храмов к нему, Спасителю и Заступнику Всевышнему.
По понятным причинам эта традиция была прервана после 1917 года. Более того, даже сами церкви воинской славы подверглись поруганию и разрушению. У всех в памяти варварское уничтожение памятника подвигу воинства в Отечественной войне 1812 года — Храма Христа Спасителя в Москве.
А в Ленинграде осквернили первый в городе собор, возведенный по случаю воинской победы — Сампсониевский. Его построили еще при Петре во славу Полтавской победы. Начиная с 1938 года там «квартировали» различные советские учреждения. При этом, заметим, за все годы здание не только не реставрировалось, но и вообще не ремонтировалось.
Всего же под снос ушло более тысячи храмов, сооруженных в честь русского оружия, осквернению подверглось и того больше. Повезло, если можно так выразиться, тем немногим, что власть перепрофилировала в музеи, в центры военно-патриотического воспитания. Так сохранялся изначальный дух — поклонения памяти православного воинства.
Безусловно, народную инициативу даже в те времена уничтожить на корню не получалось. Если не в больших городах, то в глубокой провинции, в селах удавалось поставить не храм, так часовню, не часовню, так памятный православный крест. Такое утешение своему горю искали родители воинов, погибших в Финскую войну, а потом — в Великую Отечественную. Скромные сооружения с православными крестами вовсе не претендовали на некий спор с грозной властью. Они были душевной потребностью верующих. И только. Тихим поминальным словом…
Семь десятков лет прошло со времени Великой Победы. Но эта славная и одновременно трагическая страница в нашей истории отражена в храмостроительстве весьма скупо — всего лишь несколько церквей, построенных в постсоветские годы и посвященных пусть важным, но все же локальным победам русского оружия во время войны.
Но по сей день в стране нет храма, который был бы общепризнанным национальным символом великой Победы. Равновеликого как значению этой Победы, так и скорби о десятках миллионов погибших в войне.
Таким местом всенародного поклонения мог бы стать храмовый комплекс Кафедрального Собора святого апостола Андрея Первозванного (Храм Победы). С такой инициативой выступил Союз благотворительных организаций России (СБОР), известный многолетней деятельностью по оказанию помощи тяжело больным детям и прочими инициативами в российской филантропии.
То, что именно СБОР первым заговорил о Храме Победы, думается, совсем не случайно. В руководстве этой организации почти все бывшие военнослужащие, офицеры армии и флота. Им эта тема особо и дорога, и понятна.
По мнению авторов идеи, наиболее предпочтительным местом сооружения Храма Победы представляется территория Новой Москвы, поскольку она позволяет осуществить выбор места строительства в соответствии с канонами православного храмостроения, а также приблизить храм к районам предстоящей массовой жилой застройки, что даст возможность храму сформировать собственный многочисленный приход.
Безусловно, это лишь один из вариантов. В процессе обсуждения самой идеи, наверняка будут названы и другие достойные места в столице. Но это уже предмет более детальной общественной дискуссии. Главное сегодня — высказать свое отношение к такой инициативе. Первый этап — отклик людей на предложение инициативной группы. Он важен не меньше, чем вся последующая работа над проектом.
Все, кого заинтересовал этот материал, могу высказать свое мнение по телефону +7 (495) 225-13-16.
Народное слово не менее ценно, чем народный рубль в копилку пожертвований на Храм Победы.
ВЛАДИМИР КОСТРОВ
Комментарий НА "В РОССИИ ПО СЕЙ ДЕНЬ НЕТ ХРАМА В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ НАД ФАШИЗМОМ"