Благая цель и честный труд придают смысл жизни человека.

С. С. Антюшин – доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой Российского государственного университета правосудия.С. С. Антюшин – доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой Российского государственного университета правосудия.

Любой самостоятельный, уважающий себя человек, стремящийся добиться чего-то значимого в жизни, однажды оказывается перед выбором пути своего становле­ния. Самые успешные субъекты к этому времени уже ясно понимают, что за свою судьбу отвечают прежде всего они сами.

На решения ситуативные и долгосрочные оказывают влияние внешняя среда, общество, мир. Однако это влияние, выраженное в различных формах практики, в сложном взаи­модействии развивающихся систем смыслов, может быть как позитивным, так и негатив­ным. Важнейшим способом распознавания качества информации, конструктивности или деструктивности реальных процессов, а также освоения опыта плодотворно участвовать в жизни общества, результативно трудиться на благо общества является образование, получение профессии. Однако образование обучающимися воспринимается по-разному. И учатся люди в одних и тех же условиях неодинаково. А ведь от этого во многом зависят их будущая жизнь, успех, судьба.

Введение

Одни люди «на лету хватают» знания, навыки, фрагменты накопленно­го кем-то другим опыта; другие и после многократных повторений, каза­лось бы, важной информации или определенной операции, практического приема забывают о том, как себя вести в конкретной типичной ситуации, «отработанной» в ходе обучения. В одних случаях человек легко усваивает второстепенные смыслы, сентенции, образы, формулировки, в других тя­готится необходимостью освоения важных для его жизни профессии, мето­дов, данных, алгоритмов решения насущных задач.

Но каждый стремится добиться в жизни наибольших успехов, собствен­ной значимости. Как минимум – в собственных глазах…

Теоретические основы

Полного и всестороннего объяснения, обоснования того или иного ре­зультата, вероятно, не получится, даже если попытаться для этого на­писать многотомный труд. Хотя бы потому, что у каждого человека ин­дивидуальный характер, все тонкости которого не только описать, но и изучить трудно даже его обладателю (а бывает и так, что как раз-таки обладатель характера знает себя хуже, чем внешний наблюдатель, а уж неверная оценка своих возможностей, целей, интересов вообще не ред­кость). Помимо этого, формы, фазы, элементы отношений, различные си­туации – пусть и типичные, предсказуемые и даже тщательно планиру­емые – не повторяются в точности, в малейших подробностях. Тем не менее общее в них выделить, понять, сформулировать в интересах вы­явления, понимания закономерностей не только возможно, но во многих случаях – необходимо.

Такой анализ и особенно самоанализ важен, как, например, постижение логики, обучение последовательности и рациональности мышления и дей­ствий. Одна из главных целей «…этой науки или научного искусства состо­ит в предохранении ума от заблуждений…» [1, с. 3]. Действительно, одна из главных целей любого субъекта общественных отношений – избежать ошибок или, по крайней мере, совершить их как можно меньше, особенно ошибок, роковых в своих последствиях.

Информация – ключевой компонент активности человека

Жизнь складывается из решений, действий, поступков, свершений. При­чем решений – обдуманных, поступков – осознанных, свершений – выстра­данных. И сама активность, и ее результаты во многом обусловлены умени­ем отбора, качеством усваивания, искусством использования информации.

Отношение человека к получаемой информации, навыкам, накоплению знания и опыта объяснимо. В основе всякой деятельности человека, как социальной, а если смотреть шире, то и любой активности (всего живого, способного проявлять активность) лежит стремление жить и чувствовать себя при этом как можно более комфортно. А для этого нужно занимать в мире и обществе, в социальных процессах такое положение, которое позво­лит обеспечить безопасность, устойчивость индивида в системе отноше­ний, а также всех значимых для него людей. Необходимые ресурсы, статус, жизненное пространство и все, что представляет для человека ценность, должно, согласно его представлениям, быть доступно ему в его положении, в этой его роли. Человек стремится обеспечить себе (а с возрастом, вступле­нием в брак – и своей семье) как можно более высокий уровень жизни, как можно бoльшую свободу действий, по возможности – контроль над процес­сами, в которые он включен, и т. д.

В стремлении к своим целям, иногда не вполне осознанном, человек пы­тается использовать созданные обществом условия, «каналы социальной циркуляции», как это называл П. Сорокин [2, с. 392–393, 396–401].

Однако при этом очень часто человек желает получить все, чего ему за­хотелось или что увидел у другого, даже еще по-настоящему и не зная, что ему на самом деле нужно. Как правило, на начальных этапах жизни многие желания – лишь результат подражания, покушение на первое понравивше­еся сочетание смыслов или ощущений незрелого сознания, не испытавшего толком ничего в жизни, не имеющего самостоятельного эстетического вку­са, не ощутившего ни восхищения разумностью мира, ни торжества дости­жений собственного интеллекта.

Разумеется, это характерно не для всех. У каждого человека свой набор достоинств и недостатков, свои этапы как становления, так и культурно­го, профессионального, гражданского роста. Многое зависит от среды и традиций семьи, правил микросоциума, этических принципов этноса, цен­ностей общества, истории государства и т. д. Но и от самого человека – в каких бы условиях он ни жил, ни воспитывался и ни учился – зависит не меньше. Иначе он становится заложником собственной ограниченности в самом неприятном смысле, получая от стремления эффект, обратный заду­манному им, – нечто худшее, чем жесткая зависимость. «Заложник даже не может рисковать своей собственной жизнью… он полностью защищен, он избавлен от своей собственной судьбы» [3, с. 51].

Чем дольше человек живет на свете, тем в большей мере он отвечает за себя, качество своей жизни, за свои отношения с миром. Для кого раньше, для кого позже приходит все большая ответственность и за других людей, за свою семью, свой коллектив, профессию, страну.

Когда человек ясно осознает свой интерес в чем-то, он отнесется к это­му с большим вниманием, будь то информация о состоянии фрагмента об­щества, оборот речи, прием поведения, удобное приспособление или ак­сессуар, черта стиля репрезентации или общения, важный собеседник или просто симпатичное «милое существо». Спектр интересов широк. Наиболее фундаментальные из них обусловлены основными функциями человека – члена семьи, общества, гражданина страны, специалиста, должностного лица и т. д., а также его главными целями.

Цели понимаемы и формулируемы, потому что выражены в идеях. Идеи «…не существуют независимо от мыслящих, – они результат наших мыс­лительных операций, но их, тем не менее, нельзя свести к этим операци­ям – они обладают неким минимумом идеальной объективности» [4, с. 150]. То есть цели, которые сами по себе, по мере их осознания и осуществле­ния, формируют личность, влияют на судьбы, можно и нужно ясно видеть, выделять в них главное, классифицировать, анализировать, соотносить со своими возможностями. Например, такая сравнительно частная цель, как изучение права, совпадает со средством и заключается в том, чтобы нау­чить и научиться толковать закон [5, с. 31].

Усвоение тех или иных знаний, навыков, алгоритмов действий, моделей поведения зависит от того, насколько ценными они представляются тому или иному человеку. Но, к сожалению, даже и те, кому непосредственно адресована определенная система смыслов, заключенная и транслируемая в границах, формах, в ходе осуществления учебно-воспитательного про­цесса, далеко не всегда способны понять их важность, в должной мере оце­нить их значение и роль в собственной судьбе.

Причины могут быть разными. Часто это происходит вследствие нео­пытности, отсутствия адекватного представления о будущей жизни: о ее многообразии и непредсказуемости, о сложностях и истинных ценностях. С недостатком знаний, опыта связаны неспособность и нежелание прогно­зировать собственное будущее, а также предпочтение пребывать в коконе инфантильной беззаботности. Правильному отношению к процессу обу­чения, к формированию базы собственной судьбы мешают разного рода соблазны, порождаемые и навязываемые радужными нарративами «обще­ства потребления», мишура сомнительных ценностей, призванных отвлечь человека от ценностей вечных. Агрессивная, едва ли не насильственная подмена парадигмы труда, созидания, творчества, ответственности нехи­трым набором сиюминутных удовольствий, доступностью фонтана при­митивных развлечений и далеко не всегда нужных «удобств» – не случай­ная тенденция, а скорее, глобальный план, в прицеле которого последние тридцать лет находилось российское общество. Этому способствовала «де­идеологизация», «деполитизация» общественных отношений [6, с. 149– 150], целью которой было отвлечь общественное и индивидуальное созна­ние от ответственности за собственную судьбу, от участия в изучении и решении по-настоящему важных долгосрочных задач.

Образование и труд: не упустить счастливый шанс

В жизни любого нормального человека труд представляет собой необхо­димость, благо, способ участия в общественных отношениях, выполнение долга перед природой и обществом, реализацию своих возможностей, до­ тоинств. Не осознавшему, не почувствовавшему созидательные, плодот­ворные, жизнеутверждающие стороны, свойства, функции труда, не убе­дившемуся в этом на практике труд – в тягость. Сравнительно «безобидные» сценарии жизни будут окрашиваться тонами повседневности безрадостной унылости, бесконечным поиском развлечений и способов «отдыха», увили­ванием от какой бы то ни было ответственности. Со стороны такой человек может казаться ленивым, бестолковым, пустым, ненадежным (и велика ве­роятность таким оказаться в действительности). Худшие варианты непони­мания созидательности и атрибутивности труда, стремления любыми спосо­бами его избежать приводят к конфликтам с людьми, коллективами, обще­ством, к нарушениям норм морали, права, к недостойному уровню жизни или (и) даже к преступлению.

Но если и исключить всякие крайности, далекую перспективу, сосредо­точиться на сравнительно небольшом промежутке времени студенческой поры, именно тогда возникают наиболее благоприятные условия и возмож­ность получения формирующимся профессионалом важных знаний, уме­ний – в ходе освоения определенной специальности в учебном заведении. Однако в это же самое время, в тех же условиях можно слепить из себя никчемного бездельника.

Именно в процессе обучения может прийти понимание важности и продуктивности труда, формирование привычки трудиться, выработка умения добиваться высокой эффективности своего труда и достигать по­ставленных целей. Большего добивается тот, кому удается осознать до­вольно простую закономерность, демонстрирующую связь направлен­ности, качества усилий субъекта и достигнутых им результатов. Если не удается научиться трудиться, доводить дело до конца, сформировать ощущение уверенности в себе, понимание выполнимости хорошо проду­манных планов и достижимости целей, то автоматически формируются неуверенность, привычка оставлять дело незаконченным, склонность на­деяться на «авось», не придавать значения промахам, прощать себе не­компетентность. Не овладев умениями и знаниями, такой человек торо­пится объявить их не слишком нужными, лишними, пытаясь заменить недостаток собственного профессионализма чем угодно из своего скудно­го культурного интеллектуально-психологического багажа – от беспричин­ного апломба до примитивной фамильярности и грубости.

Не каждый из обучающихся задается вопросом о том, насколько эф­фективно он использует предоставленные ему судьбой, страной, вузом возможности, время, информацию, опыт преподавателей, наставников для усвоения важных в будущей профессиональной деятельности и жиз­ни знаний и умений. Далеко не всем обучающимся приходит в голо­ву самокритичная мысль о том, что он или она (студент или студентка) освоили значительно меньшее количество активно и системно предлага­емых им «квантов» информации и навыков, чем другие их однокурсни­ки (такая мысль, как следует из практики, все же посещает некоторых студентов). Куда более важным пунктом рефлексии, который не стоит исключать из самоанализа большинству обучающихся, следует считать вопрос самому или самой себе о том объеме и качестве информации и опыта, которые студент или студентка могли бы получить, но не получи­ли вследствие собственных несобранности, пренебрежения рекоменда­циями, непосредственными указаниями преподавателей, сотрудников деканатов, требованиями рабочих программ, методических рекоменда­ций, увещеваниями родителей и т. д. Проще говоря, никогда не поздно задуматься о том, сколько знаний и умений недополучил субъект по соб­ственной не-инициативе. Логичным продолжением такого вопроса ока­зывается выявление причин, по которым обучающийся допустил эти по­истине серьезные для будущего потери.

«Научить нельзя. Научиться можно!» – гласит расхожее мнение, повто­ряемое в той или иной интерпретации многими опытными и талантли­выми педагогами, наставниками. Даже под страхом самых страшных кар человек будет менее эффективен в решении поставленных перед ним задач, в том числе в собственном обучении, чем при условии, когда он сам ясно осознает, для чего он получает знания, решает учебные задачи, выполняет упражнения, готовится к групповым практическим заняти­ям. Кроме того, человек, осмысленно накапливающий знания, опыт, це­ленаправленно формирующий себя надежным профессионалом высокого уровня, помимо того, что его способности уже на начальном этапе карье­ры, как правило, получают высокую оценку, более органично вписывает­ся в систему профессиональных и гражданских отношений, быстрее на­ходит свое точное место в практической деятельности, соответствующее призванию.

Заинтересованный человек, с одной стороны, живет более ярко, с боль­шей радостью. Он лучше понимает и любит свое дело. С другой стороны, глубокие знания и осознанное стремление их реализовать на практике спо­собствуют более скорому и уверенному становлению его как высококлассно­го специалиста. Это, в свою очередь, позволяет решать больше задач – все более сложных и с более высоким качеством. Такой человек создает себе имя, успехи «работают» на его имидж в профессиональной среде и обще­стве. Наконец, достигнутые результаты в работе во взаимодействии с со­вокупностью сопутствующих результатов, включающих растущий автори­тет, неизбежное накапливание бесценного личного практического опыта, новых знаний, оттачиваемое мастерство, приобретенные навыки, откры­вают новые профессиональные горизонты, пути самореализации, содей­ствуют продвижению. Специалист более полно ощущает вкус профессио­нальной деятельности: работа и жизнь становятся еще более интересными, значимыми, наполненными смыслами.

Перефразируя Макиавелли, признаем: в процессе обучения специалист должен быть, во-первых, закален, приучен к преодолению трудностей, об­учен необходимым в профессии умениям, навыкам, во-вторых, он должен отлично владеть профессиональным «инструментарием», в-третьих, уметь соблюдать порядок, в любой обстановке уметь действовать и в команде, и, если понадобится, автономно [7, с. 210]. Если всего этого нет, то специа­лист – какую бы должность он ни занимал, какую бы социальную роль ему ни выпало играть, как бы ни был высок его статус – зачастую не только не любит свою работу, но и пребывает в постоянном стрессе. Он не может вы логической и профессиональной подготовки, ни морально.

Таким образом, с любой стороны и для любого слушателя, студента (а так­же и для учебного заведения, для профессии, для страны) было бы лучше с самых первых дней получения образования и специальности учиться труду. Чрезвычайно важно научиться приобретать новые знания с интересом, что­бы жить и работать с радостью, осмысленно. В качестве одного из сильней­ших мотивов выступает осознание зависимости благополучия и всей судьбы формирующегося специалиста от его отношения к обучению. Получающий профессиональные навыки и знания должен отчетливо понимать, для чего конкретно, для какого рода деятельности учебное заведение его готовит.

Для этого важно, по меньшей мере, быть сравнительно точно сориенти­рованным в профессиональном отношении, как можно лучше видеть цель, которую необходимо достичь.

Образ собственного будущего

Каждому студенту мало отчетливо осознать, что он уже давно не ребе­нок, что в первую очередь он сам отвечает за себя, что поджидающие лю­бого человека испытания принесут тем больше переживаний, отнимут тем больше сил, чем хуже человек будет подготовлен самостоятельно решать возникающие перед ним вопросы, чем менее готов он будет брать на себя ответственность, чем слабее он владеет профессиональными знаниями и навыками. А могут возникнуть препятствия и самые неожиданные. Чело­век, привыкший преодолевать преграды, убежденный в том, что так или иначе найдет выход из любого положения, уверенный в своих силах, зна­ниях, сможет решить любые вопросы!

Каждому желательно как можно более ясно представлять себе образ соб­ственного будущего. Нужно научиться видеть себя в конкретной роли, на конкретной должности, а может, даже и в конкретных ситуациях. И тогда будет более понятно, для чего нужны знания, и возникнет ясность того, как можно использовать опыт, полученный в процессе обучения, в будущем, в практической деятельности.

Практика, как справедливо замечали классики, важнейший критерий, позволяющий дать оценку знаниям, мнениям, теоретическим выводам. Но практика в жизни исследователя (а любой профессионал высокого уровня – непременно исследователь в той или иной мере), а также и любого чело­века, активного участника социальных отношений имеет много функций. Практика выявляет причины развития опыта, совершенствования знаний и умений людей. Она же предоставляет множество различных по эффек­тивности примеров решения некоего типа чем-то схожих задач. Практиче­ские отношения, процессы, ситуации позволяют определить наиболее под­ходящие пути, инструменты решения конкретных вопросов. Практика – это поле решения большинства вопросов, волнующих человека, область реализации его познавательно-преобразовательных способностей, стремле­ний, возможностей… Словом, в сложной практической деятельности – ко­торая и есть наиболее репрезентативное проявление жизни – кроются ее причина, ресурс, цели, методология, ориентиры, критерии, смыслы…

Человеку, имеющему счастливую возможность заблаговременно, под ру­ководством более опытных специалистов, преподавателей, наставников получить отличную профессиональную (а также и общеобразовательную) подготовку, стоит как можно лучше разобраться в том, кем он собирается стать. Можно задаться целью стать адвокатом, прокурором, следователем, судьей, юрисконсультом, частным предпринимателем, руководителем го­сударственного предприятия или организации, преподавателем, ученым в определенной области научных знаний, исследований. Но непременно это должна быть конкретная профессия, достаточно определенный вид дея­тельности. Кроме того, следует думать о своем добром имени, об авторите­те своей семьи, страны, профессии, которую представляешь. «Доброе имя должно быть у каждого честного человека», – убеждал нас великий патриот и защитник интересов Отечества А. В. Суворов [8, с. 94].

Образ собственного будущего формирующегося специалиста позволяет сконцентрировать его внимание, усилия, энергию на самых важных вопро­сах подготовки, ориентирует на качественное усвоение накопленного ра­нее опыта. Представление о выполнении конкретных задач обязывает как можно более тщательно, глубоко, добросовестно готовиться к их решению.

Заключение

По мере накопления опыта образ будущего приобретет все более ясные очертания, откроются его преимущества, возможности творчества, слож­ности. Это поможет студенту самому искать дополнительные знания, ис­пользовать все более новые и разнообразные источники информации, по­зволяющие пополнить свои представления о предстоящей деятельности. Может случиться и так, что образ собственного профессионального буду­щего будет скорректирован, иногда существенным образом (собирался че­ловек стать, например, адвокатом, а потом пришел к выводу, что его удел – наука). Но знания профессионального и общего характера, полученные ра­нее, уже встроены в систему смыслов субъекта. Они уже есть. И могут быть использованы в той профессии, которая оказалась специалисту больше по душе, в которой он может добиться больших успехов, принести больше пользы людям и стране. В любом случае студент, ясно видящий цель, глу­боко, с «привязкой» к важной для него как специалиста конкретике осваи­вает предлагаемые курсом материалы, а не «проходит» учебные дисципли­ны – т. е. зубрит необходимую информацию или, хуже того, подсматривает более или менее правильные ответы на контрольные вопросы, сдает зачеты и экзамены и выбрасывает из головы все услышанное и прочитанное.

Но, к несчастью, многие студенты именно «проходят»… мимо знаний. А что им остается, если иного применения приобретенным знаниям, кроме как получить оценку в зачетную книжку, они не видят. Приходится при­знать, что не всем удается добиться желаемого, ощутить вкус победы над своими слабостями, убедиться в своих возможностях.

Не исключены разочарования. Ничего не поделаешь. И это необходимо пережить.

Если образ будущего не «вырисовывается», если ничего из профессио­нальных знаний не захватывает, то, скорее всего, стоит подумать о выборе другой профессии, об избрании иного пути становления, о попытках изме­нить что-то в своей судьбе.

В любом случае важно сделать как можно более осмысленный выбор и затем честно и ответственно следовать этому выбору.

Стоит прислушаться к мудрым словам нашего современника С. А. Тюш­кевича – философа, генерала, академика, ветерана Великой Отечествен­ной войны, лауреата Государственной премии, человека, родившегося в 1917 г. и отметившего в 2023 г. стошестилетие (!), который издал очеред­ную книгу в 2023 г.: «…век – это лишь миг, но миг, равный большой чело­веческой жизни, – насыщенный горестями и радостями, поражениями и свершениями, утратами и обретениями. Очень важно, чтобы все это было не зря» [9, с. 389].

Пожелаем же каждому, кто только вступает в самостоятельную жизнь, прожить ее не зря!

Список источников

1. Минто В. Индуктивная и дедуктивная логика / пер. с англ. М. С. Моделя. СПб. : С.-Петерб. электропечатня, 1902. 250 с.

2. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество : пер. с англ. / общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов. М. : Политиздат, 1992. 543 с.

3. Бодрийяр Ж. Фатальные стратегии / пер. с фр. А. Качалова ; науч. ред. текста Д. Дамте. М. : РИПОЛ классик : Панглосс, 2019. 319 с.

4. Жижек С. Событие. Философское путешествие по концепту / пер. с англ. Д. Я. Ха­мис. М. : РИПОЛ классик, 2018. 240 с.

5. Фаргиев И. А. Специальный закон о толковании права – веление времени // Пра­восудие/Justice. 2020. Т. 2, № 2. С. 29–48.

6. Беркут В. П., Антюшин С. С., Борченко В. А. и др. Теоретико-методологические основы военно-политической работы в РВСН : моногр. / под общ. ред. В. П. Беркута. 2-е изд. Балашиха : Воен. акад. ракетных войск стратегического назначения им. Пе­тра Великого, 2021. 235 с.

7. Макиавелли Н. Государь. О военном искусстве / пер. с итал. Г. Д. Муравьевой. М. : АСТ, 2017. 416 с.

8. Суворов А. В. Военно-стратегические заметки. Мысли и афоризмы Александра Васильевича Суворова. М. : Астрель : АСТ, 2011. 192 с.

9. Тюшкевич С. А. Поворот всемирной истории. Опыт Великой Победы над фашиз­мом. М. : Проспект, 2023. 400 с.

Информация об авторе: С. С. Антюшин – доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой Российского государственного университета правосудия.