Бой крейсера «Варяг» поднял моральный дух русских моряков

«Крейсер Варяг». Художник Мальцев Пётр Тарасович.«Крейсер Варяг». Художник Мальцев Пётр Тарасович.

120 лет назад 9 февраля 1904 г. русский крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» приняли героический бой с японской эскадрой в бухте Чемульпо.

5 февраля 1904 г. японский император подписал тайный указ о начале военных действии против Российской империи. Днём 8 февраля в Порт-Артур зашел английский корабль, взявший на борт всех японских граждан, находившихся на этот момент в крепости. Казалось, это должно было насторожить русское командование, но оно оставалось безмятежно спокойным. «Войны не будет, так как я ее не хочу», — заявил Николай II. Подобная беспечность дорого обошлось русскому флоту.

26 января 1904 г. флот Вице-адмирала Хэйхатиро Того сосредоточился в непосредственной близости от Порт-Артура. Накануне от него отделился и направился к корейскому городу Чемульпо 4-й боевой отряд контр-адмирала Уриу Сотокити получивший приказ захватить или уничтожить находившейся в гавани Чемульпо русские военные корабли. Сам Того с основными силами намеревался совершить внезапное нападение на Порт-Артурскую эскадру.

В ночь на 27 января 3 отряда японских миноносцев беспрепятственно достигли внешнего рейда, и ориентируясь по маяку и огням кораблей, выпустили 16 торпед.

Хотя экипажи русских кораблей, предупрежденные о возможном нападении противника, находились на боевых постах, охранение эскадры было организовано из рук вон плохо, и японцам удалось поразить 3 корабля – броненосцы «Ретвизан», «Цесаревич» и крейсер «Паллада». В ответ на взрывы торпед русские суда открыли огонь по невидимому в темноте неприятелю. Один из японских миноносцев затонул, многие получили повреждения.

Понимая, что наутро японцы попытаются атаковать эскадру основными силами флота, русский адмирал О.В.Старк с 5 эскадронными броненосцами и 5 крейсерами занял боевую позицию на внешнем рейде Порт-Артура.

В 11 часов утра, предварительно разведав обстановку, к Порт-Артуру приблизилась эскадра адмирала Того. Японцы открыли огонь по русским кораблям, те отвечали, поддерживаемые тремя береговыми батареями. Японские корабли получили несколько попаданий и после получасовой дуэли отвернули прочь. На русских кораблях погибли 14 и был ранен 71 моряк, японцы по их сообщениям потеряли 3 человека убитыми и 69 ранеными.

Вероломное нападение не достигло цели. Русский флот не утратил боеспособности и по-прежнему представлял серьезную угрозу для японских агрессоров, обладая достаточными возможностями для того, чтобы сорвать переброску сухопутных войск на материк.

Но следует отметить, что реально боевые действия начались еще накануне нападением отряда Уриу на русские корабли «Варяг» командир капитан 1-го ранга Всеволод Федорович Руднев и «Кореец», командир капитан 2-го ранга Григорий Павлович Беляев находившиеся в гавани корейского порта Чемульпо.

капитан 1-го ранга Всеволод Федорович Руднев

Накануне войны «Варяг» распоряжением царского наместника на Дальнем Востоке генерал-адъютанта адмирала Е. И. Алексеева был направлен в нейтральный Чемульпо (современный Инчхон, рядом с корейской столицей Сеулом), в котором «Варяг» должен был охранять русскую миссию и нести обязанности старшего стационера на рейде.

 26 января (7 февраля) 1904 года японская эскадра встала на внешнем рейде залива. На внутреннем рейде находились русские — крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», а также иностранные военные корабли. Японцы имели подавляющее преймущество: русскому крейсеру и канонерской лодке Уриу мог противопоставить 5 крейсеров и 8 миноносцев. Командир «Варяга» Капитан 1-го ранга В.Ф.Руднев узнал об этом еще днем 26 января, когда «Кореец», посланный с почтой в Порт-Артур, поспешно вернулся в гавань, сообщив о том, что выход в море преграждает японская эскадра.

Утром 27 января (9 февраля) 1904 года В.Ф. Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала Уриу, объявлявший о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны. Японцы требовали от русских покинуть рейд до полудня, угрожая в противном случае открыть по ним огонь. Подобные действия в нейтральном порту явились бы нарушением международного права.

В. Ф. Руднев принял решение прорываться. Перед строем офицеров и матросов крейсера он сообщил им об ультиматуме японцев и о своём решении. В частности, он сказал следующее: «Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть — мы не сдадим крейсер и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови». Моряки единодушно поддержали решение своего командира и стали готовиться к битве. В частности, на «Корейце» укоротили мачту с тем, чтобы сбить прицел неприятельских орудий.

Утром 27 января контр-адмирал Уриу потребовал немедленной сдачи, грозя в противном случае атаковать российские корабли прямо на рейде. Но русские моряки отвергли ультиматум японцев. «Варяг» и «Кореец» развели пары и начали выходить из гавани. Стоящие в Чемульпо иностранные суда приветствовали их российским гимном. У выхода из гавани, за островом Иодольми ждала японская эскадра, усилившаяся еще одним кораблем и теперь состоящая из 6 крейсеров и 8 миноносцев. Силы были слишком неравны: один японский крейсер «Осама» по мощи огня превосходил оба русских корабля.

Адмирал Уриу вновь предложил русским сдаться. «Варяг», не отвечая шел вперед. Тогда японцы открыли огонь, вызвав ответные залпы русских орудий. Бой продолжался около часа. Вокруг русских кораблей бушевал огненный ад. Бой продолжался около часа. Палубы русских кораблей были завалены телами убитых и раненых. Но и японцы понесли значительные потери – был потоплен миноносец и сильно повреждены 2 крейсера.

 «Варяг» получил, по разным данным, от 7 до 11 попаданий, в том числе одну пробоину площадью 2 м² у ватерлинии, потери экипажа —  1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. «Кореец» потерь в экипаже не имел, а повреждения ограничились одной осколочной пробоиной в таранном отсеке.    Следует сказать, что большинство посланных японскими судами снарядов попросту перелетали лодку. Кроме того, «Кореец» применял для своей защиты дымовую завесу.

После боя, не сумев прорвать блокаду наши корабли вернулись на рейд в Чемульпо, где по решению команды «Кореец» был взорван.  «Варяг» был затоплен путём открытия кингстонов (корабль затонул на мелководье и впоследствии был поднят японцами).

Бой у Чемульпо оказался для японцев пирровой победой. Подвиг «Варяга» и «Корейца» поднял моральный дух российских моряков, показал всему миру героизм и самоотверженность русского народа.

Подвиг «Варяга» скоро стал известен всей стране, о нем слагали стихи и песни. Но самой известной стала песня «Врагу не сдается наш гордый «Варяг», на долгие годы полюбившаяся военным морякам.

                      Наверх, вы товарищи, все по местам!

                      Последний парад наступает!

                      Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,

                      Пощады никто не желает!

Моряки «Варяга» и «Корейца» вернулись на родину через нейтральные порты. Дома им устроили достойную встречу. Командир корабля и офицеры были награждены орденом Святого Георгия 4-й степени, нижние чины — знаками отличия Военного ордена 4-й степени, а все участники боя без исключения – медалями «За бой «Варяга» и «Корейца». Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев, помимо ордена, получил звание флигель-адъютанта и стал командиром эскадренного броненосца «Андрей Первозванный» (ещё только строившегося в Петербурге).

Офицеры «Варяга» в Москве.
Матросы «Варяга» и «Корейца»

Полковник Г.Цобехия

майор Е. Журба

Военный университет Минобороны РФ.